ПОСЁЛОК НА ВОЛГЕ

Историко-бытовой очерк об одной из городских окраин Ржева

ОТ ШОПОРОВСКОГО УГОРА…

Если посмотреть на карту, то этот пологий холм, плавно спускающийся к Волге, омывается рекою с двух сторон и образует нечто похожее на полуостров. С юга на правом берегу реки находится устье 18-километровой реки Ракитня. За ним по верху расположены деревни Ковалево и Хорошево с музеем «Ставка Сталина». С запада на том берегу реки находится деревня Сосновка, переходящая в Верхний Бор. Напротив, с севера поселка, изгиб Волги с малопроходимым берегом (там в послевоенное время до 2000 годов дислоцировалась военная часть). С востока от остальной части города отделяет железнодорожная насыпь, ведущая на мост через Волгу. Так устье реки Ракитня и железнодорожный мост определяют основное положение поселка с уходящим в прошлое названием «мебельный комбинат».

История этой местности уходит в глубь веков. Здесь, по берегам реки, как свидетельствуют раскопки археологов, люди селились, начиная с железного века. Археологами описана на правом берегу Волги «курганная группа Шопорово», еще его называют Курган Жальничий, это археологический памятник XI века, он имеет федеральный статус. Жальником называют древнее кладбище из групповых могил в виде круга или квадрата. Ученые насчитали их здесь несколько десятков.

А Шопоровский угор — то есть холм, возвышенность, гористый, высокий берег реки — был известен своими природными богатствами: известняком и еловым да сосновым лесами. Добывали здесь известняк прямо из горы, строили из него первые каменные здания да церкви города. До сих пор на северной окраине деревни, в прежнем шопоровском карьере, лежат эти известняковые глыбы, поросшие мхом. При царе Петре I в конце XVII — начале XVIII веков, возможно, из этого известняка и была построена первая каменная церковь Ржева — Никольский собор.

Через полтора столетия здесь появляется запись о деревне: «В 1859 году в Ржевском уезде, в двух верстах от Ржева при реке Волге числится владельческая деревня Шопорова, в ней 15 дворов и 144 жителя». Известно, что жители деревни Шопорово числились в прихожанах Никольского храма, ходили в самый ближний для себя храм — он был всего в двух с небольшим верстах.

ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЛЕС

Лес по берегам Волги здесь в начале двадцатого века назывался Шопоровско-Ермоловским: по имени деревни, у которой стоял, и по имени его владельцев, российской военной династии Ермоловых. А сама династия была столь старинной, что вела начало от татарского мурзы Арсалан-Мурза-Ермолы, еще при великом князе Василии Иоанновиче (1506) приехавшего из Золотой Орды.

Знатный генерал Алексей Ермолов (1777-1861) был известен в первой половине XIX века всей России. Основал город Грозный, модернизировал Военно-Грузинскую дорогу, устроил лечебные заведения при минеральных водах, но во времена Кавказской войны горцы пугали его именем детей: покорителю окраин империи приходилось быть жестоким. Ермолов — автор множества исторических сочинений и трудов. Герб для своей семьи он придумал сам: скрещенные русская шашка и кавказская сабля с надписью «Sobisermis».

Он официально никогда не был женат, но живя на Кавказе, вступал в брак с местными женщинами по их обычаям. И договаривался, что если родится девочка, то ее забирает мать-мусульманка, а если родится мальчик, то отец воспитывает его в православной вере. У него было пять сыновей, и самым любимым был как раз старший Бахтияр от первой жены, черкешенки Сюйды. Он крестил мальчика именем Виктор, выучил его и позже купил для него землю с сосновым лесом на Волге.

Это произошло не случайно. Алексей Ермолов неоднократно приезжал на ржевскую землю. Здесь, в Есемове, жил герой войны 1812 года, генерал-лейтенант в отставке Александр Сеславин. Возможно, встреча боевых друзей состоялась здесь в 1837 году, в 25-ю годовщину Отечественной войны, когда по всей России громко отмечалась эта дата.

Сын генерала Виктор-Бахтияр (1820 -1892) стал военным и женился на дочери дворянина — Анне Демьяновой, семье которой принадлежало не только имение Иваньково на левобережье Волги, но и деревня Шопорово вместе с другими в округе. Известно, что на противоположном левом берегу реки земли вблизи деревни Хорошево принадлежали двоюродному дяде Виктора — В. Давыдову. Таким образом, земли на двух берегах недалеко друг от друга стали принадлежать родственникам или свойственникам, что и было подтверждено этим законным браком.

После упокоения генерала Александр II в уважение к его заслугам перед Отечеством повелел признать сыновей Ермолова потомственными дворянами и его законными детьми.

Виктор-Бахтияр Ермолов дослужился до генерал-лейтенанта, что по «Табели о рангах» соответствовало гражданскому чину тайного советника и давало титул «превосходительство». Этот чин присваивался не за выслугу лет, а по личному распоряжению Государя.

Когда именно сосновый лес на берегу Волги был куплен генералом Алексеем Ермоловым, мы не знаем, но уже во второй половине девятнадцатого века он принадлежал его сыну и назывался Ермоловским по имени хозяина…

ГОСТЕВОЙ ДОМ В ШОПОРОВО

А в имении Шопорово был отстроен большой гостевой дом. Виктор Ермолов прожил 72 года. Чин его отпевания был проведен в Никольской церкви Ржева, прихожанином которой он являлся долгое время. Виктор Алексеевич был похоронен в январе 1892 года на Смоленском кладбище Ржева. Супруга Анна Ивановна упокоилась в 1900 году рядом с мужем.

Спустя двадцать лет после смерти отца в 1912 году его сын Владимир Ермолов пожертвует в свой семейный храм богатую икону Казанской иконы Божией Матери «в массивной серебряной ризе стоимостью до 300 рублей», за что получит письменное архипастырское благословение от тверского епископа.

До революционных событий 1917 года сын Виктора Алексеевича Владимир Ермолов и его четыре дочери были связаны со Ржевом и уездом. Уже к концу 1917 года в имении Ермоловых из семейства проживала лишь Ольга Губина, вторая дочь генерал-лейтенанта Виктора Ермолова, бывшая замужем за Губиным — штабс-ротмистром Сибирского драгунского полка. Когда грянули события февраля 1917 года, а потом и октября, ее семье пришлось немного потесниться и… попасть в мировую литературу.

Чеславу было шесть лет, когда его польская семья бежала от Первой мировой войны и привезла его в Ржев. В 1917 году, судя по фактам, семья жила как раз в гостевом доме Ермоловых в Шопорово. «Барский дворец стоял в парке, спускающемся к Волге. Берёзовая аллея вела к расположенному в полутора верстах городу Ржеву… В подвалах дворца разместились армейские кухни, нижние этажи занимала семья владельца, в комнатах на чердаке жили мы, то есть «беженцы». Любимыми моими друзьями были русские солдаты… Я постоянно слышал вокруг: «Ленин, Ленин»… (эссе «Родная Европа»). Так спустя десятилетия напишет Чеслав Милош, польский поэт, переводчик, эссеист и лауреат Нобелевской премии по литературе 1980 года. Единственный барский дом на Волге в полутора верстах от города стоял именно здесь, в Шопорово! Из Иваньково до города в объезд по правому берегу Волги дальше раза в три.

После событий октября 1917 года имение в Иваньково было национализировано, а имущество конфисковано. Предположительно до 1919 года, по архивным документам, внучка генерала Ольга Ермолова-Губина еще находилась в Иваньково. Позже советская власть передала тот старинный барский дом под клуб и театр работников завода «Сельмаш». Имущество барское вскоре присвоил пролетариат, а Шопоровский гостевой дом, что был на противоположном берегу, отдали под школу-коммуну.

ЛЕС И ЗАВОД

А сам лес еще существовал, еще шумел сосновый Ермоловский бор. Удобный низкий берег реки использовали для сплава строевой древесины с верховьев Волги. Мужики-плотогоны перегоняли сюда сплотки из деловой древесины. Здесь, на повороте, река неширокая, а пологий берег удобен для переработки бревен. Неслучайно на этом месте в 1898 году братьями-купцами В. и А. Симоновыми был основан лесопильный завод. Их можно считать отцами-основателями поселка. Было создано механизированное лесопильное производство. Купцы Симоновы приобрели и установили паровую машину, которая крутила две пилорамы и обрезной станок. Лес гонками (плотами) доставлялся с верховьев Волги на предприятие, здесь его пилили и отправляли покупателям.

На бланках этих предприятий встречалась такая реклама: «Продажа разных лесных материалов, леса и дров, а также принимаем заказы». Заказчиков было много, ведь в Ржеве дерево было самым доступным материалом для домов и построек. Его доставляли до городского покупателя также Волгой. В документе 1907 года Соколовскому предписано «доставить лес к Владимирскому взвозу» для строительства амбулатории, нынешней поликлиники.

Рабочий день на лесозаводе был 11 часов, и квалифицированные рамщики получали за свой труд 80 копеек в день (20 рублей в месяц), а чернорабочие — 40-50 копеек (10 рублей в месяц) при прожиточном минимуме в 1914 году 9 рублей в месяц на человека. Кормились люди и от леса, и от Волги, может, и мечтали о светлом будущем.

Именно здесь, под сводами ермоловских сосен, происходило зарождение сознательного ржевского пролетариата. Надпись на памятнике регионального значения гласит, что в 1902 году в Шопоровско-Ермоловском лесу состоялась первая маёвка ржевских рабочих, то есть нелегальное собрание революционно настроенных людей. В России этот день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году 10-тысячной стачкой рабочих.

В 1914 году началась Первая мировая война, к тому же случился вскоре пожар, который уничтожил деревянные производственные помещения. После Октябрьской революции 1917 года в деревне Шопорово был организован колхоз, получивший имя А.М. Горького. При колхозе появились скотные дворы, на Волге заработала паромная переправа. В 1918 году лесозавод был национализирован. В 1921 году законсервирован, затем вновь пущен в строй в 1922 году как лесозавод № 3 «Тверьлес». Тогда в торжественной обстановке провели пуск предприятия и даже написали письмо товарищу Ленину от комитета рабочих и служащих. Это была своего рода обратная связь, ведь в 1899 году Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России» упоминает и промышленные данные по заводу Симоновых… Мечты вождя мирового пролетариата воплощались в жизнь, и обращаясь к нему, работники считали себя хозяевами предприятия и готовы были работать не покладая рук.

Виктория КУЗНЕЦОВА

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *