Валерий Владимирович АНТИПОВ, настоятель Евангелическо-лютеранского прихода святого Луки: «В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ОПИРАЙТЕСЬ НА БОГА»

— Валерий, побывав в церкви на органном концерте, захотела прийти к вам вновь. Признаюсь, до этого не интересовалась этим христианским течением, не предполагала, что лютеранами были Брюллов, Даль, Врангель, Стив Джобс…

— Да, великих имен среди лютеран множество. Крузенштерн, Бах, который все свои партитуры подписывал «Одному Богу слава», а музыку считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающих славу Божию. С XVI века русские цари заключали браки не с католиками, а только с лютеранами. До принятия православия лютеранами были потомки Петра I; жены русских царей, князей до замужества исповедовали протестантизм.

— То есть и крещеный православный может принять лютеранство?

— Помех для этого нет, креститься вновь не нужно. А чтобы посещать нашу церковь, слушать проповеди, причащаться, принимать лютеранство необязательно. Если же хотите стать лютеранином, нужно пройти конфирмационное обучение, мы уделяем большое внимание знанию основ лютеранской веры. Случаи, когда православные становились лютеранами или лютеране уходили в православие, на моем пути встречались.

— Почти не нашла данных о лютеранстве в нашем городе, ни до революции, ни после. Есть две даты: 1996 год — регистрация лютеранской общины, 2006 год — освящение прихода, а что было до — неизвестно…

— По сведениям краеведов, в районе Ленинградского шоссе до революции была возведена кирха — лютеранская часовня, ее фотографий нет. Есть лишь снимки католической церкви, построенной у вокзала Ржев-I на бывшем Александровском шоссе. Возможно, лютеране собирались вместе с католиками… Такое случалось, к примеру, после того как приход тверских лютеран был взорван. В начале 90-х годов на пожертвования волонтеров-миссионеров мы купили дом на улице Бехтерева. Отремонтировали его снаружи и внутри, самую просторную комнату отвели под богослужебный зал. В 1996 году община в количестве 10 человек была зарегистрирована. Сейчас нас порядка тридцати, это те, кто платит членские взносы, регулярно посещает богослужения. В первые годы, когда начали службу, к лютеранству проявлялся больший, нежели сейчас, интерес. Встречаю на улице тех, кого крестил когда-то, и понимаю, что люди ни в нашу, ни в какую другую церковь не ходят. Печально… Вижу в этом нашу слабость человеческую, но у каждого свой путь к Богу. И Господь говорит: «Претерпевший же до конца спасется». Он постучится в эти сердца, мы молимся за них. В среде православных, католиков происходит все то же самое, все церкви несовершенны.

— Для ржевских лютеран нынешний год — юбилейный: 25 лет со дня регистрации, 15 — с момента освящения прихода.

— Да. Но освящено было уже здание по улице Чкалова. Несколько лет старый купеческий дом был в частной собственности, до этого здесь размещались администрация, общежитие.

Бог всегда отвечает на наши запросы. И появление в Ржеве прихода было ответом на мой вопрос: где буду причащаться? Мы, люди, можем в это верить или не верить, не упоминать Бога принципиально, по разным причинам, не называть его имени, но это так, он дает ответы.

— Приход регулярно проводит разноплановые мероприятия, люди со стороны к вам прийти могут?

— Конечно, мы открыты к общению и рады гостям.

— Доводилось слышать, что лютеран принимают за сектантов, а последних, как известно, стараются обходить стороной.

— Такая боязнь еще и от недопонимания, кто такие сектанты и в чем их отличие от еретиков. Распознать это довольно легко.

В отношении православной церкви лютеране не могут быть сектантами, мы — еретики. То есть те, кто, с их точки зрения, искажают учение Бога, неверно его преподают, в свою очередь, православные для нас — тоже еретики. По этому поводу меж нами ведутся давние, но без порицания, споры. Сектантство же применимо к такой религиозной организации, как, например, свидетели Иеговы. Да, они считают себя последователями Иисуса Христа, но отвергают божественность Бога Сына, Бога Духа Святого и триединство Бога.

Христианство христоцентрично, без Христа учения нет. Если из отдельных религий убрать имена ее деятелей, они останутся неизменны. Да, и в исламе, и в буддизме есть заповеди. Учения же Христа не только в заповедях, которые надо соблюдать, а в том, чтобы по этим заповедям понять невозможность их соблюдения, но достичь блаженства. Как? Во Христе, Христос есть наша одежда, наши покрова.

— В православной религии предусмотрено семь таинств, а в лютеранской?

— Прежде всего, для лютеранской церкви таинства — средства благодати, и их два: Слово Божие и Таинства (Крещение и причастие).

— Лютеране так же строго, как и истинные православные, соблюдают посты?

— В лютеранстве сохранены два общецерковных поста: Рождественский — несколько недель перед Рождеством Христовым, и Великий — сорокадневный пост перед Пасхой. Лютеране воспринимают пост в упрощенной форме, у нас нет церковных постановлений относительно его соблюдения. Пост как воздержание от всего, что отвлекает от Бога, в том числе и от компьютера, от гаджетов. В эти дни главное, чтобы больше времени было на слово Божье. Господь претерпевал, и нам надо пройти через лишение, но не издеваясь над собой. В Книге пророка Исайи сказано: «Таков ли тот пост, в который томит человек душу свою, когда гнет голову, подстилает под себя рубище и пепел? Это ли пост, угодный Господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, угнетенных отпусти на свободу, раздели с голодным хлеб твой, скитающихся бедных введи в дом, нагого одень, от единокровного твоего не укрывайся».

— Валерий, каким был Ваш путь к Богу? Если мой вопрос относительно татуировок на руке покажется Вам лишним, мы его пропустим…

— Непростой, волнительный был путь. Ни в детстве, ни в юности мысли о том, что стану служителем, не было. Икона Николая Чудотворца в нашем доме была, с ним же у меня ассоциировался и Бог. Изображение святого не вызывало ни отчуждения, ни любопытства. Бог вел меня своей, на тот момент только ему известной дорогой. Наколки — мое прошлое. Одно время думал, что нужно их вывести, потом решил: они — свидетельство того, что на самом деле Бог думает о нас, что он делает с нами. Избавиться от татуировок — словно поддаться желанию показаться лучше, чем есть на самом деле. Для себя решил: не следует осуждать людей за мысли, возникающие при виде моих пальцев, нужно относиться к этому с пониманием. Каждый должен пройти свой путь, а я через свой могу показать, как Бог милостив и благ.

— Можно вывести наколки, и их не будет видно, но кто-то когда-то что-то видел, вспомнил, счел нужным рассказать…

— Так и есть. То, что было, проявится, его не скроешь.

В молодости все, что со мной происходило, я рассматривал как проблему, мучился, казнил себя, задавался вопросами: за что, почему? И отправлял во Вселенную запрос: что происходит в моей жизни? В то же время под рукой оказалась Библия, Бог меня повел. Во мне начались неподдельные перемены. Я читал религиозную литературу, тематические церковные журналы и понял, что по духу, по библейскому пониманию мне ближе лютеранство. Наряду с традициями, их почитанием, я увидел доступность, понятность и свежесть этого направления христианства. Мое восприятие реальности и людей начало изменяться в лучшую сторону, я смог впустить в себя чувства прощения, жалости, любви ко всем, кто прежде плохо ко мне относился. Все сказано до нас. Помните, когда в один из языческих городов пришли апостолы, то увидели постамент с надписью: «Неведомому Богу». У каждого из нас Он есть, и в определенный момент становится нам понятен. Бог — не расплывчатая вера со смутными пожеланиями и сомнительными надеждами, Он конкретен, Он — личность, мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам.

Бог дает нам слово Божье — знание о себе, и не пытается подкупить чудесами. В 23 года я крестился и принял лютеранство.

В каждый из сложных периодов своей жизни я взывал к Богу, хотя знал о Нем крайне мало. Очередной ответ пришел в осознании важности причастия. Для верующего важно причащаться, это укрепляет веру, объявляет прощение грехов, насыщает Божьим прощением.

— Причастие для верующего то же самое, что систематические встречи в анонимных группах взаимопомощи наркоманам и алкоголикам. Или моя аналогия здесь не уместна?

— Почему же, Вы правы. Мы привыкли говорить о церкви в более благородных тонах, хотя на самом деле Господь собирает в церкви не праведников, а грешников. Мы заблуждаемся, если думаем, что, придя в церковь и изображая благость, становимся глубоко верующими и готовыми к царству небесному. В церковь приходят с покаянным сердцем, и пастырь или священник указывает нуждающемуся в помощи на Христа.

Оказавшись в Ржеве, я решил в родной Санкт-Петербург не возвращаться. И сейчас понимаю, что прошел бы весь свой путь снова. Да, через очень тяжелые и неприятные моменты, но я знаю, что обрел бы. «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то», так сказано в Библии.

В середине 90-х годов окончил теологический институт Церкви Ингрии. Сейчас, помимо прихода святого Луки в Ржеве, служу настоятелем и в Евангелическо-лютеранском приходе Христа Спасителя в Твери.

— Что считаете нужным сказать прихожанам на проповеди в последнее время?

— Чаще обращаю внимание на людские слабости, советую обращаться к Богу, чтобы искать в нем силу, а не опираться лишь на человеческую мудрость и свой разум. Мы живем, словно строим дом: на каком фундаменте его возведешь, такой жизнь и будет. Об этом наглядно говорит притча Иисуса о строительстве дома на песке, как на собственной колеблющейся воле и на камне — воле Божьей, и когда вы с Ним в единстве. Песок подмоет вода, сдует ветер, а камень — твёрдое основание Творца. Порой мы слишком доверяем кому-то из родственников, другу, пастору, священнику, а смысл жизни — в следовании за Богом. В любой непонятной ситуации опирайтесь на Бога.

— Многие считают, что смысл жизни в детях, они — наше все…

— В Писании указано, что для мужа все — жена, а для жены — муж. Дети — наша кровь, наши самые близкие люди, которые даны Богом на ответственное воспитание. Они созданы через нас, чтобы создать свои семьи. Мы чаще и лучше слышим заповедь «Почитай отца и мать…», реже и хуже ту, где сказано: «Родители, не раздражайте своих детей…». Поступать в соответствии со словом Божьим следует, чтобы не было доминирования в семейных отношениях. Со временем дети возрастают, а мы умаляемся.

Наши потомки, как стрелы в колчане, который подобен сердцу или семье, а сами стрелы — слово Божие и наши дети.

Беседовала Ольга Жданова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *