ШКОЛА РЕМЕСЛЕННЫХ УЧЕНИКОВ

В Центральном государственном архиве Москвы (ф. 459. оп. 5) сохранился уникальный документ: «Отчет о состоянии Ржевской школы ремесленных учеников за 1912 год». На 1 января 1912 года там числилось 28 учащихся. Курс обучения — два года. При поступлении в учебное заведение требовались обязательная грамотность и наличие знаний по основным гуманитарным дисциплинам.

В Ржеве Школа ремесленных учеников (таково ее официальное название) работала с 1909 по 1918 годы. Она была открыта на средства известного горожанина Н.И. Болоболина. Здесь подростки обучались основам кузнечно-слесарного и токарно-столярного производства.

Ржевская ремесленная школа входила в ведомство директора народных училищ Тверской губернии, которое возглавлял Н.Д. Никольский (1873-1952, Калинин/Тверь), в дальнейшем профессор Калининского пединститута (ныне Тверской госуниверситет).

Абитуриенты сдавали вступительные экзамены, причем был даже конкурсный отбор (два человека на место). На учебный курс отбирались 15 мальчиков, прошедших строжайшие испытания.

Среди лучших учеников, кто показывал наиболее сильные знания, как правило, оказывались бывшие выпускники двухклассного Министерского училища, потом шли ребята, окончившие гимназию, затем — прошедшие курс реального училища, после них — получившие свидетельства земской школы. Слабые результаты при поступлении показывали юноши, которые прежде занимались в городских начальных училищах.

Обучение выстраивалось согласно годовому календарю — с января по декабрь. В первом полугодии, с 9 января по 28 июня, проводились учебные теоретические и опытно-практические занятия. А с 14 июля учащиеся проходили практику в мастерских (причем многие — на производствах). Во втором полугодии занятия сначала шли в мастерской — с 16 августа по 31 августа, затем продолжались классные обучающие уроки — с 1 сентября по 21 декабря. Далее были «святочные каникулы».

Расписание уроков и трудового обучения начиналось с 7.30 и заканчивалось в 17.30.

В личный административно-преподавательский состав ремесленной школы входили педагоги и духовный наставник. Это: Александр Данилович Бородин (1880) — образование 8 классов (к сведению, на то время это среднее специальное образование), окончил курс ремесленного училища, учитель-инспектор, размер содержания — 1450 рублей; Петр Иванович Маслов (1862), священник, окончил курс духовной семинарии, законоучитель, размер содержания — 900 рублей; Василий Иванович Панфилов (1881), образование 9 классов, окончил курс низшего механико-технического училища, учитель-техник, размер содержания — 1040 рублей; Арсений Тимофеевич Журавлев (1879), образование 9 классов, окончил курс учительской семинарии, имел звание учителя по математике и географии, учитель общеобразовательных предметов, размер содержания — 855 рублей.

Из преподавательского корпуса школы нам известны биографические сведения о Маслове (1862 — после 1921) — ржевском священнике, протоиерее (1916). Он окончил Тверскую духовную семинарию, с 1886 по 1891 год учительствовал в Струженском земском училище (Новоторжский уезд). Рукоположен в священники, в 1891-96 годы служил при походных полках, потом — священником Ржевской полковой церкви.

С 1914 по 1917 год выступал в военном походе, позже был назначен в комиссию по сбору военно-исторических документов по войне с Германией. По расформированию полка при демобилизации армии остался за штатом. В 1918 году переведен в п. Оленино (июнь-октябрь). С октября 1918 по 1920 год служил в Преображенской церкви Зубцова, затем в Никольской церкви Ржева. Далее судьба неизвестна.

Кроме основного педагогического состава ремесленной школы, в ее штате числились врач (на 1913 год — С.А. Баженов), подмастерье (на 1913 год — Филиппов), служитель, в обязанности которого входило обслуживание помещений (отопление, уборка, мелкий ремонт и так далее).

Помещение для ремесленной школы было съемным, но постепенно решался вопрос о самостоятельном здании для ведения учебных и практических занятий.

Технически и материально школа обладала весьма достаточными средствами для существования. И все же главной проблемой было отсутствие собственного просторного помещения, а также нехватка материалов для производственной практики.

Школа имела право реализации произведенной учениками продукции, средства от которой шли на ее развитие (новые учебники, технические приспособления и спецновшества).

Ржевская специализированная школа завоевала достойную и хорошую репутацию и в губернии, и в столицах. Столичный инспектор отдела промышленных училищ Министерства народного просвещения, инженер-технолог Михалевский в своем последующем отчете о посещении Ржева отмечает высокий уровень обучения в городской ремесленной школе. Михаил Иосифович Михалевский (1856 — после 1916) был родом из дворян, действительный статский советник. За большую просветительскую деятельность был награжден орденом св. Станислава 3-й степени еще будучи директором подобной школы в Баку.

* * *

Среди технических специальностей в плане обучения учащимся предписано преподавание общеобразовательных предметов, гимнастики, пения. Среди рекомендаций — собирание музейных экспонатов. Для читателя скажем, что в этой ремесленной школе была представлена большая коллекция растений и насекомых (бабочек). Кроме того, учителем В.И. Панфиловым была собрана библиотека наглядных пособий для рисования. Он же сам изготавливал многие виды технических приспособлений, необходимых для визуального (зрительного) обучения.

В 1915 году Ржевское уездное земское собрание утверждает действия Управы по устройству Ржевского педагогического музея, принимает постановление «ассигновать по смете 1916 года на оборудование и содержание музея 3000 рублей и возбудить ходатайство в Министерстве торговли и промышленности о выдаче субсидии на этот же предмет».

Центральный музей наглядных пособий рекомендовано разместить в большой комнате здания Ржевской школы ремесленных учеников.

Музей представлял собой собрание предметов, пособий групп, коллекций из разных отделов естествознания: зоологии, ботаники, минералогии, физики — всего до 300 наименований. Посещали музей учащиеся городских и некоторых школ из уезда (с марта по декабрь 1915 года, например, на экскурсиях побывали 342 учащихся), осмотр (в течение 2-3-х часов) сопровождался объяснениями заведующего музеем.

Ржевская Управа стремилась наиболее эффективно использовать денежные средства и обеспечить наглядными пособиями процесс обучения.

* * *

Интересным материалом по содержанию дореволюционного ржевского музея при школе ремесленных учеников с ржевитянами поделилась Елена Свирская, краевед и педагог из Вязьмы Смоленской области. Вот что она написала:

«Знакомясь сегодня с каталогом ржевского музея начала ХХ века, удивляешься разнообразию моделей и экспонатов, представленных для обозрения и изучения.

Так, коллекция птиц Ржевского уезда (чучел) состояла из следующих экспонатов: хищники — чеглок, ястреб тетеревятник, канюк большой, пустельга, сыч мохноногий; куриные — белый межняк; плавающие — шилохвост (самка), чайка; болотные — турухтан, перевозчик, чернозобик, улит большой, бекас; лазящие — дятел чёрный, дятел серый, кукушка; воробьиные — сойка, кукша, сизоворонка, иволга, кедровка».

Думается, что современным орнитологам, да и просто любителям лесных прогулок любопытно сравнить обитателей ржевских лесов спустя столетие.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *