КАК ПОКРЫШКИН ЦЕРКОВЬ СПАС

К концу 60-х годов ХХ века, как показывают исторические документы, все ржевские городские храмовые постройки, имеющие даже самую малую возможность их использования для тех или иных хозяйственных потребностей, были частично или полностью реконструированы или приспособлены под бытовые нужды.

Эта же печальная участь постигла и многие старинные дворянские усадьбы ржевского края. Вот почему мы теперь лишены наших некогда величественных архитектурных красот Верхневолжья.

Интересно, что в ржевском музее и сегодня сохранился ордер за 1955 год на поселение в землянку. Все, что не сломала, не разрушила и не сожгла война, разбиралось на кирпичи: людям нужно было просто хотя бы элементарно выжить, сложить печки, обустроить простейшее место для ночлега и проживания семьи. Но многие строения просто разбивали и растаскивали без элементарного хозяйского надзора. И в числе первых — старинные церкви. Кому они нужны! — рассуждали борцы за коммунизм и светлое будущее человечества.

В конце 50-х годов ХХ века, чтобы в очередной раз «заглушить дух церковного брожения», власти вновь пересматривают возможность использования или деконструкции оставшихся храмовых строений, объясняя это причиной нехватки новых построек в условиях послевоенной поры. Перепрофилирование церковных зданий идет полным ходом. Они отдаются (в лучшем случае) под библиотеки, архивы, клубы и другие объекты соцкультбыта, а то и под хранилища-склады. В сельской местности, кроме того, любые пригодные помещения используются и переоборудуются для хранения техники, зерна, кормов, семян, химикатов, удобрений и тому подобного.

Вспомним из истории, что особо жесткий период обострения борьбы с религией в СССР, пик которого пришёлся на 1958-1964 годы, еще долго потом давал о себе знать в безудержных нападках на верующих. Руководитель страны, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, тогда публично обещал к концу семилетки, то есть к 1965 году, «показать последнего попа по телевизору». Но вера в народе жила и теплилась неугасимой лампадой. И Ржев тому пример.

В 1956-1957 годах старинный храм Оковецкой иконы Божией Матери приспособили под музей, который там находился до 1980 года, когда здание было признано полностью аварийным, непригодным и неудобным к дальнейшему использованию.

* * *

Уникальным явлением в начале 50-х годов ХХ века стало активное возрождение и оживление всей художественной жизни в стране и повышение воспитательной и образовательной роли искусства, а также реорганизация музейного дела. Отметим, что в Ржеве уже в 1949 году (через четыре(!) года после страшнейшей войны) открывается первый «очаг культуры» — клуб железнодорожников. Это важное городское событие было большим подарком ржевитянам в канун ноябрьских праздников.

В 1953 году в структуру Министерства культуры, созданного вместо Комитета по делам культурно-просветительных учреждений, вошли и музеи. Ржевский же краеведческий музей был полностью истреблен войной. Но город не оставлял свою мечту о воссоздании нового музея.

Активный процесс демократизации, начавшийся в стране после смерти Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956) усилил всеобщий гражданский интерес к отечественной истории и культуре, природе. Это способствовало подъему туристического движения, росту внимания к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры, новому старту музейной деятельности.

Интересно, что именно тогда были созданы в больших городах (областные центры, города со 100-тысячным населением) и районах новые структуры: органы/отделы культуры при исполкомах советов. В Ржеве же отдел культуры как полноценная структурная штатная единица администрации был создан только в 1992 году. До этого времени там были только внештатные сотрудники.

* * *

Но вернемся к нашему основному повествованию.

По воспоминаниям ржевских старожилов, Оковецкий храм тогда, в начале 50-х годов ХХ века, отстоял Александр Покрышкин, впоследствии Почётный гражданин Ржева. В 1951-1955 годах он служил командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве.

Александр Покрышкин (1913-1985) — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза, маршал авиации (1972).

В 1951-1955 годах он служил командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. А жил он на улице Декабристов, соседней с Оковецким храмом. Дом, где он проживал, сегодня в достаточной сохранности.

Александр Иванович на тот момент входил в члены общественного народного Совета, созданного при Исполнительном комитете Ржевского городского Совета депутатов трудящихся. На одном из его заседаний и обсуждался вопрос о разборке поврежденных войной зданий на кирпичи и предоставлении их горожанам, остро нуждающимся в строительных материалах.

Решение Покрышкина при обсуждении этого вопроса повестки дня было категоричным: история оставила красивейшее здание нам, потомкам, война почти не порушила его стен, и негоже разбивать еще крепкое строение, надо просто найти ему хорошее и достойное применение.

Авторитет трижды Героя Советского Союза был непререкаем.

Так Оковецкая церковь была сохранена. Уже к 1959 году в здании расположился музей. Храм вновь стал служить городу. Ржеву тогда просто повезло, что за его святыню вступился Александр Иванович. Ведь именно в это время были полностью разобраны дом и церковь Георгия Победоносца на р. Береза (она же Вознесенская церковь, теперь это Оленинский район), в которой служил Дмитрий Касаткин — отец будущего святителя Николая Японского (1836-1912). Да и почти все ржевские храмы, покореженные войной, ушли тогда на кирпичи: Успенский, Покровский на левобережье Волги, Спасо-Преображенский…

* * *

Александр Покрышкин, человек крепкой вятско-сибирской закваски и редкой силы духа, в своих воспоминаниях не касался разговора о церкви. Но мы знаем, что он, советский генерал и коммунист, никогда не препятствовал своей матери Ксении Степановне Покрышкиной (Мосуновой) (1885-1969) ходить в церковь и держать в московской квартире иконы. И если кто-то из братьев начинал подсмеиваться над матерью, Александр Иванович строго говорил: «Прекрати! Не смей трогать мать. Она верующий человек, пусть и будет верующей».

А еще известно, что мать и отмолила сына в тяжелые годы войны, ведь родитель-ская молитва считается самой действенной. Сила ее, как свято верили в народе, неотразима. Эта молитва «со дна моря поднимет» (из книги «Покрышкин. Жизнь замечательных людей»).

В Москве семья Покрышкиных жила в центре, на улице Большая Бронная, 19. После смерти Александра Ивановича в ближайший к дому храм Иоанна Богослова приходила помолиться о упокоении души воина Александра его супруга Мария Покрышкина. В 1990-е годы храм был восстановлен.

* * *

В завершение статьи отметим, что значительная роль в дальнейшем сохранении исторического Оковецкого храмового комплекса и размещении там краеведческого музея принадлежит его первому директору Николаю Вишнякову.

Николай Михайлович Вишняков (6.05.1900-11.02.1968) — известный краевед, Почетный гражданин Ржева, автор книги-монографии «Ржев», первый директор послевоенного Ржевского музея. Он оставил след в истории города не только как краевед. В конце 40-х годов был председателем горисполкома. При нем построены летний театр и горсад, которые на долгие годы стали центром культурной жизни Ржева. Он был мэром-интеллектуалом: библиофилом, любителем театра, живописи, народного творчества.

Благодаря авторитету Николая Михайловича, его огромному личному опыту организаторской и краеведческой работы, уникальное историческое место Ржева было сохранено для потомков.

15 июня 1959 года в здании бывшей церкви Иоанна Предтечи (Оковецкой) открылся музей.

В 60-70-х годах с музеем активно и деятельно сотрудничала Маргарита Горская (1923-1998), известный краевед, историк, педагог, общественный деятель. Маргарита Павловна работала директором музея на общественных началах (решение исполкома Ржевского горсовета от 8 августа 1963 года в связи с нездоровьем Н. Вишнякова).

С 1978 года до переезда в новое здание музей возглавляла Валентина Григоренко, она уже имела опыт музейной работы. Валентина Николаевна окончила Калининский госуниверситет. В 1974-1976 годах работала научным сотрудником Калининского госмузея, с 1978-го — заведующая Ржевским филиалом Тверского объединенного музея. Она — участник областных экспедиций по изучению этнографии тверских карел. Избиралась депутатом Ржевского горсовета. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

Сегодня город живет новой жизнью, но мы помним наших земляков, сохранивших для нас святыню Верхневолжья — Оковецкий собор. В 2021 году он отмечает свое 200-летие.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *