ПОСЁЛОК НА ВОЛГЕ

Историко-бытовой очерк об одной из городских окраин Ржева

Продолжение. Начало в № 38

ЛЕС И ЗАВОД

В 1923 году ученики из Шопоровской школы-коммуны, которую организовали в бывшем имении Ермоловых, расположенном на высоком левом берегу Волги, сделали настоящее открытие. Они обнаружили древнее городище. Его назвали Ермоловским. Тогда был собран интересный археологический материал: поделки из кости, черепки с художественными узорами.

Это открытие удивило тогдашний мир российской науки настолько, что дало толчок для проведения дальнейших исследований. В результате была составлена археологическая карта берегов Волги от Ржева до границы Осташковского уезда. Процесс поиска и обнаруженные археологами находки были описаны в статьях, которые затем публиковались в сборнике под названием «Ржевский край». В начале ХХ века на Ермоловском городище был выявлен еще и средневековый слой, и открыто селище ХIV-ХVI веков на правом берегу Волги у нынешнего железнодорожного моста.

А завод продолжал развиваться: были запущены в работу две пилорамы, обрезной и строгальный станки, у предприятия имелся запас сырья на целых восемь месяцев. Постепенно в паровом отделении появились два новых мощных паровых котла. Строятся новые производственные помещения, переоборудуется железная дорога между цехами. Появляются баня для рабочих, водокачка и клуб-столовая. 22 июня 1922 года своими силами был поставлен концерт, открыта библиотека-читальня, люди тянутся к просвещению из вчерашней тьмы невежества. Работают сообща на благоустройстве, проводят субботники. И во время проведения государственных займов все как один подписываются на займ индустриализации, верят государству, что оно все делает к лучшему.

В 1928 году готовится к пуску четвертая пилорама, и работают здесь уже 95 человек. В тридцатые годы в Советском Союзе начинается большая индустриальная стройка. Поэтому было решено: строить новый завод рядом со старым (старый был ниже по течению, а новый выстроили на территории Шопоровской пристани). Сначала строили трёхкилометровую железнодорожную ветку до основной. Из окрестных деревень (Шопорово, Шихино, Ковалево, Хорошево, Муравьево, Пирютино) ломовики на лошадях возили гравий из карьеров для укладки шпал. После войны ветка была восстановлена, а последние ее рельсы были сданы охочими людьми в конце 90-х на металлолом. А насыпь, ведущая к основной вокзальной ветке, еще видна и сегодня.

Весной 1931 года во время ледохода ниже Ржева случился затор льда, вода поднялась на несколько метров, затопила даже территорию строящегося нового завода, его героически отстояли от водной стихии. Подъемных механизмов еще не хватает, погрузка и разгрузка древесины идет при помощи ручных лебедок и канатов. Станкам нужно было электричество, и его давал генератор, вращаемый паровой машиной «Маршаль».

Новый завод было решено пустить 22 июня 1933 года, работали здесь уже в две смены, а территория завода освещалась по ночам. И вдруг неожиданно в начале лета произошел спад воды в Волге, пришлось срочно вручную к открытию завода по дну реки проложить трубу для насоса. На торжественном митинге в новом клубе в тот день звучал «Интернационал». Пуск нового завода был в лесопильном цехе, о чем возвестил продолжительный гудок. Первое бревно было торжественно распилено паровой машиной. На лесопильном цехе старого завода № 3 теперь делали только шпалы, а рабочий поселок перемещался на новое место.

По рассказам рабочих, тогда еще территория нового завода была окружена прекрасным сосновым лесом. Поселок и завод были похожи больше на зону отдыха, чем на территорию промышленного предприятия.

Лес на завод по-прежнему поступал с верховьев Волги. Специальная бригада собирала бревна и доставляла их в цеха. Порой из скопившихся брёвен получался своеобразный мост, по которому можно было перейти с берега на берег…

Профессиональных плотогонов было немного и, скорее всего, имел место молевой сплав, когда брёвна сплавляют во время половодья в хаотичном порядке. Такой лес направляли только специальные сооружения (молы), установленные на реках. При таком виде сплава много древесины намокало и тонуло, в отличие от плотового сплава, когда из заготовленной древесины формируют плоты, плотно скрепляют, а потом отправляют по рекам. В случаях завалов бревен все свободные жители поселка шли на их разбор.

Люди не только работали, но и учились. В 1930 году в Шопорово открыли семилетнюю школу, куда по вечерам шли рабочие и садились за парты. Вступила в строй вторая паровая машина «Вольф», она вырабатывала электроэнергию мощностью в 140 лошадиных сил. Рос заводской поселок, работали детский сад на 25 мест, столовая и магазин.

Накануне войны на лесозаводе № 3 «Тверьлеса» работало 300 человек. В 1940 завод перешел на выпуск столярных изделий и сборных стандартных домов.

Начинают делать стандартные легкие дома, а еще потолочные и перегородочные щиты к ним, оконные и дверные коробки. В Малой советской энциклопедии в статье «Ржев» это предприятие названо в числе ведущих городских.

СОРОКОВЫЕ-РОКОВЫЕ

С началом Великой Отечественной войны 35 работников завода ушли на фронт. Несмотря на нехватку рабочих рук, постоянные налеты немецкой авиации, завод продолжал работу, выпуская лесоматериал для постройки мостов. Оборудование частично было демонтировано, некоторые станки закопаны в землю. Только в начале октября стихли станки завода, многие работники предприятия ушли в район Осташкова вместе с частями Красной Армии.

В архиве хранится документ — акт об ущербе, нанесенном заводу в период оккупации. По нему мы можем судить, как были развиты само производство и социальная структура поселка.

В частности, упоминается, что железная дорога уничтожена вся, снята арматура к котлам и разрушено присоединение к ним, сломаны дизель, два электромотора, три токарных станка, лесопильная рама, строгальные станки по дереву, лебедки, бревнотаска, опилочные транспортеры, две лесорамы, 15 вагонеток. В разрушенном состоянии клуб, детсад, лесоцех и пилоточка, молоточный цех, стыковочный корпус, котельная, водокачка, магазин, столовая, баня, кладовая, кузница, конюшня, шесть с лишним тысяч квадратных метров жилых зданий, более пяти тысяч прочих. В строениях кое-где сохранились перекрытия и стропила. Уничтожено два гектара соснового парка.

Однако завод располагал гораздо большими мощностями: часть предприятия была эвакуирована в 1941 году. В докладе директора о производственной эвакуации за 6 апреля 1942 года мы можем прочитать, что 10 августа 1941 года было решено до 7 сентября эвакуировать завод. Место эвакуации — станция Барыш Куйбышевской области Измайловского района.

Руководство (на то время Ржевского деревообделочного завода) запросило 120 вагонов и единиц подвижного состава для полноценной эвакуации. Получили всего 25. Завод стал единственным во всей Калининской области, где можно было до последнего делать так необходимые пиломатериалы для тыла и оборонных сооружений (Особстроя ВПС). Эвакуация была начата, стали демонтировать оборудование, то есть обрезные станки, но 21 сентября эвакуацию прекратили до особого распоряжения. 11 октября в 5 утра в горкоме партии директору завода дали установку: обеспечить эвакуацию людей к 19 часам и выдать зарплату. Как можно понимать, тянули до последнего. В 17 часов 11 октября город был в огне, и «воинскими частями было предложено о немедленном уходе людей с территории поселка завода», так как на заводской ветке были поставлены три эшелона с боеприпасами для уничтожения поселка после ухода жителей. В 21 час совместно с работниками бухгалтерии и с рабочими завода в количестве 18 человек выехали на трех лошадях. Оставили оборудование, так как с 5 октября все пути были разбиты и подвижного состава не подогнано. Транспорта другого не было. Успели только увезти ранее на 10 вагонах генератор, локомобиль «Маршаль» мощностью 175 лошадиных сил, станок по металлу «Ричардсон», два паровых насоса, гвозди, пилы, ремни». Было эвакуировано основных средств на 107 тысяч рублей, оставлено на 1564 тысячи. Товарно-материальных ценностей увезли на 64 тысячи рублей, оставили — на 374,7 тысячи. Ценное было отгружено, но даже не оплачено, потому что в октябре Госбанк в Ржеве никакие операции не производил.

В 1941 году в деревню Шопорово вошли немцы, расквартировались по домам деревенских жителей. С первых дней завод привлек внимание немецкого командования. Немцы стали готовить предприятие к пуску, им срочно нужно было восстанавливать разрушенные Красной Армией мосты, делать переправы, оборонительные сооружения. К работам на лесозаводе они привлекли военнопленных, женщин и стариков. А шопоровские мальчишки носили пленным бойцам хлеб и картошку. Немецкой властью в колхозе был открыт плодопитомник для снабжения продовольствием оставшегося населения города, весной 1942 года здесь было засеяно 10 га ржи. Зимой 1942 года завод наполовину сгорел, а уже в августе того же года немцы в панике подожгли завод сами… Оставшиеся жители поселка погибали, получали ранения. Фашисты готовились к обороне, разбирали дома в поселке, семьи в Шопорово сселялись в его один край. В октябре 1942 года всех оставшихся жителей на пароме перевезли на правый берег. Страшно выглядел опустошенный завод.

К концу оккупации корпуса завода были разрушены: здесь вокруг Волги были бои, а следы от траншей и бомбежек заросли травой, но их можно рассмотреть по берегам еще и сегодня.

Виктория КУЗНЕЦОВА

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *