НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

22 августа в Выставочном зале Ржева состоялось открытие юбилейной выставки «Многоточие» замечательного ржевского художника, члена Творческого союза художников России и Международной федерации художников, преподавателя ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых Андрея Грица, которому в июне исполнилось 65 лет.

Поздравить со знаменательным юбилеем и открытием выставки пришли друзья, коллеги и ученики, а также почитатели творчества Андрея Викторовича, которые знают его не один десяток лет. Музыкальный подарок прозвучал в исполнении Марии и Александра Иваненко.

Надо отметить, что в зале царила теплая и доверительная обстановка. Говорили искренне, проникновенно, до глубины души восхищаясь талантом мастера, подарившего зрителям возможность наслаждаться неброской красотой родного края, неповторимым ароматом разнотравья и луговых цветов, ленинградскими пейзажами и такими разными видами из окна дома в Ржеве, где живет художник.

— По картинам Грица можно учиться живописи, — как-то сказал Руслан Бурцев, — а также изучать Ржев.

И с этим невозможно не согласиться. Что интересно, в каждой работе (в экспозиции представлено 65(!) картин, написанных в разное время, начиная с далеких 70-х) содержится потаенный смысл, который вдумчивый зритель непременно раскроет. И совсем не обязательно это будет отражением мнения самого автора. Ценно то, что произведения Грица будоражат ум, волнуют сердце, учат мыслить.

— Каждый увидит что-то свое, — отметил Валерий Волков, заведующий библиотекой редких книг и рукописей русской православной старообрядческой церкви (Москва). — Работы очень подвижные и динамичные. Как музыка, которую мы сегодня слышали. В диалоге с художником происходит такой же процесс. Работы Грица интересны и с точки зрения композиции. Чувствуется, что автор прошел великолепную ленинградскую школу реалистической живописи и позволяет себе работать в разных техниках. Уверен, залог успеха — не только профессионализм, но и колоссальная работоспособность автора. Жаль, что не все мы здесь можем увидеть. У Андрея Викторовича много прекрасных произведений. Хочется, чтобы знакомство с творчеством нашего земляка было продолжено.

Александр Иваненко добавил:

— В каждой работе вижу мастера Грица и некую церковность. Это вечный вопрос. Господь руками художника делает то, что сделал Гриц.

Кирилл Ямщиков, ученик Грица, студент литературного института (Москва), с ностальгией вспомнил годы учебы в мастерской Грица:

— Андрей Викторович учит, развлекая, и развлекается, пока учит. Более лукавого (в хорошем смысле этого слова), более игривого, наслаждающегося жизнью человека в Ржеве я не встречал. И то, что такой человек здесь живет, это тот случай, когда метеорит упал в нужном месте…

Андрей Гриц родился в Ржеве в большой и дружной семье. Отец, Виктор Степанович, был железнодорожником. Мама, Александра Михайловна — фельдшером. Будучи в зрелом возрасте, отец увлекся резьбой по дереву и создавал великолепные скульптуры.

— Дожил до девяноста лет, и последние тридцать, когда он занимался творчеством, — вспоминает Андрей Викторович, — были самыми счастливыми.

Унаследовал творческую жилку и сын Петр — музыкант с консерваторским образованием. Изумительно играет на фаготе, в чем ржевитяне смогли убедиться на творческой встрече, что прошла 29 августа. Петр приехал из Санкт-Петербурга к отцу на открытие юбилейной выставки.

Как человек увлеченный, Гриц пробовал себя в различных творческих профессиях. Свое художественное образование начал в Ивановском художественном училище. Потом — служба в армии, после чего, ощущая себя состоявшимся художником, понял, что хочет постичь новые высоты. И судьба привела его в Мариинский театр. Там, в городе на Неве, был рабочим сцены и параллельно как вольнослушатель посещал курсы в Академии художеств. В 24 года стал членом Ленинградского молодежного объединения Союза художников СССР.

Благодарен судьбе и за то, что посчастливилось учиться в мастерской заслуженного художника СССР Ю. Тулина. Эта творческая атмосфера была хорошей школой, поскольку до 90-х годов он работал на Ленинградском телевидении декоратором, графиком, художником-постановщиком. Почувствовав в себе хватку режиссера, поступил и в 1990 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, а затем в Москве, на Шаболовке, высшие курсы художников-постановщиков. Работал на телевидении как режиссер и художник-постановщик. Много декораций придумал к различным спектаклям и передачам. Но тяжелые 90-е перечеркнули и поломали все. Его режиссерская профессия оказалась ненужной в новой России. И в 2001 году Андрей Викторович решил вернуться на родину — в Ржев.

— Как Робинзон Крузо, 30 лет я скитался, потом вернулся в родные края, — с ироничной улыбкой признается он. — Но, уверен, не зря. Где родился, там и пригодился.

Шестнадцать лет Анд-рей Гриц преподает на художественном отделении в ДШИ № 3. Семнадцать из его выпускников выбрали творчество делом жизни и поступили в художественные училища и вузы. Согласитесь, это высокий результат.

Все эти годы Гриц не переставал писать; участвовал в областных и городских выставках в Санкт-Петербурге, Твери, Ржеве. Провел несколько персональных выставок. Его работы вошли в каталоги, издаваемые ТСХР.

— Чем старше, зрение хуже, а видение лучше, и пишу точнее, так как смотрю душою, — признается Андрей Викторович.

И с годами этот взгляд заметно меняется, цветовая гамма его полотен становится все более ясной, светлой, чистой.

— Я стремлюсь к чистоте, — говорит мастер.

Под легкой кистью художника оживают пейзажи, благоухают цветы и травы, одурманивая своим пьянящим ароматом. Сложные композиции обретают глубокий философский смысл, уходящий за рамки обыденного, передающийся в особой, именно ему присущей манере.

Художника вдохновляет родная природа. Он искренне любит свой родной уголок — деревню Курьяново, старенький домик с русской печкой, которую он сложил сам, дивные георгины в палисаднике, бездонное голубое небо, которым можно любоваться часами. Невозможно пройти мимо великолепных натюрмортов с пасхальными яйцами и вербой в кувшине («Чистый четверг») и не вдохнуть аромат «Вербного воскресенья». А как вкусно художник нам изобразил «Глубокий обморок сирени»! Смотришь на нежные лилово-белые веточки и слышишь этот ни с чем не сравнимый аромат весны. А сколько кругом цветов! Ярко-желтый куст топинамбура, лиловые ирисы, белый жасмин и васильковые «башмачки», цикорий в глиняном горшке и душистый «Русский чай» — чудесная картина, написанная в это лето. А вот три розы, символизирующие женскую красоту: бело-зеленая — юность, рыжая — расцвет, красная — зрелость («Три цвета времени»).

 

— Цветы, по выражению Иоанна Кронштадтского, это то последнее, что осталось от рая на земле, — пояснил автор. — Поэтому я пишу не просто цветы, а нечто прекрасное.

В центре зала — картина «Храм». Художник начал писать ее в 80-х, представляя, каким будет Вознесенский собор, который тогда еще не был восстановлен.

— Храм — это человек, — рассуждает Гриц. — В каждом из нас есть Храм, который отражает нашу сущность.

Зрители обратили внимание на работу «Остров слез» (или «Раненый ангел»). Художник рассказал про насыпной остров в центре Минска в память о погибших воинах-афганцах, которых оплакивают матери. Остров слез произвел на художника настолько сильное впечатление, что он написал эту плачущую картину.

Тему памяти продолжает картина с одноименным названием. Будильник, букет цветов, фотография родителей на столе… Время быстротечно, говорит нам автор, цветы увянут, но память в сердце — навсегда. Вечная тема любви пронзительно звучит в «Утреннем пиццикато». Необычная картина, написанная на деке контрабаса, — трогательная история о взаимоотношениях женщины и мужчины.

В каком же направлении работает Гриц? — невольно задаешься вопросом. Реализм? Импрессионизм? Кубизм? Андрей Викторович и в шутку, и всерьез отвечает:

— Это «грицизм», ребята. Человек в своем становлении проходит всю историю искусств. Я пытался работать как Рафаэль, Рембрандт, Гюстав Доре… Но зачем мне кому-то подражать? Надо изучить все направления, чтобы потом придумать нечто свое.

Так же и зритель, глядя на картины Грица, обязательно додумает что-то свое, чтобы поставить точку вместо авторского «Многоточия».

Выставка работает до 19 сентября.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *