ПЕСНЬ ОТЕЧЕСТВУ. ТЕРТИЙ ФИЛИППОВ

Думаю, многие ржевитяне и гости нашего города всегда с радостным воодушевлением ждут традиционных народных гуляний, которые проводятся на Филипповой даче 12 июня, в День России, и именуются «Ржевские гостевания». На этот праздник съезжается народ, готовится интересная программа. Здесь выступают талантливые исполнители современной живой традиции музицирования и площадного театра, кружатся веселыми парами танцоры, собираются ремесленники и мастера декоративно-прикладного творчества, свои новые работы представляют художники.

Вся большая живописная нарядная поляна на ржевском левобережье Волги дышит и гудит в этот день от ядреных наигрышей гармошек и звонкого гомона детворы, от песенных переливов и современных музыкальных заставок. А какие костюмы! Лето! Все благоухает ароматом молодости, ласкает взор солнечными красками, радуется общему душевному единению.

А знаете, что заложил эту традицию народных гостеваний еще наш земляк, ржевитянин Тертий Филиппов? И проходят они, как на его усадьбе, где когда-то стоял родительский дом, перед которым была цветочная поляна. И именно там, только сто пятьдесят лет назад, собирались сельские музыканты и певцы, сказители и умельцы народного говора.

Расскажем же вам все по порядку.

26 декабря исполняется 195 лет со дня рождения Тертия Ивановича Филиппова. Он был крупным государственным деятелем и замечательным публицистом-славянофилом, признанным специалистом по новейшей истории церкви и сенатором (1883-1899), государственным контролером (1889-1899) и членом комитета финансов Российской империи (1889), благотворителем и меценатом. А еще кавалером орденов Святого благоверного князя Александра Невского, Святого Владимира II степени, Святой Анны II степени, Святого Станислава I степени, Черногорского Данилы I степени, Сербского Святого Саввы I степени, Греческого креста ордена Спасителя. Почётный член Императорской Академии наук, Императорского Русского географического общества. И Почётный гражданин Ржева.

* * *

Родился Тертий Иванович в Ржеве 5 января 1826 года (24 декабря 1825 года по старому стилю) в семье мещанина-аптекаря в доме, что в Смоленском крае.

На высоком косогоре располагалось поместье Филипповых, занимавшее квартал городской застройки. Высокие окна двухэтажного дома смотрели на излучину Волги. А колокольный малиновый звон городских соборов и церквей, фокусируя, удивительным звуком собирался здесь в дни больших праздников. Старожилы этих мест вспоминают, как хороша здесь природная акустика: можно было расслышать звуки инструментов оркестра, игравшего в городском саду! А ведь это с пяток километров будет…

Отец Тертия Филиппова Иван Филиппович учился в свое время в Вологодской муж-ской гимназии вместе с будущим участником Отечественной войны 1812 года, литератором и поэтом Николаем Коншиным. В 1837 году Коншин по ходатайству Пушкина занял пост директора училищ Тверской губернии, освободившийся с уходом знаменитого романиста И. Лажечникова. Авторитет Ивана Филипповича позже очень поможет его детям при поступлении в тверскую гимназию. По воспоминаниям, на приемных испытаниях Николай Коншин поведал братьям Филипповым, будущим гимназистам, что отец их во время учебы «заметно выделялся из ряда своих соучеников и шел постоянно первым».

16 января 1825 года провизор Иван Филиппов получил от Ржевского городового магистрата данную, по которой ему во владение был передан участок волжского берега на Князь-Федоровской стороне «для заведения ботанического сада на пустопорожнем месте».

Детство Тертия прошло в родном городе, здесь жили до конца своих дней его родители, брат Астерий и сестра Раиса. Все последующие годы Тертий Иванович не прерывал связи со Ржевом, приезжая в отчий дом сначала на каникулы, а потом, бывая в отпусках, на дачу, часто с друзьями. Завидово, Завидовка — так звалось это местечко в Ржеве.

О детстве и отрочестве Тертия Филиппова остались лишь отрывочные сведения. «Занятия наши во Ржеве начались чрезвычайно рано, — вспоминал он. — Читать меня выучил отец, которого я потерял, не имея полных четырех лет от роду. Потом учил нас учитель духовного училища Андрей Васильевич Цветиков, дальний родственник Киевского митрополита Платона: учил без всякого порядка и приноровления к нашему учебному будущему; учил не только тому, что знал сам, как Закону Божию, русской грамматике, латинскому языку и отчасти арифметике, — и тому, чего вовсе не знал, немецкому и французскому языкам. Вследствие того наша подготовка оказалась очень неровною…»

В 1837 году Тертий с братом Астерием поступили в Тверскую гимназию. Как свидетельствуют документы, в числе пяти лучших учеников оба брата получили право поступления в столичное высшее учебное заведение без дополнительных экзаменов.

О годах учёбы Тертия Филиппова в Тверской мужской классической гимназии свидетельствует список, составленный ее директором для инспектора казённых училищ Московского учебного округа. В списке значится, что выпускные экзамены за 7-й класс он сдавал в 1843 году по следующим предметам: Закон Божий, математика, физика, история, география, статистика, греческий, латинский, немецкий и французский языки.

Интересный документ был мной обнаружен в Государственном архиве Тверской области. Это факт выдачи метрического свидетельства Тертию Филиппову по Ржевской Успенской соборной церкви. Это значит, что вся семья Филипповых была прихожанами Успенского храма.

Весьма не случайно, что духовным отцом Т. Филиппова в Ржеве с начала 1850-х годов был знаменитый проповедник Матвей Константиновский, с 1849 года служивший в Успенском соборе, а после него — настоятель этого храма протоиерей Константин Фиников. Первого Филиппов называл «отцом и хранителем» своих нравов и веры, второго — человеком «высокого духовного настроения».

Свой метрический документ Тертий Иванович получал, когда ему было 18 лет. В 1843 году Филиппов был зачислен в Московский университет на историко-филологический факультет, который успешно окончил в 1848-м. Он учился на 1-м отделении философского факультета университета и по его окончании был третьим по успехам со званием кандидата.

В Москве Тертий Иванович жил почти 14 лет, сначала учился, потом преподавал и занимался общественной деятельностью.

После переезда Филиппова в 1857 году в Петербург ржевский дом на долгие годы стал летним приютом его семьи, тем гостеприимным уголком, который в разные годы навещали драматург А. Островский, актер П. Садовский, педагог С. Рачинский, певица Д. Леонова, обер-прокурор Синода, К. Победоносцев и многие другие. «Мне особенно дорого это жилище, — писал Т. Филиппов о ржевской усадьбе, — так как там каждое деревцо и каждая дорожка мне ровесница: я родился в тот самый день, как мои родители переехали в только что выстроенный дом и в только что разбитый сад».

Предполагаем, что в ржевском доме Т. Филиппова бывал и Василий Андреев — магистр русской балалайки. В 1874 году в ржевском театре Н.М. Цамутали состоялся афишный концерт В. Андреева. Балалайка, один из наших национальных «брендов», до конца XIX века была сугубо народным инструментом бытового (чаще сельского) музицирования. И то, что этот инструмент оказался частью высокой мировой культуры и реально востребованным на мировой сцене, произошло благодаря Филиппову. Тертий Иванович вывел в свет уроженца бежецкой земли, балалаечника Василия Андреева. В петербургском музыкальном салоне Филиппова состоялся дебют будущего маэстро. Именно Филиппов помог музыканту организовать цикл концертов, после которых русское общество влюбилось в балалайку. И именно Филиппов убедил императора Николая II выделить государственные ассигнования на открытие сети балалаечных мастерских, на подготовку преподавателей игры на ней для русской армии.

Самое ценное для истории отечественной культуры, что сделал Тертий Филиппов, живет и поныне. Он оставил свой ярчайший след в бережной сохранности народного искусства, русского фольклора и его истинной ценности для воспитания и образования крепких основ «русскости», патриотического самостояния и национально-этнической выдержанности. Уважаемые читатели, это не громкие научные слова. Это математический расклад народных ценностей, их смысла в жизненном наполнении, понимании и пояснении генетического кода любого человека.

Еще в 2004 году в Санкт-Петербурге, в архиве Российского географического общества, мной был обнаружен уникальный документ «Обращение Почетного члена РГО Т.И. Филиппова к Императору», составленный нашим земляком в ноябре 1896 года, то есть 125 лет назад! В нем говорится о необходимости сбережения и сохранения народной культуры как сцепляющего звена поколений, ибо «любители и ревнители русской песни твердо убеждены, что в сохраненных ими для искусства напевах родные художники найдут богатые и разнообразные темы для новых созданий». Этот документ можно считать одним из первых официальных источников, где на государственном уровне был поставлен вопрос о бережном отношении к народной культуре, к родительским истокам и отечественному художественному и музыкально-поэтическому наследию.

Обращение Тертия Филиппова было рассмотрено положительно, и Его Императорского величества рукой начертано «Съ» (»Согласен») Царское Село. 25 ноября 1896 года.

Через три года, 12 декабря 1899-го, Тертий Иванович скончался в Петербурге.

И получается, что и сегодня живёт дело Тертия Филиппова. И мы помним и слышим наши народные песни, пробивающиеся повсюду: на радио, ТВ, с компьютеров и телефонов, с больших и малых концертных площадок, а ещё они с нами на школьных уроках пения и на музыкальных занятиях в детских садах. Прислушайтесь…

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *