«ЗВЁЗДНЫЙ ДЕСАНТ» СТАРТОВАЛ В РЖЕВЕ

Международный благотворительный фонд Юрия Розума при поддержке российского фонда культуры в сентябре и октябре проводит в восьми городах нашей страны Всероссийский музыкальный фестиваль «Звездный десант», который 14 сентября стартовал в Ржеве.

У фонда большой опыт в проведении фестивалей различного формата, а их география охватывает десятки регионов России — от Камчатки и Ямала до Краснодарского края и Санкт-Петербурга.

После Ржева «Звездный десант» отправляется в Симферополь и Севастополь, затем Сатку и Тулу, Сергиев Посад и Тверь. Завершится фестиваль 20 октября в подмосковном Щелково.

Фонд Юрия Розума в Ржеве знают и любят — это уже не первый фестиваль, проводимый на ржевской земле. В прошлом году праздничным маршем прошел по России, в том числе по Тверской области, онлайн-фестиваль «Где рождается искусство». «Звездный десант», можно сказать, его продолжение. Творческая и методическая помощь педагогам региональных школ, сохранение лучших традиций отечественного художественного образования, профессиональные ориентиры творчески одаренных детей и молодежи — таковы задачи нового проекта.

Программа фестиваля «Звездный десант» была насыщенной и разнообразной. На базе ДШИ № 2 им. А.Г. Розума прошли мастер-классы преподавателей главных творческих вузов Москвы. Юрий Розум, народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных, профессор МГИМ имени Шнитке, президент Международного благотворительного фонда Юрия Розума, и Даниил Контуашвили, преподаватель РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов, давали уроки юным пианистам. Заслуженный артист России, доцент РАМ им. Гнесиных Дмитрий Хахамов работал со скрипачами, солист оркестра Большого театра России, преподаватель МГИМ им. Шнитке Николай Попов провел с ребятами урок по специальности «флейта». Отметим, что в «Звездном десанте» участвовали учащиеся ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича, а также всех школ искусств Ржева и ДШИ Старицы. Трудно переоценить значение таких уроков и фестиваля в целом. Каждый участник получил возможность творческого общения с выдающимися мастерами культуры и искусства, что, конечно же, даст творческий импульс в совершенствовании своего исполнительского мастерства. Об этом говорили и сами ребята, и их педагоги.

Юная пианистка Анна Федорова (преп. Анастасия Михеева, ДШИ № 2 им. А.Г. Розума) впервые играла с самим маэстро Юрием Розумом!

— И это незабываемые моменты, — говорит девушка. — Все замечания очень ценны для меня. Это, несомненно, стимул для дальнейшего роста.

Народный артист был строг к своим подопечным.

— По-другому просто нельзя, — скажет он позже в беседе со мной. — Только так можно воспитать музыканта и личность.

Преподаватели ДМШ № 1 им. Гуревича Анна Олифер и Ирина Богомолова уверены, что такие мастер-классы полезны не только для детей, но и, в большей степени, для самих педагогов, которые наблюдали за этим плодотворным процессом.

— Детям есть куда стремиться. Очень тонко, очень профессионально. Мы в восторге!

Творческая встреча артистов с педагогами-музыкантами и круглый стол на темы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения были объединены общей идеей и одной целью: воспитать культурное поколение. И музыка играет в этом главную роль.

Обсуждая вопросы музыкально-исполнительской педагогики, Николай Попов подчеркнул, что любое образование — это не нацеленность на результат, это процесс.

— Задача наша как педагогов — заинтересовать учеников этим процессом.

Анализируя работу мастер-классов с учащимися ржевских школ искусств, музыкальных школ, московские преподаватели выразили благодарность нашим учителям за их труд, пожелали творческих успехов. Отмечая огромную заслугу преподавателей в воспитании учащихся, Дмитрий Хахамов сказал, что получил большое удовлетворение от мастер-классов, и добавил:

— Дети разные. Но приятно, что они правильно реагируют на замечания, отметил он.

Даниила Контуашвили тоже впечатлила добротная работа наших преподавателей и их учеников. Он пожелал больше осознанности в игре:

— Надо услышать контраст, увидеть форму произведения, динамический план… Необходимо постоянно слушать себя. Нужен постоянный анализ: играть и себя корректировать. Это задача сложного порядка, — подчеркнул преподаватель.

Важным процессом становления личности назвал Юрий Розум обучение музыке.

— Музыкальное развитие приводит к другому восприятию жизни, более красочному, яркому. Умение слышать не только музыку, но и мир, несомненно, помогает развитию человека, — считает выдающийся пианист современности. — Изучая произведение, надо понять, почему такая динамика, где взлет, где кульминация, как музыка выражает душу, печали и радости. С самых первых шагов надо говорить об этом. Тогда и ребята понимают, зачем они занимаются. Когда родится такое ощущение, тогда музыка будет говорить. Но для этого надо ее услышать. Техника — это прекрасно, но если заставлять ребенка просто зубрить этюды, все сведется только к работе пальцев. Музыка — это не просто вибрации воздуха: громче-тише, быстрее-медленней. Важно понимать, о чем она говорит, какую историю рассказывает.

Надо слышать, как одна нота переходит в другую, чтобы она тянулась. И в этом секрет русской школы игры на фортепиано. Приучить ребят работать ушами, прежде чем они научатся работать пальцами — задача педагога.

Говоря о мастер-классе, Юрий Розум особо обратил внимание на недостатки. Профессор имел в виду недостаточную выразительность исполнения мелодий.

— Мелодия должна царить, она должна быть выше любого аккомпанемента, — объяснил Юрий Александрович. — Мелодия — царица нотной ткани. Умение себя слушать и себя слышать — главное лекарство против зазубривания. И когда ты начинаешь вникать в это, музыка становится способом самопознания.

Разбор «музыкальных полетов» плавно перешел в дружескую творческую беседу, где знаменитые гости отвечали на вопросы преподавателей. Необычайно интересно, живо и образно Юрий Розум рассказал о своей первой учительнице музыки Анне Артоболевской.

Анна Даниловна — советская пианистка, преподаватель МГК им. Чайковского, преподаватель ЦМШ, одна из ключевых фигур методики образования советской фортепианной школы, заслуженный учитель РСФСР.

— Классическую и народную музыку я впитал с молоком матери, — сказал Юрий Александрович. — Мои родители были известными музыкантами. Отец Александр Розум — выдающийся вокалист, народный артист РСФСР. Мама, Галина Рождественская, — дирижер-хормейстер Русского академического народного хора, народная артистка России. В детстве я не планировал быть музыкантом, в 4 года начал писать роман, но ему не суждено было увидеть свет. Все изменилось после того, как меня привели в класс Анны Даниловны. Она была совершенно потрясающим человеком, чем больше я у нее учился, тем больше ценил ее. Именно тогда все мои сомнения исчезли, и я понял: только классическая музыка способна перевернуть душу, — хотя я с глубочайшим уважением отношусь к народной музыке, классическому джазу и року.

Анна Артоболевская была феноменальным мастером, пробуждающим любовь к музыке. Да, она не шлифовала кропотливо профессиональные навыки, зато под ее руководством накапливались музыкальные эмоции и идеи. Она считала важным в раннем возрасте дать возможность ребенку как можно больше слушать разного музыкального материала, воспринимать и чувствовать его. Она старалась сделать так, чтобы вся жизнь была звучащей. А отточить технику можно и потом. У меня все так и получилось — воплощать то, что было накоплено, на профессиональном уровне я стал уже у своего следующего преподавателя — профессора Евгения Васильевича Малинина.

Вопрос о том, как бороться с волнением перед выступлением на сцене, и правда ли, что маэстро Розум стоит на голове перед концертом, вызвал оживление в зале. Юрий Александрович ответил с юмором:

— Стою, но сейчас меньше. Голова уже не та.

И дальше уже серьезно о том, что к волнению нужно относиться как к достоинству, а не как к недостатку.

— В первую очередь, в волнении нужно найти положительный — понимаете, именно положительный — момент. Равнодушным выходить на сцену — это в сто раз хуже, нежели цепенеть от ужаса. Если нет волнения, нет нужного тонуса, нет внутреннего горения, музыкант не увлечет зал. Тогда зачем он появился перед публикой? История знает особые случаи на сей счет. К примеру, Иосиф Гофман, который с трех лет был на сцене и для которого публика уже не являлась волнующим или напрягающим началом. Но он всегда помнил, что без волнения выходить на сцену вообще нельзя, потому как это будет бледная и никому не интересная игра. Так вот, в этом случае Гофман мог, будучи уже во фраке, выскочить на улицу, устроить едва ли не скандал, а затем это уже переходило во вдохновение.

Волнение через воодушевление должно рождать вдохновение!

В завершение творческой встречи заведующая отделом культуры администрации Ржева Елена Писарева и преподаватель ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича Ирина Богомолова поблагодарили «Звездный десант» за прекрасные мастер-классы, интересную творческую встречу.

— Мы надеемся, что все три школы Ржева и в следующий раз примут участие в мастер-классах, — сказала Елена Евгеньевна.

А вечером во Дворце культуры продолжением фестиваля на ржевской земле стал необыкновенный концерт, в котором звезды сошлись. Публика рукоплескала юным талантам Ржева и именитым мастерам российской сцены во главе с маэстро — народным артистом России Юрием Розумом.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора и пресс-службы Ю. Розума

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *