Он воевал подо Ржевом

В воспоминаниях ветерана военной службы Геннадия Капустинского, живущего в городе Красноярск, есть рассказ о его родном дяде — Владимире Павловиче Капустинском, лётчике, воевавшем под нашим городом Ржевом. Он уже ушёл из жизни, но осталась память о нём, остались его рассказы — воспоминания о войне. Документы и награды — как свидетельство его ратных дел. Владимир Павлович после тяжелейших ранений сумел повторить подвиг Мересьева, вернулся в боевой строй и продолжал воевать за свободу нашей Родины до самого окончания войны.

Свой сегодняшний рассказ я начну с родного дяди Володи — брата моего отца. Владимир Павлович — легендарный человек поистине удивительной судьбы. Родился 7 июня 1920 года в с. Соколовка Иланского района Красноярского края в многодетной крестьянской семье. С детства он увлекался конструированием моделей самолётов, которые у него летали. Помимо этого, он очень хорошо рисовал и мастерски играл на скрипке, сделанной руками его отца, Павла Григорьевича Капустинского.

В 1937 году Владимир Капустинский стал студентом Канского педучилища. Ещё на 3-м курсе он начал работать учителем в Почетской школе Абанского района Красноярского края. Вместе с ним это же учебное заведение окончила Татьяна Сергеевна Рафиенко. Они поженились и продолжили вместе свою трудовую жизнь в этой же школе. Работа нравилась, и они были счастливы.

Но стране нужны были лётчики. «Комсомолец — на самолёт!» — этот лозунг-клич оказался близким и родным молодому учителю. В сентябре 1940 года Владимир был призван в ряды Красной Армии и направлен в Чкаловское авиационное училище. Сейчас принято считать, что тогда вся наша страна жила в предчувствии войны. Однако это большое преувеличение. По крайней мере, у моего дяди именно в то время было ощущение, что мир на нашей земле воцарился навсегда. И вдруг эти надежды оборвало известие о вероломном нападении фашистов на СССР. В октябре 1941 года после ускоренной подготовки выпускнику лётного училища В.П. Капустинскому дали назначение в 615-й ночной бомбардировочный полк на должность штурмана экипажа.

Боевое крещение он вместе со своим полком, который был сформирован при училище, получил в боях под Москвой во время контрнаступления наших войск. Каждую ночь они проводили по 3-4 вылета. А каждый вылет — это сотни килограммов смертоносного груза — маленький, но тем не менее важный вклад в общее дело разгрома врага.

Младший лейтенант В.П. Капустинский вместе со своим командиром лётчиком Всеволодом Александровичем Пономарёвым действовали на участке вдоль Варшавского шоссе. Однажды у Малоярославца они нагнали отступающую вражескую колонну и, сбросив на неё бомбы, обстреляли из пулемётов. В ту ночь напарники провели ещё два успешных «рейса». Так началась боевая работа Владимира — постоянные вылеты на задания в ночное время, разведка, транспортировка боеприпасов и продовольствия партизанам.

Тут подоспела и первая победа наших войск под Москвой. Потом их будет много, но эта, первая, навсегда осталась в памяти моего дяди Володи.

9 февраля 1942 года при выполнении задания в очень сложных метеорологических условиях его самолёт был подбит. Приземлившись на опушке леса, лётчик В.А. Пономарёв и штурман В.П. Капустинский сожгли машину и стали лесами пробираться на восток. Четверо суток без пищи и обогрева, по глубокому снегу шли и ползли они к своим. Короткий отдых под елью или сосной, где приходилось зарываться в снег, и опять вперёд — и днём, и ночью. Голод и сон иногда брали своё над ними. Вот как он сам рассказывал об этом: «Проползём иногда метров 20-30 и незаметно для себя уснём прямо на снегу. Тогда выручал нас февральский мороз. Он будил и заставлял нас двигаться дальше».

На пятые сутки рано утром они вышли к своим войскам измученные, обессиленные, промокшие и промёрзшие, с сосульками на унтах и комбинезонах. Бойцы встретили их тепло и сразу же отправили в расположение части. А в полку их считали погибшими и уже отправили родным похоронные извещения. Вскоре Пономарёву и Капустинскому был вручён новый самолёт, на котором отважные лётчики с ещё большим ожесточением продолжали громить врага.

А в августе 1942 года при выполнении боевого задания в районе г. Ржева произошла трагедия: при взлёте самолёт взорвался и упал на опушку леса, где находился бомбовый склад. Лётчик В.А. Пономарёв, лучший друг и товарищ дяди, погиб, а Владимира Капустинского после этого случая стали называть канским Мересьевым.

Владимира выбросило из кабины далеко в лес. Когда к нему подбежали, он горел, как факел. Пламя сбили, и лётчика в бессознательном состоянии отправили в авиационный госпиталь. Владимир получил тяжёлые ожоги лица, рук и ног. Причём, ожоги были настолько серьёзными, что врачам пришлось ампутировать пальцы на обеих руках. Остались глубокие следы на лице, ногах. Заключение врачебной комиссии в московском госпитале в Сокольниках было коротким и безапелляционным: к лётной службе не годен.

Молодому бойцу было больно сознавать, что больше он никогда не сможет летать и мстить врагу, но была надежда, что всё-таки будет иначе. Он часами делал мучительные упражнения, заставляя себя забыть о боли. И случилось чудо! Через месяц врачебная комиссия дала разрешение служить в тыловых частях, но только не летать. Военкомат направил В.П. Капустинского в Омскую комендатуру перелётов на аэродромную диспетчерскую работу. Но душа рвалась в родной полк на фронт. И он не остановился на достигнутом, а задался целью доказать, что и без пальцев можно летать не только в тылу, но и в действующей армии. Он чувствовал, что может летать!

В омском госпитале ему сделали пластическую операцию по пересадке кожи на правой руке. После этого он трижды проходил медицинские осмотры, показывая на них свои способности писать и поднимать культями тяжёлые вещи. Подтягивался на руках, одевал при врачах лётное обмундирование и снаряжение. Его успехи были столь впечатляющими, что врачи не могли их поставить под сомнение и записали: «Годен к лётной службе в условиях тёплого климата». Это была огромная победа.

Вернуться на Западный фронт Владимиру помог случай. В Омске оказался майор Б.И. Решетников, служивший в части, где воздушную разведку вёл знакомый Владимиру полк. По возвращении на фронт майор рассказал о встрече с Владимиром Капустинским и его желании вернуться к боевым товарищам. Узнал об этом и командующий воздушной армией генерал С.А. Худяков. Цепь этих случайностей в конечном итоге привела к тому, что 1 мая 1944 года после полуторагодичного отсутствия В. Капустинский прибыл в родной полк, снова оказался в боевом строю, и уже 2 мая снова был в воздухе! Он летал и продолжал громить врага. Всего за годы войны он успешно выполнил 300 боевых вылетов, из которых 200 — после ранения.

В октябре 1945 года Владимир Павлович Капустинский был демобилизован и вернулся в родные края. Он встретился, наконец, со своей семьёй и стал работать в Канске.

Учитель-воин защищал свободу нашего Отечества мужественно и стойко, за что был удостоен многих наград: орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалей «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Его заслуги были отмечены и многими другими ведомственными и юбилейными медалями и памятными знаками.

После войны Владимир Павлович связал свою судьбу с воспитанием будущих воинов. Работал в органах МВД и до конца своей жизни оставался в боевом строю. Он ушёл из жизни в ноябре 1977 года, когда ему было всего 57 лет — сказались нечеловеческое фронтовое напряжение и боевые раны. Похоронили героя войны на ст. Решоты, где он работал и проживал со своей семьёй.

Владимира Павловича называли сибирским Мересьевым. В трудное время, став инвалидом, он нашёл в себе силы снова встать в боевой строй и гнать фашистов с родной земли. Это был человек поистине беспокойного сердца, человек, не позволявший себе расслабляться.

Геннадий КАПУСТИНСКИЙ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *