ВЗРОСЛЕЮЩИЕ И НЕВЗРОСЛЕЮЩИЕ

Каждое заседание КДН — это новые сюжеты, новые герои, которых зачастую героями точно не назовешь. Но большая часть ситуаций — со старыми, давно известными сценариями и ошибками, которые, увы, почему-то мало кого учат.

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ

По информации отдела образования, сейчас среди учащихся общеобразовательных школ нет детей, не приступивших к занятиям. Увы, такое, когда дети не приходят в школу в сентябре, хотя в классах числятся, бывает. Но те, кто без уважительной причины пропускает учебные дни и недели, попадаются, и гораздо чаще, чем хотелось бы. В ряде случаев виной тому — горе-родители, не выполняющие своих обязанностей по воспитанию детей. Но иногда злостные прогульщики растут во вполне благополучных с виду семьях. Просто однажды при каких-то обстоятельствах родители дали понять своему ребенку (а дети сегодня в большинстве своем умеют качать права и совсем не знают об обязанностях), что так делать можно. Вовремя не пресекли, дали слабину или не справились. И к подростковому возрасту дитятко осмелело, обнаглело и решило, что учиться и слушать взрослых оно вовсе не должно.

Перед членами комиссии стоит довольный мальчишка с модной стрижкой. Председатель зачитывает протокол, мама все ниже опускает голову. Ведь это ее привлекают к ответственности по статье 5.35 КоАП «за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», а не 14-летнего сына, с которым она уже не справляется. И чем больше звучит подробностей типа «у Сидора разбился телефон, и он сказал, что не пойдет в школу, пока ему не купят новый», тем больше упивается своим превосходством малолетний поганец.

— Можешь назвать причину, по которой ты не хочешь учиться?

— Нет. Я никогда ее никому не говорю. Даже если скажу вам, то совру. Всегда всем вру. И учителям вру, и вам буду.

— Ну хотя бы намекни. Тебе знания не нужны? Со сверстниками не ладишь?

— Да, я изгой, не любят меня ученики, они надо мной издеваются, смеются, а я могу отреагировать неправильно, потому что я такой.

— Так, может, тебе школу сменить?

— Три уже сменили, — подает голос мама.

Из диалога выясняется, что Сидор и гулять по вечерам ходит, и воркаутом занимается — значит, общение со сверстниками есть, и поведение вряд ли нарушено. Вообще, ощущение, что этот мальчик попросту избалован и к тому же говорит чьими-то словами.

— Ты ведь можешь поставить себе цель? Можешь. Добейся ее. А когда другие увидят, что ты чего-то достиг, зауважают.

— Сейчас только за деньги уважают! — убежден подросток.

Ощущение какого-то перекоса в его воспитании по ходу недлинного разговора становится только сильнее. Парень ощущает и ведет себя так, как будто он — центр Вселенной. Перебивает взрослых, ухмыляется им в глаза и все время говорит только о себе. А просьбу рассказать хоть что-то о ровесниках или о маме пропускает мимо ушей. А ведь через 3-4 года этому языкастому ребенку придется покинуть детский мир — и что он будет делать во взрослой жизни с таким эгоцентризмом?

КДН рекомендует поработать с психологом и продолжать проходить школьный курс на условиях индивидуального обучения.

* * *

У следующей мамы похожая ситуация. Вполне благополучная семья, красивая моложавая женщина с дорогим телефоном в руке, по виду не скажешь, что дети у нее уже почти выросли: взрослая дочь — студентка, два сына — подростки. И оба тоже прогуливают школу, уже не первую по счету. Мальчик, который стоит вместе с ней, в отличие от предыдущего прогульщика, молчит, но тоже нимало не тушуясь.

Классный руководитель перечисляет: 1 сентября на линейке был, потом отсутствовал — есть справка, затем отсутствовал — нет справки, в общем, посещал учебное заведение в сентябре несколько дней да дважды в октябре, а ведь уже середина месяца. А если и приходит, то к 3-4 уроку, и то после звонка учителя.

Каждый день классного руководителя начинается со звонка маме. И Паша, даже когда уходит из дома якобы в школу, чаще всего до нее не доходит, после чего учителя снова звонят на сотовый родителям. Точнее, маме — отец недавно умер.

— В этой ситуации матери помощь твоя нужна, а ты такие проблемы создаешь! — стыдят члены комиссии подростка, а тот молча смотрит на них спокойными чистыми глазами без проблесков стеснения или стыда. К завершению разговора мать уже не сдерживает слёз, обещая, что усилит контроль за посещением сыновьями школ. Только как это будет на практике — неизвестно. Завтра ей придется водить его в колледж, а потом устраивать и водить на работу?

Кем вырастут эти детки? Когда они станут мужчинами и станут ли? И какая жизнь ждет через пять, десять и больше лет родивших и воспитавших их женщин?

ЗАРАЗНЫЙ «БЕГУНОК»

Никита — сирота. Учится (а по сути, почти не учится) в одном из колледжей Ржева. Но причиной вызова его на заседание КДН стало не это, а статья КоАП, которая ранее даже опытным членам комиссии и подразделению по делам несовершеннолетних знакома не была. И размер штрафов за нарушение статьи 6.3 ч. 2 Кодекса намного превышает те, с которыми обычно приходится работать КДН: от 15 до 40 тысяч рублей.

Оказалось, 17-летний Никита нарушил требования нового «антиковидного» законодательства: имея подтвержденный диагноз заболевания новой коронавирусной инфекцией, самовольно покинул стационар лечебного учреждения. Причем сделал это дважды, что подтверждено двумя протоколами (по каждому из которых минимальный штраф больше МРОТ). А собственного дохода у молодого человека нет. К слову, он «бегунок» со стажем: самовольно уходил из интерната, регулярно сбегает из общежития. Недавно, прыгая со второго этажа, сломал руку. Последняя проблема — начал употреблять наркотики, связавшись с плохой компанией. Но это, вроде бы, осознает, и потому проявляет инициативу, предлагая направить себя в лечебное учреждение. И это внушает небольшую, но надежду.

ЗА РУЛЁМ — РЕБЁНОК

Денис, фигурант следующего протокола, тоже «нарвался» на довольно крупный штраф — от 5 до 15 тысяч рублей, нарушив требования статьи 12.7 ч. 1 КоАП РФ. 16-летнего подростка остановили сотрудники ГИБДД, когда он вел машину. Прав, конечно же, у парня нет — учиться вождению ему официально можно будет только через два года.

Рядом с парнем, представшим перед КДН, сидит его отец, который явно в курсе того, что сын имеет собственную машину. А ведь такое безответственное отношение может закончиться плачевно. Не впервые в Ржеве случается, когда за рулем оказываются такие вот подростки, которые вскладчину купили автомобиль и ездят на нем по городу в надежде, что их никто не остановит. И на самом деле, жезл инспектора — не самая большая неприятность, которая может произойти как с ними самими, так и с невольными жертвами их поведения. Недавно пешеход пострадал по вине таких малолетних водителей, а ведь подобное может однажды оборвать или сломать чьи-то жизни.

ДВЕ БАНКИ КОФЕ ИЗ СУПЕРМАРКЕТА

Постановление о применении принудительных мер воспитательного воздействия, которое стало предметом рассмотрения данного заседания, пришло из суда. Два подростка, одному из которых 15, а другому — 16 лет, поехали в соседний город «погулять». И гуляючи обокрали супермаркет.

Что взяли? Две банки кофе! Не потому, что захотелось бодрящего напитка, а потому, что его можно сдать в ломбард и получить на руки денежку, которую потратить на что-то другое. На что — история умалчивает. Вычислили их по записи камер видеонаблюдения уже тогда, когда они успели провернуть все задуманное и ощущали полную безнаказанность.

Решением суда на них наложены определенные ограничения на несколько месяцев — например, запрет на выезд из города. Однако это не столь неприятно и чревато последствиями, как тот факт, что теперь они являются судимыми и находятся в поле зрения правоохранительных органов и на учете в ПДН. А это уже не шалость и не мелочь.

КАК ДЕТИ

Взросление — естественный процесс. Очень хочется верить, что все вышеупомянутые герои публикации не только перерастут свои проблемы и станут ответственными за себя и своих близких, но и, перейдя порог совершеннолетия, не намотают на себя новых проблем и сумеют на своих ошибках приобрести опыт для настоящей, взрослой жизни. Однако бывают случаи, когда взросление запаздывает или не наступает вовсе…

Перед КДН стоит семья. Точнее, сейчас эта более чем взрослая пара находится в стадии развода, но то, как проходит этот процесс, в который неволей вовлечена
10-летняя девочка, и стало причиной составления протокола. А ведут себя ее родители очень некрасиво, особенно глава семейства. Пишет кляузы на жену, обвиняя ее в пьянстве — при этом школа, где училась старшая дочь и сейчас учится младшая, характеризует женщину очень положительно. В одной из ситуаций мужчина супругу попросту «подставил», предложив ей совместно распить спиртное для разговора, а затем спровоцировал скандал и вызов сотрудников ОПДН, дав нужные себе пояснения под протокол. В рассказах пары фигурируют погибший неизвестно по чьей вине котенок, отложенные на стройку деньги, запрет видеться с дочерью и много еще чего, в чем взрослые разобраться все лето не могут. На девочке эти некрасивые разборки пока не сказались — она все так же отлично учится и хорошо себя ведет. Однако это может измениться в любой момент. И как скажется на психике ребенка и его будущем поведении в своей уже семье то, что он наблюдает сейчас, никому не известно. Потому члены комиссии просят родителей думать о дочери, искать цивилизованные пути решения конфликта, а учебное заведение — взять ситуацию на контроль и по мере возможности отслеживать происходящее.

* * *

Бывает и так, что дети вроде бы взрослеют, но только физиологически. Рожают своих детей, за которых в силу психологической незрелости ответственность нести не могут. Тем более, если сами они в прошлом из неблагополучной семьи. Девушку Лилю, которой едва исполнилось 18, сотрудники органов опеки и некоторые члены КДН хорошо знают: будучи подростком, она была на комиссии не раз. Сегодня ее снова вызвали протоколом, но уже как маму: этот сложный ребенок успел выйти замуж и родить сына. Сигнал поступил из ЦРБ: врачи поликлиники зафиксировали у ребенка недопустимую потерю в весе. Сейчас трехмесячному малышу снова предстоит лечение, теперь уже респираторной инфекции. И всем ясно, что из поля зрения эту молодую маму терять нельзя: за ней все еще нужен постоянный контроль.

В повестке заседания КДН значилось более 20 пунктов. За каждым — ситуации, судьбы, люди. Иногда такие, которые хочется стереть из действительности. Но это невозможно.

Имена действующих лиц изменены, совпадения случайны

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *