ТОРГОВЛЯ ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

Уличная торговля. Кажется, это явление не зависит ни от экономической ситуации в стране, ни от времени года, ни от требований и правил благоустройства, ни от позиции по данному вопросу городских властей. Развалы с очками и носками, венками и цветами, рассадой и свежими овощами-фруктами базируются на привычных местах много лет. Сколько ни боролись с ними, сколько ни пытались еще в 90-е отвести им законные места на расположенных поблизости рынках — все равно никуда не деваются коробки у дороги возле 4-го магазина, на которых предлагают свою продукцию не только местные бабушки, но и предприниматели, подвозящие товар на грузовичках. И на перекрестке улиц Бехтерева и Ленина, на Садовой возле бывшего «Славянина», и нескольких других, такие стихийные рынки тоже то возникали, то исчезали в разные годы. Нет, речь не о женщинах, которые в своей тепличке выращивают рассаду и продают ее по весне на обочине тротуара, а о тех, у кого уличная торговля поставлена на поток и кто имеет, как правило, несколько точек продаж.

РАЗВАЛ-БАЗАР

Конечно, все горожане относятся к такой торговле по-разному. Кто-то никогда не купит овощи под открытым небом (тем более что в соседнем супермаркете они в таком же ассортименте и порой даже дешевле), а кто-то специально пойдет искать выгоду и лучшее качество в такую импровизированную торговую палатку, не задумываясь, что ее ассортимент не выращен лично на подсобном огороде, а точно так же привезен с ближайшей овощной базы. И если в магазине на этот товар есть документы и известны условия хранения, то как и где складируют непроданный за день товар такие уличные продавцы — вряд ли кто знает.

Это — один из очевидных минусов торговли под открытым небом. Есть и неочевидные: то, что такая торговля портит внешний вид улиц и оставляет после себя вытоптанные обочины, сломанные при разгрузке товара ограждения и дорожные знаки, неубранный мусор; то, что городской бюджет не получает никаких отчислений — тогда как ремонт упомянутых знаков и заборов финансируется как раз из городского бюджета; то, что у администрации нет рычагов воздействия на таких предпринимателей — потому что на предложения узаконить и упорядочить деятельность они не реагируют, а предписания Роспотребнадзора и полиции и вовсе не являются для них угрозой, ведь размер штрафов в разы меньше выручки одного дня.

Вот и получается, что поставить «ГАЗель» на пешеходном переходе для разгрузки товара в Ржеве — можно; отмахнуться от сломанного светофора — можно; оставить коробки и пакеты на месте торговли — тоже можно. И выставить стеллажи с искусственными цветами и венками, заняв несколько метров тротуара и заставляя проходящих мимо людей чувствовать себя будто на кладбище — тоже.

Но ведь это неправильно! Каждый из нас мечтает, чтобы вокруг был порядок и чистота, чтобы действовали единые и понятные для всех правила, чтобы город был красивым и благоустроенным, а торговля — безопасной и законной.

И никаких двойных стандартов.

САДОВЫЙ И НЕЗАКОННЫЙ

Недавно в редакции появилось коллективное письмо в защиту так называемого «Садового центра» по Ленинградскому шоссе. В нем говорилось о грамотном приветливом продавце, большом ассортименте растений, удобном расположении — и планах администрации якобы «закрыть эту точку с формулировкой «портит вид центральной улицы»…

«Если говорить о развитии малого и среднего бизнеса в нашей стране, то надо поддерживать местных предпринимателей, а не ставить им палки в колеса!.. Почему люди, делающие город краше, становятся неугодны администрации?» — спрашивали авторы письма.

Решив разобраться в ситуации, мы обратились в отдел экономики. И узнали там много нового не только о данной торговой точке, но и о той работе, которую ведет администрация в отношении нестационарных торговых объектов. Эта работа началась не вчера: отчисления в городской бюджет от таких объектов — одна из доходных статей. И поэтому задача городской власти, с одной стороны, вести учет и отслеживать законность работы каждой такой точки, с другой — следить за тем, чтобы она работала на законных основаниях и соответствовала установленным требованиям, в том числе и требованиям «Правил благоустройства».

«Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города» утверждается решением Ржевской городской Думы, и вносить в нее коррективы возможно не чаще двух раз в год. На городском сайте в разделе «Предпринимательство» размещена нормативная документация по данному вопросу.

А в пункте 2.4. «Порядка внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ржева Тверской области» черным по белому изложено, где таких объектов быть не должно. Например, в полосах отвода автомобильных дорог; в арках зданий, на газонах, цветниках, клумбах, площадках (детских, для отдыха, спортивных), на дворовых территориях, на земельных участках многоквартирных жилых домов, в местах, не оборудованных подъездами для разгрузки товара, на тротуарах шириной менее 3-х метров (или если такой объект уменьшает ширину пешеходной зоны до 3-х метров и менее); ближе 5-ти метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов; на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций; под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами; на расстоянии менее 25-ти метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям.

Не допускается размещение нестационарных торговых объектов в случае, если они препятствуют свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и так далее); в местах, не включенных в схему. За-прещено размещение временных конструкций, предназначенных для хранения бахчевых культур, отдельно от нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков) и выставление у нестационарных торговых объектов, в том числе у (мобильных) пунктов быстрого питания столиков, стульев, зонтиков и других подобных объектов. Надо сказать, что эти правила действуют уже несколько лет и придуманы не в Ржеве, — аналогичные действуют и в других муниципалитетах.

А теперь подумаем, соответствует ли нынешняя нестационарная торговля этим требованиям? И, обладая этой информацией, посмотрим на ситуацию по-иному.

Получается, в случае с «Садовым центром» имеет место ни больше ни меньше самозахват земли: территория у дороги никаким образом не оформлена и в схеме размещения нестационарных торговых объектов не значится. Чего проще ее узаконить, спросите вы. Способы для этого есть. Однако, во-первых, в данном случае участок земли, на котором осуществляется торговля, слишком большой для того, чтобы данная процедура в отношении него была возможна. Во-вторых, внесение изменений в схему размещения НТО в нынешнем году уже происходило дважды (и оба раза по инициативе других предпринимателей), значит, нужно ждать следующего года. В-третьих, процедура предполагает открытые торги, а это значит, на данную территорию будут претендовать и другие предприниматели, и кто из них выиграет — неизвестно.

Возможно, поэтому данная процедура до сих пор не начата. Тогда как городские власти, имея ряд благоустроительных претензий к организации работы данной торговой точки, предпочли бы, чтобы все формальности были улажены юридическим способом. При отсутствии таких действий единственный выход — прекращение незаконной деятельности.

Да, малый бизнес — одна из опор городской экономики. Малые предприятия — это услуги, занятость для жителей города. Рассчитывать на поддержку и лояльность городских властей предприниматели, безусловно, могут и должны. Но при этом сами они должны быть готовыми идти на компромисс, прилагать усилия для того, чтобы их торговая точка являлась украшением города, а деятельность была законной.

Положительным примером в этом смысле может служить павильон «Марс» на углу Советской, который недавно привели в полное соответствие с утвержденным отделом архитектуры дизайном подобных магазинчиков на территории Ржева. И теперь эта торговая точка, привычная для жителей ближайших домов, не «портит вид центральной улицы», а продолжает работать для гостей и ржевитян.

И это пример положительный.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *