АКРИЛОВАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Если вы устали от многочисленных забот и проблем, если боевой настрой куда-то исчез и совсем нет настроения, не отчаивайтесь! Есть хороший способ вернуть бодрое расположение духа, зарядиться позитивом и узнать много интересного. Загляните в Выставочный зал, как это сделала я в минувшую пятницу, и вы поймете: мир такой удивительный, яркий и неповторимый, и как много в нем неразгаданных тайн!

Мастер-класс под названием «Флюид-арт», который провела директор Выставочного зала, член Союза художников России Ирина Аввакумова, — яркое тому подтверждение.

Fluid Art (флюид-арт) — текучее художество, жидкое искусство или случайная живопись — новое направление в абстрактной живописи. Это техника создания изображений с помощью жидких акриловых красок (техника разливки красок). Сегодня, наверное, многие слышали о таком способе создания картин. Но кто и когда придумал флюид-арт? На самом ли деле это направление зародилось недавно? И как рисовать жидким акрилом? Ответы на эти и другие вопросы участники мастер-класса получили, увидев воочию, как всего за час создается настоящий шедевр, замечательная картина, которая может стать прекрасным подарком друзьям или оригинальным украшением интерьера.

Итак, начинаем…

«СЛУЧАЙНАЯ ЖИВОПИСЬ»: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

— Несмотря на то, что всеобщую популярность в нашей стране эта техника получила только в последние несколько лет, существует она еще с 1930-х годов, — поясняет Ирина Аввакумова. — Мексиканский художник Давид Альфаро Сикейрос неожиданно обнаружил необычный эффект при взаимодействии текучих красок друг с другом и назвал его «случайной живописью».

Сикейрос видел в этих работах синергию между наукой и искусством, сложностью и красотой. Есть мнение, что техника «случайной живописи» стала основой работ некоторых известных мастеров. Например, американского художника Джексона Поллока.

Разливая краски, можно создать цветочную композицию, какой-то необыкновенный орнамент. Но что бы ни получилось, это настолько захватывает, это так интересно, что хочется творить снова и снова, — говорит Ирина Николаевна. — Это искусство столь многогранно, что каждый непременно найдет что-то свое.

И главное, это творчество доступно каждому. Здесь важно чувство цвета, умение через него передать своё настроение. А сама техника очень проста в исполнении.

Жидкий акрил разных цветов поочередно или одновременно выливают на холст, где цвета перемешиваются и формируют абстрактный рисунок. В зависимости от выбора цвета и добавок каждый раз создаются уникальные эффекты. На этом фоне можно рисовать портреты, цветы, сказочные пейзажи. Очень интересно! И никогда нельзя повторить дважды одну работу. Как бы мастер ни стремился, они всегда будут разными. Но есть у флюид-арта свои секреты.

ТАЙНЫ ФЛЮИД-АРТА

— Акриловая заливка — это, в первую очередь, очень творческий и занимательный процесс, — продолжает Ирина Николаевна, — где никто не знает, чем все закончится.

Невероятно увлекательно смешивать разные акриловые краски и видеть, как вашими руками создается настоящее произведение искусства. Разнообразие техник дает огромное поле для творчества. С флюид-артом вам точно не станет скучно.

Какие же существуют приемы? Их очень много. Можно краску просто вылить — один слой на другой (заливка лужами). Можно пользоваться мастихином, чтобы рисунок усложнить или упростить. Добавлять в краску специальные растворители, которые помогают ей съеживаться или растягиваться. Существует технология, называемая «перевернутый стакан», когда краски разных цветов переливают в один общий стакан, перемешивают и выливают на холст за одно движение. Но мы будем рисовать, используя «цветок»: от пластиковой бутылки отрезаем нижнюю часть, с помощью которой попытаемся создать не один, а несколько оригинальных акриловых сюжетов. Но вначале необходимо пояснить, как смешивать краску. В специальные растворители добавляем обыкновенный или художественный акрил. Делаем раствор, похожий на жидкую сметану разных цветов. Добавляем силикон (спрей): именно он позволяет создавать на рисунке характерный декор, изящные округлые ячейки, а также контролировать их размер и количество. Размешиваем.

Выбираем хороший материал — основу нашей работы. Например, холст на подрамнике. Но можно использовать хлопок, фанеру, МДФ, деревянную заготовку. Главное, чтобы она была загрунтована. Наносим черную акриловую краску на холст в хаотичном порядке. Разгоняем мастихином, можно не по всей поверхности. Ставим наш «цветок» (заготовку) в центр и аккуратно льем на него белую краску. Затем поочередно: желтую, синюю, розовую, фиолетовую. Снова белую…

И вот на наших глазах происходит чудо. Разливаясь в хаотичном порядке, краска постепенно приобретает очертания то цветка с разноцветными лепестками, то волшебной бабочки. Очень красиво! Казалось бы, вот он, шедевр, готов за 10 минут.

— Но не спешите, — прерывает наши фантазии мастер, — процесс только начался. Краска должна растечься до краев холста, тогда у нас будет законченное произведение.

Повторяем снова и снова. Каждый из участников мастер-класса, колдуя над цветком, чувствует себя немного волшебником.

Еще один штрих — с помощью тонкой палочки прочерчиваем линии от центра рисунка к краям лепестков. И снова чудесное превращение цветка — теперь в жар-птицу с необыкновенно шикарным хвостом-веером.

Ирина Николаевна переворачивает холст для равномерного стекания акрила, и снова льет краску, слой за слоем, получая от сказочного красивого процесса необычайное удовольствие.

Кстати, вместо донышка бутылки можно использовать детские звездочки-фигурки для песочницы, или даже дуршлаг — рисунок каждый раз будет удивлять своей необычностью. Если краска не растеклась до краев холста, не страшно. Нальем немного черного или синего, проведем мастихином. Затем уберем центральную фигурку (она нам больше не нужна). Осторожно кладем лист бумаги (как промокашку) на наш рисунок (делаем это обязательно в перчатках!), мягким движением сразу же убираем его и с помощью фена разгоняем краску, пока рисунок примет желаемые очертания, при этом можно помогать палочкой или мастихином, а затем брызгаем золотой акриловой краской. Но и это еще не все. В процессе высыхания обязательно произойдут неожиданные изменения деталей рисунка. Силикон, который мы добавляли в краску, образует многочленные клетки-ячейки, имитирующие пузыри и дырочки, что, несомненно, изменит фактуру рисунка. И вот перед нами снова волшебное превращение. Теперь это сюжет из сказов Бажова — «Малахитовая шкатулка» или дворец, где живет хозяйка медной горы. Чудеса да и только!

Впрочем, каждый увидел что-то свое, особенное, представляя, фантазируя, непременно наслаждаясь этим завораживающим действом.

Через сутки картина готова. После того, как краска высохнет, цвет впитается в холст, чтобы его восстановить и сделать ярче, можно покрыть работу лаком или эпоксидной смолой. В результате изображение приобретет глубину, блеск, насыщенность.

И каждый раз будет нечто необыкновенное, новое, неповторимое.

Ирина Николаевна рассказала, что в одной из мастерских Санкт-Петербурга недавно открыли производство авторских столов в технологии флюид-арт. Работы пользуются необыкновенной популярностью. Возможно, кто-то из ржевских умельцев возьмет себе на заметку и сотворит такую красоту нам на радость?

АРТ-ТЕРАПИЯ

Действительно, нет границ для творчества и фантазии. Участница мастер-класса Виктория Кузнецова уверена, что флюид-арт помогает отвлечься от посторонних мыслей.

— Ты думаешь только о творческом процессе и больше ни о чем, — говорит она. —  Это прекрасный способ развивать воображение и для детей, и для взрослых. А еще флюид-арт — это идеальный пример живописи как медитации.

Заливка, смешивание, наслаивание цветов, плавные перетекания краски… Искусство и медитация делают одно и то же: успокаивают разум и тело здоровым позитивным образом.

Роман Таклаев, программист, впервые на мастер-классе. В живописи — новичок. Его хобби — изготовление ножей.

— Очень хотел бы попробовать создать небольшую картину в технике флюид-арт, — делится он мечтой. — Это очень интересно. Завораживает. А еще было бы здорово разрисовать так деревянную заготовку для рукоятки ножа. Не знаю, получится ли?

Уверена, попытаться создать оригинальную, ни на что не похожую вещь, точно стоит. Ведь флюид-арт дает безграничные возможности для фантазии: это и неповторимые цветовые комбинации и, конечно, разнообразные техники, о которых пойдет речь на следующих занятиях.

Не пропустите! Уверяю вас, это потрясающе красиво и увлекательно, дух захватывает!

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *