BLABLACAR: УДОБНО, КОМФОРТНО. БЕЗОПАСНО?

Уже несколько лет, если нужно куда-то ехать, я в первую очередь обращаюсь к BlaBlaCar: удобно подобрать время отправления, цена поездки на порядок ниже, нежели на автобусе, в случае форс-мажора водитель может тебя подождать, плюс, едешь без транзитных остановок и в малочисленной компании.

BlaBlaCar — международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков, основан в 2006 году предприимчивым французом. К настоящему времени BBC успешно работает более чем в двадцати странах мира.

Что такое «bla-bla»? Болтовня (а если выразиться в художественном стиле — разговор) — так это сленговое сочетание переводится на английский язык, и «car» с английского — автомобиль. Сервис предполагает, что водитель на поездке за счет пассажиров не зарабатывает, а лишь компенсирует расходы на бензин и амортизацию авто.

Кратко о том, как система работает. К примеру, вы — водитель и вам нужно поехать (по работе или личные дела), например, из Ржева в Тверь: регистрируетесь на сайте, публикуете объявление с указанием своего номера телефона, марки машины, указываете место, откуда забираете пассажиров, во сколько, какова стоимость. Считаете себя добросовестным и сознательным — следуете всему, что написали. Впрочем, так же, как и уважающий себя и других пассажир, который не опаздывает к назначенному времени, не требует, чтобы за ним заехали (BlaBlaCar — не такси), отвечает на звонки водителя, не мусорит в салоне автомобиля и так далее…

Найти попутную машину или пассажиров анонимно, без регистрации — нельзя, водитель вы или пассажир — у вас на BlaBlaCar свой профиль (не заполняя анкету, на BlaBlaCar можно зайти через «Фейсбук» или страницу «ВКонтакте«).

При желании в профиле ВВС можно поместить свою фотографию. На основании обратной связи — отзывов, у водителя и у пассажира появляется оценка. Перед выездом рекомендую обратить на это внимание и почитать, что люди пишут. Как известно, гарантий в жизни нет, лишь одни вероятности, но лишней эта информация не будет.

За четыре года с ВВС по вине водителя я не уехала лишь один раз. За 10 минут до назначенного времени отправления он перестал отвечать на звонки, к условленному месту встречи не подъехал. Ничего плохого обо всех, с кем довелось ездить, сказать не могу: доброжелательны, почти всегда пунктуальны. Встречались отчаянные гонщики, педантичные аккуратисты (когда в салоне поверх ковриков для ног лежат еще и газеты, и тебе дружелюбно напоминают о необходимости пристегнуться) и их прямые противоположности, и те, кто всю дорогу «блаблакарят», и задумчивые молчуны.

До лета этого года пользоваться сервисом было крайне приятно. Почему? Так как бесплатно. Забронировал поездку, связался с водителем, он подтвердил или уточнил время, место встречи, и будь готов. Расчет — по прибытии в конечную точку. Конечно, всякое бывает, и наши планы порой резко меняются. Тоже не проблема — поездку отменили, сочли нужным — друг перед другом извинились и без потерь разошлись. При путешествии с помощью сервиса BlaBlaCar меня Его величество случай миловал: явных проблем не было. Да, с ветерком, что дух захватывало, в сопровождении громкой музыки несколько раз прокатилась, а так все нормально.

Неприятной неожиданностью этого лета стало введение сервисом 20-процентного сбора за бронирование поездки. 200-220 рублей за поездку и 70-80 — ВВС. Деньги с карты снимают тут же, лишь успей четырехзначный код списания нажать. Если передумали ехать вы (причина никого не интересует) — никакого возврата, если водитель — сбор вернется на карту в течение трех дней. Сервис объясняет введение оплаты за услуги тем, что команда ВВС не может всегда работать бесплатно. Нужно ехать — подчиняйся новым правилам и плати. Куда деваться — смирились, пользуемся сервисом дальше.

До поры до времени нарываться на явных мошенников на ВВС не доводилось…

Недели три назад снова обратилась к ВВС. Удобное для меня время отправления нашлось, место встречи — АЗС «Лукойл» (село Збоево) — не проблема, доеду на такси. Отзывы о водителе положительные, оценки хорошие. Плачу 90 рублей, и место мое. Дабы все подтвердить, пишу сообщение водителю в чате ВВС. Отвечает: «Да, все верно. Я уже направил Вам все данные в WhatsApp». Немного удивлена, почему туда? Прежде с таким перенаправлением не сталкивалась. Ну да ладно, мало ли какая причина у человека. А номер телефона иной. Открываю СМС: «Здравствуйте. Уточните, где Вас забрать, будет ли багаж. Не забудьте оплатить бронирование места» и далее ссылка. «Где меня забрать уже выяснили, багажа у меня нет. Сбор уже оплачен», — отвечаю я. «Вы заплатили комиссию, а это сумма за бронь места. Она будет засчитана при расчете за поездку. Вы отдадите мне не 450, а 350 рублей». Странно… Еще один сбор? В интернете по этому поводу ничего не нашла и перешла по ссылке… Ввела номер телефона, данные карты. Появляется привычное окошко от BlaBlaCar, куда надо вписать пришедший в СМС одноразовый код. В правом углу надпись: «Verified by Visa» (прежде внимания на это не обращала, оказывается, это сервис, позволяющий расплачиваться в интернете картами Visa с применением технических средств повышенной защиты. Ну-ну). Открываю СМС: «Никому не сообщайте код … После подтверждения произойдёт списание 1000.00». Не поняла?! Снимут тысячу? Еще не вполне осознавая, в чем дело, пишу водителю Алексею: «Вы говорите о 100 рублях, но с карты будет списана тысяча» и прикладываю скриншот СМС с предварительно затертым кодом. Ответ: «Такого не может быть. Пришлите скрин без замазывания, отправлю запрос в службу техподдержки ВВС». Задумалась. В поддержку тут же решила написать сама, прикрепив скрин. Услужливому водителю сообщаю о своих действиях. Ответ от сервиса пришел на электронную почту в течение пяти минут: «Спасибо, что рассказали о случившемся. Мы сожалеем, что Вы столкнулись с мошенничеством. Профиль этого пользователя уже заблокирован за нарушение правил сервиса» и так далее. Поездка сиюминутно была отменена водителем. Отправить код я не успела, тысяча рублей осталась при мне. Сбор за поездку вернулся на карту через два дня. История закончилась без потерь. А я узнала еще один вариант «развода» доверчивых граждан на деньги.

Рекомендации по безопасности при использовании сервиса перечитала, не откладывая, до того, как приступила к поиску новой поездки:

  • Если водитель связался с вами и попросил предоплату на карту, электронными деньгами, еще каким-то образом — откажитесь от такой поездки.
  • Хороший водитель гарантирует: на заднем сидении будет только два пассажира. Обратите внимание на это при бронировании.
  • Предупредите родных, знакомых, передайте им номер телефона водителя и данные машины. Может случиться, что за вами приедет другое авто, с другим водителем. Рекомендуем отказаться от такой поездки. Лучше забронируйте другую.
  • Если вы — водитель, правильнее, если попутчик не будет оставаться один в автомобиле, например, во время заправки.
  • Если через вас хотят что-то передать, тот, кто передает, должен внушать доверие, попросите сделать скан паспорта. Обязательно спросите, от кого и кому груз, что внутри коробки, если она запечатана. Если отправитель противится сказать и показать вам, что внутри — отказывайте в перевозке.
  • Не передавайте груз, который сложно вскрыть и проверить, запечатанные коробки мобильных телефонов, пакет концентрированного сока и подобное, образцы «морской соли для ванны», «тестовые» химические препараты, лекарства, запечатанные конверты с документами. Требуйте их вскрывать.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *