ПОСЁЛОК НА ВОЛГЕ

Историко-бытовой очерк об одной из городских окраин Ржева

Продолжение. Начало в №№ 38, 39, 41

В АВАНГАРДЕ

Еще в 1965 году на заводе была создана рабочая группа по изготовлению нестандартного оборудования, ее возглавил В.К. Артамонов, будущий заслуженный рационализатор РСФСР. Это было своего рода конструкторское бюро по усовершенствованию технологий производства. Сюда приходили люди из народа, с большим опытом и творческим подходом к делу. Это все использовалось на благо родного предприятия и поселка. Лаборатория работала до 1984 года.

На выставках в области продукция завода неизменно признавалась лучшей. Среди ведущих предприятий города мебельный опережал заводы тяжелой и высокотехнологичной промышленности: «Электромеханику», краны, РМЗ. Многих работников предприятия за трудовые подвиги наградят почетными медалями и орденами. Предприятие все больше будет выпускать продукции со знаком качества.

В 1970 году средняя заработная плата за 6 лет выросла на треть, а с учетом выплат из фондов материального поощрения — чуть ли не в два раза. Для людей социального государства, не знавших, что такое инфляция и повышение цен, это было реальным улучшением уровня жизни.

В поселке проживает 2000 человек, сдан клуб на 350 мест. И в год 25-летия Победы на заводе уже 405 человек имели звание «Ударник коммунистического труда».

Свою работу мебельщики очень ценили. Не сразу я поняла, откуда ведется у родственников эта бережливость к старой мебели: «Разве ж можно это выкидывать? Это ж ПОЛИРОВКА!». В.Н. Кузнецова, работница завода в 70-90-е годы, вспоминает: «Шпон в производстве был разный, чаше всего ореховый, серый, реже дуб, делали из ясеня, красного дерева. Стенку мы купили, когда переехали из здания бывшей школы в восьмиквартирный дом в 1976 году. Доставал её отец, Николай Колесников, которого на комбинате знали три десятка лет. Покупали как-то сервант, стол-книжку, журнальные столики». Полировка с натуральным шпоном была самым дорогостоящим и самым красивым мебельным проектом комбината, его гордостью. Ее делали полиэфирным тяжелым лаком. Его наливают, он высыхает, потом материал идет на полировочные машины, там лак доводится до блеска. Это было очень трудоемко. Лакировка была нитролаком. И даже когда перешли на оформление текстурной бумагой, работникам нужно было так аккуратно подобрать рисунок текстуры, чтобы на дверке шкафчика и на антресоли сверху он совпадал.

Сначала на комбинате выпускали деревянную мебель, затем ее украшали шпоном, но он был привозной, и позже его заменила дешевая текстурная бумага, только имитирующая разные породы дерева. Еще позднее украшали «стенки», наборы секционной мебели, выпуклым декором, а потом совсем простым тиснением. Так постепенно за десятилетия процесс производства мебели упрощался, удешевлялся, нужно было шагать в ногу с доступными технологиями.

В 1968 году посёлок официально вошёл в состав Ржева, и его улицы получили названия: Центральная, Западная… В них — история поселка больше, чем за сто лет: Волжская, Лесозаводская, Мебельщиков, Спортивная, Профсоюзная… В 1970-х годах и сама деревня Шопорово вошла в состав Ржева.

В 1970 году на предприятии работали 1200 человек. Здесь выпускали парниковые рамы, оконные рамы, каркасы для щитовых домиков, а потом и мебель, в том числе и мягкую. Основной продукцией комбината являлись наборы секционной мебели, спальные гарнитуры, тумбочки для радиоаппаратуры и многое другое.

В 1970 году на главном здании мебельного комбината, заводоуправлении, была установлена мемориальная доска, рассказывающая о его истории (сейчас ее нет). В Советское время комбинат был частью большого промышленного объединения «Калининдрев».

Это время непревзойденного расцвета поселка. Строятся пятиэтажные дома, новое здание школы, детского сада, пожарное депо, физкультурно-оздоровительный комплекс с тремя спортзалами, лыжной базой и футбольным полем. Работают почтовое отделение, заводская столовая, принимают детский и взрослый врачи, стоматолог, две процедурных медсестры, работают клуб, баня, два магазина, есть даже своя подстанция электроснабжения.

В 1988 году предприятие перешло на самофинансирование, в то же время оно не имело никаких прав. По указу сверху в городе оставалось всего 3-5 процентов выпускаемой продукции. Для ржевитян невозможно было купить мебель, которую выпускали в родном городе, она была дефицитом, на нее были очереди, можно было достать только по знакомству. В то же время работники были обязаны отработать на селе в год 15250 человеко-дней, помогая сельскому хозяйству, а это неизбежно сказывалось на производстве.

Характерная запись в листах годовой отчетности начавшейся перестройки, которые постепенно уменьшались с 5 до 2,5. 1988 год: «Не отчитался за свою идейную работу клуб… Не проводятся собрания работников…», хотя социалистические обязательства еще есть как обязательные, прописаны в коллективном договоре… Предпосылки для приватизации были созданы.

В 1992 году Ржевский мебельный комбинат входит в ассоциацию «Тверьмебельдрев». В 1993-м здесь работали четыре цеха, выпускались наборы секционной и мягкой мебели. В конце 1993 года коллектив заявил о своем несогласии быть в непосредственном подчинении областной организации «Тверьлеспром», и вышел из него. В 1994 году он уже имеет юридически другое название — ООО «Ржевмебель». За 1995 год есть отчет об объеме реализации платных услуг населению, годовой финплан и штатное расписание, нет даже коллективного договора. Так на завод вернулись времена капитала. Стихия рынка сметала десятилетия трудовых достижений, началось падение производства, стали увольняться рабочие и специалисты.

В девяностые годы упразднится «пожарка», зарастёт футбольное поле, исчезнут столовая, баня, сгорит клуб, врачей сократят, ФОК с его 1000 квадратных метров площади новые хозяева отдадут за долги городу (там несколько лет будут заниматься дети баскетбольной спортшколы), а в 2010 году отключат за долги отопление, потом и электричество.

В короткой справке о современном мебельном говорится: «В 2001 году на базе ОАО «Ржевмебель» было создано ЗАО «Производственное объединение «Лесозавод» со штатом работников более 400 человек. Предприятие занимается производством стройматериалов и изделий из дерева. В 2007 году на лесозаводе был запущен проект Legodom — каркасное домостроение с применением современной технологии MiTek. Объединение занимается производством межкомнатных дверей, строганных заготовок, окутанного и строганого погонажа, мебельного щита, каркасных домов по технологии и на оборудовании канадской фирмы MiTek. Предприятие оснащено современным оборудованием». Площадь завода когда-то занимала 17 гектаров — почти пятую часть территории всего микрорайона. Теперь её поделили между собой девять новых хозяев.

2021 год: на заводе работает около 230 человек, здесь по-прежнему можно получить рабочую профессию. Ученик сначала зарабатывает около 15 тысяч рублей, через полгода может повышать свой разряд и тогда заработать до 25 тысяч рублей. Рабочий день с 8 утра до 8 вечера, есть часовой перерыв на обед и три десятиминутки на отдых. Пять дней работают, два отдыхают, есть смены два через два. Обедают в бытовках, где есть микроволновки для разогрева пищи и кулеры с водой.

Ермоловский лес царского времени России сменил поселок Мебельного комбината. Мебель здесь уже не делают, но одно радует: в народе живет основное имя поселка-микрорайона — «мебельный», данное ему во время эпохи человека труда и индустриальных подвигов. Его нет в официальных бумагах, он на слуху и в речи горожан, его по-прежнему вот уже почти сорок лет пишут в расписании движения городских автобусов… И это уже почти легенда о том, что когда-то здесь жили и работали люди, которые делали мебель…

Старожилы помнили, что последние сосны шопоровского леса росли после войны на так называемом «золотом лужке». Где он, этот лужок? Сейчас там, где когда-то в восьмидесятые годы на шопоровском поле сеяли овес, появилась поросль деревьев и кустарников. Ее снова, как и век назад, стали называть шопоровским лесом и собирают там грибы.

Виктория Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *