ОБМАН — ДЕЛО ТОНКОЕ

Граждане, будьте бдительны! Не доверяйте персональные данные ваших банковских карт посторонним. Не говорите цифры из СМС-подтверждения, CVV и номера карт, свое имя и срок действия карты, даже если вас «переводят на робота». Не вступайте в диалог с лицами, представляющимися сотрудниками банков.

Получив подозрительный звонок, завершите разговор без объяснений… Эти и другие советы о том, как не стать жертвой банковских мошенников, казалось бы, набили оскомину, и в теории каждый знает их наизусть.

Но в самый неподходящий момент включаются такие человеческие качества, как доверчивость, жадность, страх, и поднаторевшие в деле обмана граждан умельцы этим неплохо пользуются. Задав 2-3 вопроса, они оценивают потенциальную жертву, обращают внимание на тон и манеру общения. Почувствовали «клиента» — далее, без запинки, стремительный вброс информации, чтобы не оставалось времени на размышление. Тон доброжелательный, чуть напористый, что невольно наталкивает на мысль — человек знает, о чем говорит. Здесь бы включить инстинкт самосохранения, здоровую осторожность, засомневаться в том, о чем говорят. Сказать решительное «нет»! Но наша доверчивость, страх потерять деньги, жадность говорят «да» и толкают на необдуманные действия.

Почему поддаемся и идем на поводу у ситуации? Причин много. Кто-то живет в позиции жертвы и, обладая набором определенных качеств (страдание, беспомощность, неотвратимость неприятностей), систематически попадает в затруднительные ситуации. Кому-то трезво оценить обстановку мешает чувство превосходства: уж меня-то не обманут, я всегда начеку.

История, которая сейчас актуальна и, к сожалению, встречается все чаще, началась прозаично. Мужчине, назовем его Павел, нужны были деньги. В подходящий момент мозг ухватил телевизионную рекламу от «Альфа-Банка». Он подал заявку на кредит в офисе, оставил свои персональные данные, а через несколько дней брать кредит передумал, от запроса отказался по телефону.

Прошло недели три, и в череде текущих деловых и личных звонков раздался еще один — якобы с того самого банка. Милый голос известил о том, что ему одобрен кредит в размере 150 тысяч рублей (назвали ту самую сумму, за которой он и обращался)… Павел напомнил, что от заявки уже отказался, разговор закончили. Следующий звонок через пять минут от службы безопасности «Альфа-Банка»:

— Поступило сообщение, что с одной из Ваших карт злоумышленники хотят снять остаток средств. У Вас есть карты в других банках?

У большинства из нас есть карты разных банков, довольно успешно нам ими же и навязанные. Была она и у нашего героя.

— Ничего не предпринимайте, мы сейчас свяжемся со службой безопасности Сбербанка, Вам перезвонят.

Не проходит и минуты:

— Здравствуйте. Я — специалист по контролю банковских вкладов. Чтобы подтвердить, что имеете дело со Сбербанком, отправлю Вам СМС с нашего официального номера 900. Пришло?

Всплывающее окно оповестило, что пришло СМС.

— Мы видим, что вскрыт Ваш личный кабинет и злоумышленники пытаются снять средства с Вашего счета, его взломали. К сожалению, недобросовестные сотрудники есть везде, и наш банк не исключение, в настоящее время мы начали проверять информацию по одному такому человеку. Вполне возможно, он и занимался «сливом» информации о клиентах треть-им лицам. По вине банка у Вас неприятности, и мы, чтобы хоть как-то компенсировать неудобства, в виде исключения дадим Вам кредит на выгодных условиях. Обсудим все нюансы и, конечно же, пойдем навстречу (заманивать могут также и бонусами или пугать штрафами — прим. автора). Сейчас Вам будут приходить СМС с кодами, подтверждающими операцию списания (карта привязана к номеру телефона), в целях безопасности никогда их никому не называйте, отменяйте действие, отправьте цифру 1. Если сообщение об отказе не будет отправлено, банк автоматически переведет мошенникам указанную сумму через 600 секунд.

— Хорошо. Я только проверю свой счет, — в висках Павла стучало.

— Мы его заблокировали. Продиктуйте номер карты и возобновим работу счета.

Помните предупреждение: ПАО «Сбербанк» присылает свои официальные сообщения с номера 900? Вот и Павлу приходили СМС с кодами для списания средств именно с этого номера. И этот факт заставлял Павла переживать, что деньги с его счета на самом деле вот-вот украдут, и одновременно вынуждал верить службе безопасности. Одолевала паника — не лучшая подруга рассудка.

Одновременно с сообщениями от охотников за чужими деньгами он получил СМС и от настоящего номера 900 с предупреждениями о мошеннических действиях по его карте. Но оно затерялось в потоке «левых» оповещений. В спешке мужчина его не заметил, ведь важнее было не потерять деньги. Да и «сотрудник банка» не давал ему опомниться, держал постоянную связь.

— Ваши деньги срочно нужно перевести на безопасный счет, его номер мы Вам вы-шлем. Назовите код, который пришел, и оставайтесь на линии, с Вами свяжется оператор технической службы.

И Павел, ничуть не сомневаясь, называет код. В отведенные секунды уложился. Деньги в сохранности. Можно выдохнуть. Оператор невозмутимым голосом сообщает: операция прошла успешно, можете проверить баланс счета. Еще раз извиняется, что доставили клиенту неудобства, напоминает о выгодном предложении по кредиту и кладет трубку. Дело сделано.

— Володь, ты представляешь, я сейчас чуть было 50 тысяч не лишился! (передать сказанное близко к исходному тексту не позволяет цензура). Мошенники лютуют. В последний момент ухватил их за жабры, — в возбуждении отвечает Паша на входящий от товарища. — Перевел всю сумму на безопасный спецсчет.

— Проверил перевод? На месте?

— Ты помешал, как раз собирался. Давай, перезвоню.

Зайдя в свой кабинет, ни на одном из двух счетов, включая карту, доверчивый клиент денег не обнаружил. Рано, надо подождать — мелькнула спасительная мысль, поверить в которую очень хотелось.

Но ни 5, ни 10 минут ситуацию не исправили.

К горлу подкатил ком. Руки похолодели. Так меня развели! Обращаться в полицию? А что я им скажу? Своими руками отвел пять десятков тысяч в безопасное место. Впредь наука, и для пущей осторожности достаточно одного печального опыта.

Володя перезвонил сам и, выслушав отборную брань, рассказал свою историю, когда 100 тысяч рублей лишился его тесть.

Военнослужащему в отставке тоже позвонили со службы безопасности СБ (на некоторых бывших военных это словосочетание действует магически, и уж если звонок оттуда, то действовать следует четко по инструкции) и сообщили: счет скомпрометирован, персональные данные засвечены, в Сбербанке по этому факту ведется внутреннее расследование, которому следует оказать содействие, свои же сбережения скорее спасти. А для этого идти в банк, снять их со счета и переложить на другой, безопасный, уже подготовленный. Терминал купюры принимал с азартом, ни одну не вернул, заглотил два десятка пятитысячных бумажек за раз.

* * *

Используя сервис с добрым названием «ДомКлик», указав Ваш номер телефона и подставные данные, ушлые ребята получают возможность отправлять СМС от 900 на любой номер. И тут без бдительности никуда. Со служебного номера ПАО «Сбербанк» не приходят сообщения о подтверждении перевода денег, если только клиент сам не отправил соответствующий запрос в банк.

Еще одна из действенных рекомендаций — добавить настоящие номера Сбербанка: 8-800-555-55-50, +7-495-500-55-50 и 8-800-770-99-99 («Дом-Клик» от Сбера) в телефонную книгу, тогда будете знать точно, звонят и присылают СМС из настоящей организации или с постороннего номера.

Не будет лишним и внимательно посмотреть на три цифры. Вариант подлога: 9ОО, когда вместо цифр в номере одна или две буквы «о», встречается и такой вариант: 9-00, -900, +900. Перед номером или после него может стоять любой знак.

Настоящие СМС-сообщения с номера 900 от Сбербанка составляются по схеме:

— обращение к держателю банковской карты по имени и отчеству;

— в сообщении указываются только последние 4 цифры карты или банковского счета;

— в тексте СМС никогда нет ссылок на сторонние сайты, так как они отправляются только на электронную почту.

Преграда на пути мошенников к нашим деньгам — мы сами. И ключи к личным сбережениям в 99 процентах случаев мы даем им своими руками. Что с деньгами что-то случится без нашего участия — маловероятно.

Все же попались на уловку? Бессмысленно ругать и корить себя за доверчивость. Эффективнее будет проанализировать ситуацию, понять, на чем вас подловили.

Все полезно в меру. И такое качество, как любопытство, тоже нужно проявлять умеренно. Пришло сообщение со ссылкой, да еще и с незнакомого номера — удаляйте, не открывая. Номер знакомый, ссылка непонятная — перезвоните и уточните, какая за ней скрывается информация.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *