«Образование без души губит душу»

Ольга Вячеславовна БОБКОВА, директор СШ № 9 им. В.Т. Степанченко: «Образование без души губит душу»

— Ольга Вячеславовна! Один Ваш заслуженный коллега, недавно отметивший 60-летний юбилей, скромно говорит о себе: «Я – простой директор средней школы». А Вы — директор молодой, и это значит — новая страница и в собственной жизни, и в жизни школы. Какими принципами Вы руководствуетесь?

— Точнее, я директор начинающий. В своей работе — административной, педагогической, всегда смотрю на души людей. Стараюсь убегать от конфликтов. Они разрушают душу. Стараюсь находить взаимопонимание с любым человеком, будь то ученик, учитель или вышестоящее руководство. Уверена, всегда можно найти компромисс. Еще я очень не люблю ложь. Это одно из тех качеств, которые не приемлю в людях. С большим уважением отношусь к Юрию Федоровичу Кузовкину. Это целая эпоха в истории ржевского образования, и возглавить девятую школу после него было непросто. Первые же полгода строила свою работу так, чтобы удержать тот высокий уровень, который был изначально задан. Девятая — школа с глубокими традициями, корнями. Школа может стать замечательной лишь благодаря совместной, грамотно выстроенной работе всех. Юрий Федорович создал сильный костяк администрации, у нас получается созидательный труд. В школе работают профессиональные педагоги, уровень их преподавания высок, новым учителям приходится подтягиваться, поэтому планка обучения не снижается. На протяжении трех последних лет 9-я входит в число школ, ученики которых имеют самые высокие результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку. Из 43-х муниципалитетов мы ежегодно входили в десятку, а сейчас вошли в состав первой тройки. Это большой труд педагогов и детей.

— Ольга Вячеславовна, можно говорить об определенной миссии школы?

— У нас есть программа инновационного развития. Называется «Здоровая, современная школа – залог успешной взрослой жизни». Пожалуй, здесь сформулирована основная миссия школы — создание условий для максимально эффективного, гармоничного развития учащихся. Школа обеспечивает адаптацию к жизни в современном обществе на основе саморазвития, самоактуализации и творческого роста каждого школьника при равных стартовых возможностях. У нас нет отбора детей в первый класс. Есть выбор. Родителям первоклассников предлагаем две образовательные программы. «Школа -2100», более известная в народе как «бунеевская», программа развивающего обучения. И программа «Школа России». Обе соответствуют ФГОСам начального общего образования. В современных стандартах большое внимание уделяется исследовательской работе. Но мы с 2000 года проводили научно-практические конференции. Сейчас возрастной ценз участников снижен — сегодня уже второклассники вместе с родителями занимаются научными изысканиями. Навыки исследовательской работы помогают организовать совместную деятельность родителей, детей, педагогов, что позволяет достигать высоких результатов. Это подтверждает и наше участие в различных конкурсах – региональных и федеральных.

— Считаете, нацпроект «Образование» дал серьезный толчок для развития?

— Комплексный проект модернизации дает позитивные сдвиги, но быстрых результатов не стоит ждать. Но уже сегодня в рамках реализации данного проекта мы видим несколько позитивных моментов, связанных с эффективными условиями труда, с повышением заработной платы педагогов. В нашей школе средняя заработная плата педагогов соответствует средней заработной плате по региону.

— «Средняя» — здесь ключевое слово?

— Проект модернизации поддерживает творчески работающих учителей. Но это учителя, имеющие достаточно высокую педагогическую нагрузку, высшую категорию и занимающиеся инновационной деятельностью. Средняя зарплата — 23875 рублей.

— Еще одно из направлений модернизации связано с улучшением материально-технической базы. Ольга Вячеславовна, наверное, можно похвастаться — Вам удалось войти в программу по энергосбережению.

— Да, большая работа велась администрацией города, школы, чтобы войти в эту региональную программу. 25 лет назад наша школа была построена по южному проекту. За счет федеральных средств мы провели в минувшем году капитальный ремонт кровли. Заменили окна. В кабинетах, где появились новые пластиковые окна, стало теплее. А на выделенные администрацией города деньги, на условиях софинансирования с областью, был произведен ремонт пищеблока и получено новое оборудование для школьной столовой.

— Когда человек с таким воодушевлением рассказывает о хозяйственных делах, становится ясно, что он — настоящий директор!

— Материально-техническая сторона оказалась для меня совершенно новой, приходится вкладывать душу не только в образовательный процесс. Кстати, у китайского мыслителя Лао Дзы есть замечательный афоризм: образование без души — опустошает душу. И эта традиция школы меня как педагога очень радует. Читатели «РН» знают, что в школе работают две общественные организации — «Перекресток» и «Добрые дети мира». Их миссия связана с развитием патриотизма в нашем городе.

— Не поздно обратились к воспитанию патриотизма?

— Лучше поздно, чем никогда. Дети — это очень пластичный материал, как кусочек глины. Обратились, значит, сможем вылепить то, что хотим. Детям я говорю: «Мы учимся не для школы. Мы учимся для жизни». Для меня важно, чтобы мой ученик имел прочные знания, получил хорошую профессию. Но намного важнее, чтобы он стал Человеком с большой буквы. Чтобы он не был «Иваном, не помнящим родства», чтобы оставался в родном городе, помогал ему. Но даже покинув Ржев, всегда помнил о нем, имел желание вернуться. Система патриотической работы должна быть построена так, чтобы молодым людям хотелось жить, работать, создавать семьи, воспитывать детей в Ржеве. Хороший человек должен быть добрым, он честен, он имеет хорошие знания, которые способен применять на практике не только для своей собственной наживы, но и на благо родного города и Отечества. То есть, это настоящий россиянин.

— Отрадно наблюдать возрождение государственности в провинции. Все-таки, 800 лет за спиной дают о себе знать.

— Мы готовимся к 800-летию Ржева. С одной стороны, готовимся как к большому событию, празднику, но с другой — это плодотворная, долгосрочная работа, нацеленная на конечный результат, о котором мы говорим, чтобы дети любили и гордились родным Ржевом.

— А сейчас что им мешает любить и гордиться?

— Может быть, недостаточно информации? Чтобы гордиться, нужно знать. Мы говорим об этом на уроках, особенно гуманитарного цикла, но это определенные рамки, ограниченные федеральными стандартами. Мало кто в Интернете ищет историю своего города. На федеральных каналах преобладает далеко не патриотическая тема. Любовь к Отечеству должна строится не только «снизу», но и «сверху». ФГОСы — это ведь тоже политика Президента, направленная на возрождение нравственности. Мы чуть не потеряли и патриотизм, и духовность. Пытаемся сейчас возродить, но вернуть утраченное всегда очень сложно. Надо запастись терпением.

— Тысячелетняя история не может так просто исчезнуть, на генетическом уровне заложена любовь к Родине.

— Она проявляется, когда случаются катаклизмы. Мы собирали средства для пострадавших от наводнения в Приморье. Думаю, ржевитяне знают, что жители Приморья сражались на ржевской земле, целая Дальневосточная дивизия. Разное отношение бывает к инициативам, но в этом случае не слышала ни одного отрицательного отзыва. Мы плотно сотрудничаем с Ржевским реабилитационным центром детским домом в Зубцове. В рамках епархиальной инициативы перед Рождеством дети проводили «оранжевую акцию» — собрали мандарины, апельсины и передали в Зубцовский детский дом. Благополучные дети, когда приезжают с концертами в такие учреждения, даже не представляют, как живут их сверстники. И начинают понимать, что мир вокруг – это не только то, что создали для них родители. Отношение к восприятию жизни меняется. Мы медленно, но меняем сознание людей.

— И в один прекрасный день проснемся в совершенно другой стране.

— У нас и так хорошая страна. Проснемся в стране, которая стала еще лучше. Мне очень нравятся строки Игоря Губермана:

Два смысла в жизни: внутренний и внешний.

У внешнего: дела, семья, успех.

А внутренний, неясный и не здешний,

В ответственности каждого за всех.

— Ольга Вячеславовна! Хотя Вы и физик, но совсем не чужды лирики.

— В юности очень любила поэзию Асадова. Но его философию поняла, когда стала взрослой. Думаю, нам сейчас очень полезно перечитывать отечественную классику. Отношение, которое было в школьные годы, и которое теперь складывается, абсолютно разное. Например, в школе не понимала Булгакова. А сейчас мне кажется, он был истинный патриот России.

— Вся русская классика патриотична, если только ее читать.

— Дети читают, но по собственному ребенку знаю, что предпочитают электронные версии книг. Посещая уроки литературы, иногда вижу, как учитель что-то цитирует, а у детей загораются глаза, они начинают дискутировать, высказывать свое мнение. Не могу сказать, что это поколение людей, которых не интересуют ценностные смыслы. Надо верить в своих учеников! Для наших детей, несмотря ни на какие катаклизмы, актуальны вопросы справедливости, смысла жизни. И это замечательно! Задавая их, мы остаемся людьми. Мы перестали бы быть русскими, если бы не задавали эти вопросы.

— На уроках физики Вы также поднимаете подобные темы?

— Об этом можно говорить с первого урока в седьмом классе – возьмите жизненный путь Ломоносова. Из простого архангельского мужика он стал основателем Российской академии наук! С трудами Ломоносова связано развитие физики в России как науки. Доброе и вечное можно сеять на уроках не только гуманитарного цикла.

— Главное, быть профессионалом и хорошим человеком. Так что — будущее Ржева в надежных руках.

— Очень хочется верить. Мы очень многое делаем для этого.

— Ваш ребенок планирует остаться здесь?

— Его будущим станет государева служба. Будет, как и папа, служить закону, народу, Отечеству. Вся Россия держится на учителях, врачах, военных и правоохранительных структурах. Мой сын — это моя гордость, хотя детям учителей учиться всегда труднее. Но зато духовно-нравственные качества в них закладываются

быстрее.

— Ольга Вячеславовна, сейчас много говорят о миссии школы по укреплению здоровья.

— 9-я школа имеет хорошие спортивные традиции и достижения. В 2013 году, чтобы их увеличить, на базе школы создан спортивный клуб «Дружба». В прошлом году получили две награды как лучшее образовательное учреждение, реализующее спортивный образ жизни. Заняли второе место в региональном конкурсе на лучшую организационную деятельность школьного спортивного клуба. Цель — вовлечение не только школьников в спортивные мероприятия, но и их родителей. После рабочего дня жители микрорайона могут прийти в наши спортивные залы, в которых в прошлом году был произведен ремонт. Мы получили бесплатное оборудование для спортклуба, которое поможет увеличить количество спортивных секций. Мы же говорим о патриотизме, а русские всегда были крепкими, сильными: в здоровом теле — здоровый дух!

— Планы на будущее?

— Хотелось свою деятельность выстроить так, чтобы о 9-й школе продолжали говорить с гордостью. Чтобы ученики, окончившие нашу школу, всегда были рады видеть своих педагогов. Чтобы знания, которые дала 9-я школа, пригодились им на всю жизнь!

— Благодарю Вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *