ГОВОРЯЩИЕ ПОЛОТНА, ИЛИ ИСКУССТВО НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

С 23 по 30 ноября в Ржевском выставочном зале работали интересные выставки: тактильных картин «Искусство на кончиках пальцев», которая приурочена к Международному дню слепых и Международному дню инвалидов, отмечаемому 3 декабря, и выставка художницы Марии Грезневой «Графика. Избранное».

Выставка тактильных картин организована и привезена из Твери автономной некоммерческой организацией «Центр «Эксперт» по исследованию и экспертизе доступной среды для людей с инвалидностью.

Посмотреть картины руками — единственная возможность для незрячих и слабовидящих людей.

Полотна всемирно известных художников: Сальвадора Дали, Винсента Ван Гога, Василия Перова, Ивана Шишкина и других мастеров живописи предстали перед зрителями, как живые. Здесь экспрессивный «Танец» Анри Матисса, загадочная «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, «Всадница» Карла Брюллова — невозмутимая наездница в белом на резвом коне, и задумчивая черноглазая «Девочка с персиками» Валентина Серова.

В центре экспозиции картина «Ржевский мемориал» — работа Константина Фомина. Наша газета уже рассказывала о том, что одна из копий памятника советскому солдату недавно была передана в филиал Музея Победы. Теперь Ржевский мемориал могут увидеть все, в том числе и незрячие люди.

На каждой картине — тифлометка, если к ней приложить специальный прибор — тифломаркер, можно прослушать описание картины. Кстати, такое звуковое сопровождение, несомненно, интересно всем зрителям. Оно помогает понять смысл картины, выполняет также функции виртуального экскурсовода. Вот одна из самых известных картин художника-сюрреалиста Сальвадора Дали «Постоянство памяти». Размягченность висящих и стекающих часов — образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Неискушенный зритель с трудом может разобраться в сюжете картины, а тифлоописание ему в этом поможет.

Уникальная разработка Торжокского тифлоцентра и общественной организации «Эксперт» подарила людям эту возможность. Объемное 3D-изображение создано из гипоаллергенного пластика с помощью метода вакуумной формовки, в точности повторяющего все элементы и пропорции оригинала. Особенность таких картин в том, что они передают и визуальную часть, и графическую, также можно увидеть тактильный эффект в трехмерном исполнении. Полотна с подписью по системе Брайля располагались на специальных стойках.

Тактильные изображения позволили людям, частично или полностью лишенным зрения, наравне с другими погрузиться в мир изобразительного искусства, на ощупь «увидеть» незримое. Уверена, что выставка заинтересовала и других посетителей, которые, закрыв глаза, смогли открыть для себя картины с другой стороны.

Прекрасным дополнением к экспозиции стали работы ржевской художницы Марии Грезневой, руководителя клуба инвалидов-колясочников «МИР».

Мария — многократный лауреат международных и областных фестивалей художественного творчества инвалидов, автор эмблемы областного фестиваля «Путь к успеху», лауреат 3-й степени Международной премии «Филантроп-2020». В Ржеве в 2017 году состоялась персональная выставка художницы, с которой также познакомились жители Нелидово и Зубцова.

В экспозиции представлено около сорока работ: портреты, натюрморты, жанровые зарисовки, выполненные тушью, перьевой ручкой, чернографитовым карандашом. В каждом портрете автору удалось точно передать настроение и характер героя. Нас восхищают грация и совершенство линий «В танце» и «После», трепетная нежность, искренность в облике героини Льва Толстого («Моя Каренина»), обаятельная улыбка любимого артиста Александра Ширвиндта; никого не оставит равнодушным вечная тема памяти, которая бессмертна (Диптих «Песни нашей Победы»).

В экспозиции можно увидеть также пейзажи, на которых изображены Ржев и его достопримечательности, виды Твери, Петербурга, Крыма.

Очередной ступенью вверх назвала Мария эту выставку.

— С момента открытия персональной вы-ставки «Вся жизнь моя на кончике карандаша» прошло уже четыре года, говорит она. — С тех пор в моей творческой жизни произошло немало событий. В ноябре 2018 года три мои графические работы вышли в полуфинал II Международных парадельфийских игр, которые проходили в Ижевске. В составе делегации Тверской области я провела в столице Удмуртии целую неделю, где приобрела огромный опыт общения с творческими людьми, представляющими своё мастерство, из 25 стран мира.

Осень 2019 года ознаменовалась участием в городском фестивале творчества инвалидов «Мы равные — мы как все!» и областном фестивале «Путь к успеху» — там серия работ городских пейзажей принесла мне первые места. Ну а осенью 2020 года сбылась моя десятилетняя мечта — стать лауреатом Международной премии «Филантроп».

На участие в ней я готовилась почти два года, создавая целый ряд серий графики — пейзажная, портретная и «Песни нашей Победы». Получилось — лауреат третьей степени! Впереди только художники Крыма и Беларуси. Но я очень довольна результатом.

И вот всё, что было наработано за эти годы (а большая часть экспозиции это новые работы), вошло в вы-ставку «Графика. Избранное». Захотелось показать лучшее.

Да, я люблю свой город. Люблю его рисовать. Он настолько меняется, что мне хочется запечатлеть каждый его миг. Поэтому ржевские виды — это первостепенно. Некоторые из них я уже отправила на конкурс, объявленный ржевской администрацией — создание графических рисунков для сувенирной продукции. Да что там некоторые — целых 18 работ. Вот так творческие планы и возникают спонтанно. А за воплощением этих планов возникают разные интересы — давно влечёт архитектура Санкт-Петербурга. Изучая её, стала запечатлевать некоторые его виды с фото и открыток, присланных друзьями. Город, в котором я не была. Появилась мечта — побывать там и порисовать с натуры. У оптимистов мечты сбываются, вдруг и эта исполнится когда-нибудь?

Хотя в нынешнее время сложно быть оптимистом — страх за близких, за своё и так хрупкое здоровье, когда каждый день затянувшейся пандемии приходят безрадостные новости, уходят знакомые. Но… Творчество спасает, отвлекает — забирая большое количество времени. Думать о плохом становится некогда. Искусство вечно, оно будет жить и после нас. Во всяком случае, оно дарит радость создания мне, радость созерцания — окружающим. Это даёт надежду на лучшее.

Что касается данной вы-ставки, она приурочена к двум датам: в ноябре — День слепых, 3 декабря — День инвалидов. Эти даты — напоминание обществу о том, что рядом живут люди, которые нуждаются в помощи, внимании со стороны этого самого общества. Как день рассказа о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья — чем они живут, чем занимаются, какие успехи и победы над собой и жизненными обстоятельствами одерживают. Каждый день!

Очень трогательно узнавать, что выставку посетили юные ржевитяне. Их педагоги закладывают в детишек добрые семена толерантности через искусство.

Еще раз подчеркнем: прикоснуться к миру искусства — редкая возможность для незрячих и слабовидящих людей, и она была реализована в Ржеве благодаря инициативе АНО «Центр «Эксперт» и производственного тифлоцентра «Вертикаль».

Надеемся, что такие вы-ставки в нашем городе еще будут проводиться не раз, а с творчеством Марии Грезневой, уверена, хотели бы познакомиться как можно больше людей. Почему бы эту экспозицию не сделать более продолжительной или перенести на другую творческую площадку? Думаю, со мной согласятся многие: работы того стоят.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *