ТО, К ЧЕМУ ТЯНЕТСЯ ДУША

В Ржевском краеведческом музее 9 декабря открылась небольшая выставка живописи Зои Полюшковой и Андрея Тихмянова, организатором которой выступил Тверской объединенный музей в лице руководителя отдела выставок Ольги Готлиб.

Картины, представленные вниманию зрителей, совершенно разные и по технике, и по цветовой гамме, и по настроению. Впрочем, как заметила Зоя Полюшкова, один и тот же художник в разные периоды жизни может отдавать предпочтение противоположным стилям. Можно по-разному относиться к любительской живописи, но посмотреть на работы людей, которые по роду деятельности с рисованием никак не связаны, как минимум интересно.

Зоя Григорьевна взялась за кисть, когда ей было уже за пятьдесят. Обладатель высшего технического образования, по специальности инженер-авиаконструктор, она никогда не боялась в жизни перемен. После перестройки работала экономистом, а когда жить стало полегче, она «разрешила» себе заняться тем, к чему всегда тянулась душа: окончила биофак и пришла в ландшафтный дизайн. А параллельно начала рисовать.

— Не надо бояться нового, не надо думать, что тебя на что-то не хватит. Времени и сил всегда хватит, если действительно этого хотеть. Художник Андрей Тихмянов — тому подтверждение. Однажды побывав на одной из наших выставок, он подошел и сказал: как же мне это нравится! Нравится — бери и делай, ответила я ему. И он попробовал. Результат вы можете оценить сами. Делайте добро и красоту вокруг себя — и у вас будут и силы, и счастье, — улыбаясь, сказала Зоя Полюшкова.

И ее работы, выполненные маслом на холсте, действительно, буквально светятся яр-
костью и счастьем. Это картины-эмоции, подтверждает сама художник. Вот «Сиреневое настроение» с фигурами прохожих и городским пейзажем, где все пропитано оттенками розового, фиолетового и сиреневого цветов. Вот будто подсвечивающее улицу «Сапфировое утро», а вот вроде бы серая, но такая контрастная и яркая «Московская зима». А рядом с ними — уже ничуть не напоминающая, в отличие от предыдущих работ, стиль импрессионистов, картина «Летний зной», где солнечный свет пытается пробиться сквозь густую листву деревьев и бликами падает на лесную тропу. Так и хочется попасть в этот лес и вдохнуть в себя аромат нагретых зноем трав и земли, постоять на солнечной поляне и уйти в тень деревьев. Эта работа родилась на контрасте, рассказала Зоя Григорьевна, после того, как однажды знакомый попросил на холсте воплотить его детское воспоминание. Когда-то летом после дождя он вместе с отцом собирал в лесу грибы, и с тех пор часто видит это во сне. Пытаясь подобрать подходящий пейзаж, Зоя была нимало удивлена тому, что заказчик остановился на слишком мрачном лесу. В этом буреломе только Бабы-яги не хватает, сказала она, но заказ выполнила. А потом для себя написала другой лес, — такой, каким его видит она сама. Яркий и солнечный. Такими же светлыми и теплыми являются и сельские пейзажи, которые тоже можно увидеть на этой выставке.

У Андрея Тихмянова, который живет и работает в Москве, тверские корни. Он вырос на академической даче, — так выразилась Ольга Готлиб, представляя художника зрителям. Врач, в прошлом — военнослужащий, родом из Вышнего Волочка. Служил в «горячих точках», а сегодня, помимо основной профессии, нашел себя в путешествиях и в живописи. Кроме того, он занимается и благотворительностью.

Выставка названа «Малая родина», которая, как заметил Андрей Юрьевич, для каждого своя — не обязательно место, где ты родился, но место, где тебе хорошо и тепло душой.

— Я только неделю назад вернулся с гор. Мы были в Непале, где пытались штурмовать вершины и на одной из них даже развернули флаг Вышнего Волочка. Этот город — моя малая родина. Там я впервые мог наблюдать за работой прославленных мастеров живописи.

Сам Тихмянов занимается живописью порядка пяти лет. Он работает в интересной технике: пишет пастелью по наждачной бумаге художника, так что в каждой картине, шутит, есть не только частичка его души, но и капля крови художника — растушевывается краска пальцами.

— Вот видите, эти блики? Когда работаешь пастелью, она крошится и падает на рабочую поверхность. Так что вот такие следы на небе это не столько замысел, сколько попытки смахнуть эти частички пастели. И порой получается очень интересно. В этой технике есть огромный плюс — она позволяет добиться плавного перетекания градиентов. И минус — сложно прорисовывать мелкие детали.

Андрей Тихмянов — полковник медицинской службы, сейчас — практикующий врач-
рентгенолог, лучевой диагност, и потому в прошлом году много работал в «красной зоне». Живопись это, как уже прозвучало, — одно из его увлечений. Как и путешествия.

Оказалось, в Ржеве Тихмянов не впервые. Он часто бывает в Старице, заезжал и сюда, отмечая, как интересно в Ржеве переплелись дух современного города и провинциальный колорит.

На вопрос, много ли у него на сегодняшний день работ, Андрей Юрьевич отвечает, что не менее двух десятков, однако большая часть уже разошлась по музеям и частным коллекциям.

— Кстати, работы с этой выставки тоже продаются, — замечает он. — Кроме одной, моей любимой, — он показывает на отдельно стоящую на подставке работу с избушкой на фоне оранжевого заката.

Выставка продлится до конца января, говорят организаторы. Так что у ржевитян есть шанс если не купить, то хотя бы посмотреть на работы. И, быть может, последовать примеру этих талантливых людей и заняться делом, к которому всегда тянулась душа.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *