МИТРОПОЛИТ. РЖЕВСКАЯ ВСТРЕЧА С ВОЙНОЙ

В самом начале 80-х годов ХХ века в Ржеве стала понемногу возрождаться духовная жизнь.

Одной из самых трудных задач для православных прихожан стала тогда проблема получения церковного здания, которое возможно было хотя бы приспособить для богослужебных целей. Самым подходящим строением для этого был один из уникальных и красивых храмов Верхневолжья — ржевская церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери Оковецкая.

На то время храм сохранился лучше других после военного лихолетья, и был наиболее пригоден с функциональной стороны. И, как показала история, именно ему предназначалось стать центром возрождения православной веры и восстановления последующих храмов в Ржеве и близлежащей округе.

В храме более четверти века (с 1959 года) находился краеведческий музей, но выделяемых государством средств на содержание такого массивного строительного комплекса всегда катастрофически не хватало. Из-за финансовых затруднений страдала отопительная система, внешнее благоустройство, все внутреннее состояние здания.

Ржевские подвижники, не теряя надежды и веры, написали не один десяток писем в разные инстанции о передаче этого здания для совершения богослужений.

Это целый фолиант переписки. Есть даже несколько писем в ЦК КПСС, например, Л. 24. Письмо к К. Черненко (Генеральный секретарь ЦК КПСС с 13 февраля 1984 г. по 10 марта 1985 г., председатель Президиума Верховного Совета СССР с 11 апреля 1984 г. по 10 марта 1985 г.).

Наблюдая постепенное разрушение Оковецкого храма на ул. Марата, верующие с 1984 года неоднократно обращались к митрополиту Калининскому и Кашинскому Алексию (Коноплеву) с просьбой остановить гибель уникального старинного сооружения.

По ходатайству Калининской епархии, митрополит Алексий в своем обращении в исполком Ржевского горсовета просил вернуть епархии на правах собственности церковное здание, которое занимал тогда городской краеведческий музей. Но окончательное решение вопроса затягивалось.

Следует сказать, что митрополит Алексий (в миру Виктор Александрович Коноплёв, 1910-1988) большое личное внимание уделял Ржеву и вопросу передачи здания Оковецкой церкви. И этому есть свое документальное подтверждение. Источники показывают, что с нашим городом митрополита связывали особые жизненные обстоятельства.

Для справки. Митрополит Алексий — выдающийся деятель РПЦ ХХ века. Он занимал Тульскую, Рижскую, Екатеринодарскую архиерейские кафедры. С 19 апреля 1978 года являлся архиепископом Калининским и Кашинским. С 9 сентября 1981 года был возведён в сан митрополита.

Владыка Алексий (в миру Коноплёв Виктор Александрович) родился 28 января 1910 года в Павловске Воронежской губернии в семье служащих Александра и Елены Коноплёвых. В 1922 году семья осталась без кормильца. И уже в 12 лет Виктор научился сам отвечать за свои поступки, помогать матери, не бояться жизненных трудностей.

А через два года, когда ему исполнилось 14, получил свой первый заработок: прислуживал пономарем в храме. В 1928 году Виктор окончил среднюю школу и начал служить регентом, а с 24 октября 1929 года — псаломщиком Преображенского собора Павловска.

В 1930 году Виктора Александровича как верующего человека объявили врагом народа и сослали на три года в Свирские лагеря. По окончании срока отбывания наказания его лишили избирательных прав. Впоследствии владыка вспоминал, что ему не выдавали даже продуктовые карточки. Было так трудно, что он не мог купить себе обувь.

С октября 1933-го по сентябрь 1936 года Виктор Коноплев служил в Красной Армии. После увольнения в запас пять лет (до 1941 года) состоял на гражданской службе — работал счетоводом-кассиром, павильонным фотографом. Перед самой войной обучался на Центральных заочных курсах фоторепортажа в Москве.

В октябре 1941 года Виктор был мобилизован в ряды Красной Армии пулеметчиком, в штрафной батальон на Дальнем Востоке.

За время войны судьба испытывала Виктора Александровича на разных фронтах — Брянском, Прибалтийском, Ленинградском, Калининском. Начинал будущий Владыка с Северо-Западного фронта, 228-й полк 55-й стрелковой дивизии.

«Я был мобилизован в октябре 1941 года, — вспоминал владыка Алексий, — вскоре был отправлен на Северо-Западный фронт, а 5 мая 1942 года получил первое ранение под Ржевом. После излечения в Бежецке был направлен на передовую, где, будучи рядовым, исполнял обязанности помощника командира взвода». Служил до Победы в 1945 году.

Пулеметчик, старшина и будущий митрополит Тверской и Кашинский имел боевые награды за доблестное участие в Великой Отечественной войне с октября 1941 года: медали «За боевые заслуги» (1944 г.), «За победу над Германией» (1945 г.), орден Отечественной войны 1-й степени (1985 г.).

О своем ранении под Ржевом он рассказывал, как его послали за «языком». «Вот стою и наблюдаю, и вдруг на меня каким-то лёгким ветром дунуло, чуть сдвинулся в сторону незаметно. Вдруг почувствовал, что на уровне сердца в левой руке как-то потеплело. Ранение от вражеского снайпера. …И ветерок — это Промысл Божий. Суждено было не погибнуть, а остался жив».

А еще он рассказывал, что сначала руку хотели ампутировать, но операцию все оттягивали. А потом военный доктор, что принимал его в медсанбате, как-то пришел в палату, сунул в руку иконку и какой-то мази, сказав: «Сам должен выздороветь, молись». «Вот так рука-то моя и осталась со мною, со ржевской метиной!»

* * *

Во время своих приездов в Ржев в восьмидесятые годы митрополит Алексий обязательно посещал обелиск на Соборной горе. И, как рассказывали очевидцы, он подолгу стоял и молчал у Вечного огня. И ведь тогда никто не знал и не догадывался, о чем думал Виктор Коноплев — митрополит Алексий. Может, о том, что именно Ржевом, своим ранением он заплатил за то, что с него сняли напрасные обвинения, а может, что именно вера помогла ему выстоять и сберечь руку? Кто же теперь это вспомнит…

Мы вспомним. Потому что стараниями нашего митрополита Алексия, выдержавшего длительную бумажную волокиту и бесконечную переписку с разными областными инстанциями (обком партии, облисполком и прочие), а также областным музеем, в чье ведомство входил тогда ржевский храм, Оковецкая церковь в 1991 году все же была передана ржевским прихожанам.

18 февраля 1985 года Калининский областной Совет народных депутатов принимает постановление (№ 41/332-85) о регистрации православного религиозного общества в Ржеве. И этот вопрос тоже «протолкнул» митрополит Алексий, хотя это было совсем не просто.

* * *

С Соборной горы как на ладони виден Оковецкий храм. В 2021 году ему исполнилось 200 лет. И 30 лет, как он вновь стал служить людям, давать им надежду, укреплять веру и напитывать духовным светом.

Всего три года не дожил митрополит тогда до этого события, которое свершилось в 1991 году. Митрополит Алексий ушел в вечность в 1988 году. Но его мысли, его мечты и помыслы все равно осуществились в Ржеве. Теперь мы это знаем. Ведь с нами теперь церковь, отвоеванная когда-то в том числе и стараниями митрополита, и мирное небо, и новые мечты и планы. Во благо России.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *