РЖЕВСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ

Ржевская фамилия Филатовых сегодня довольно известна. А когда знакомишься с архивными документами XVIII-XIX веков, то весьма часто встречаешься с представителями этого рода. Многие Филатовы были «из купцов» или «из мещан», как выдают информацию архивы.

Среди рода Филатовых известен, прежде всего, врач Александр Тимофеевич Филатов (1868 — 1925). Он прославился ещё во время первой русской революции (1905-1907 годов). Его дом на Красноармейской набережной хорошо сохранился. Любой ржевитянин и гость нашего города при желании могут познакомиться с размещённой на доме табличкой в честь врача-революционера.

П.М. Филатов

Известен в истории России генерал-лейтенант Петр Михайлович Филатов (1893-1941), тоже ржевитянин. Погиб в июле 1941 года после смертельного ранения в боях под Могилевом.

Но сегодня мы поговорим  о женской линии ржевского рода Филатовых.

Интересная картина неизвестного художника начала XIX века «Портрет купчихи Анны Филатовой» (Россия, 1840-е гг., холст масло, 89х70 см) хранится в фондах Эрмитажа.

Есть предположение, что автор картины Иван Тарханов (1780-1848) — угличский портретист. Как говорят литературные источники, это типичный провинциальный живописец первой половины XIX века. Известно более двадцати его портретов горожан: купцов, мещан и дворян.

На принадлежность картины к ржевским Филатовым указывает исключительный факт. Художник удивительно точно передает ржевский парадный костюм горожанки, о котором исследователи говорят как о самобытном и уникальном образце женского убранства. А головной убор — так называемая «ржевская ряска» — представляет собой больше нигде не встречающийся художественный эталон оформления женской красоты. Жемчужная ряска изготавливалась из волжского речного жемчуга изумительного и редкостного колорита и имела назначение, прежде всего, женского оберега.

Немного истории. Народный женский и девичий костюм Ржевского Поволжья был весьма своеобразен, ярко выражен и отличителен. Он обладал не только утилитарными и эстетическими функциями, но обязательно содержал в себе украшения-обереги. Технология их изготовления состояла из жемчужного сажания и бисероплетения, низания, вышивания в различных техниках, работы с природным камнем, минералами. В музейных экс-позициях, запасниках и архивах Загорска, Твери, Ржева, Осташкова, Торжка, Старицы хранятся удивительные образцы женских одежд и головных уборов, девичьих повязок, накосников, нагрудных, шейных и ручных женских украшений.

На выбор цветового решения изделий народного художественного мастерства влияли сложившиеся традиции. В тканевых вышивках это преобладание красного цвета, но были любимы в ржевской традиции и травяной зеленый, золотисто-охристо-желтый, лилово-сиреневый цвета. Черным лишь подчеркивались основные детали рисунков. Этот же цветовой колорит являлся преобладающим и в оттеночном подборе бисера, каменьев, фольги. Праздничный отделочный цвет всегда был белый с различными мягкими нюансами (розовый, желтый, теплый серый).

Женское рукоделие развивалось не только в крестьянском и городском купеческом и мещанском быту, но, прежде всего, в женских монастырях. Торжок, Осташков, Старица снабжали местных красавиц высокохудожественными работами из бисера, вышивкой в различных техниках (прежде всего — золотного шитья), утонченными кружевами, исполненными по традиционным местным канонам.

Незаменимым универсальным средством оформления ржевского женского народного украса и парадного городского костюма повсеместно считался белый волжский речной жемчуг. Он широко применялся в золотодельном и шитьевом мастерстве. Ржевский жемчуг отличался очень теплым оттенком белого цвета — колорит топленого молока, мягкая песочно-персиковая гамма и нежная абрикосовая расцветка.

Это было связано с тем, что волжская вода имеет значительный процент железистости, что и влияет на ее цвет — оттенок ржавости. Кто был на истоке Волги, подтвердит, что вода там слабо коричневатая, желтоватая. Собственно говоря, и в волжской воде Ржева это очень заметно.

Именно болотистость местности, попадание в волжские родники хорошо разлагающихся веществ растительного и органического происхождения (гумус, лигнин, танин, перегной, торф) придают волжской воде такой  цвет.

С XV века Москва становится главным торговым цент-ром жемчуга. Сюда поставляли чудеснейшие образцы природных русских богатств.

А в исторических документах есть пример, что еще в 1720 году осташковским (тогда Ржевского уезда) купцом Василием Кабылиным были объявлены и доставлены императрице Екатерине Алексеевне жемчужные зерна из Ржевского и Новгородского уездов, где, как доносил Василий Кабылин, «съыскиваются в раковинах жемчужных по 2 и по 3 бурмицкие» 43 зерна.

Известно, что Екатерина II ценила блеск самоцветов и бриллиантов, используя обширную коллекцию украшений для демонстрации статуса Российской империи на международной арене. В личной шкатулке императрицы были ювелирные изделия из жемчуга, бриллиантов, рубинов, изумрудов и уральских самоцветов.

На сегодняшний день в России находится лишь часть знаменитых императорских украшений. В 1920-х множество драгоценностей Романовых, долгое время бывших предметом зависти других королевских домов, было распродано советским правительством по крайне выгодным для покупателей ценам. Такая же участь постигла шикарное колье Екатерины II, состоявшее из 389 натуральных жемчужин. Ожерелье скрепляла эмалированная пряжка с миниатюрным портретом императрицы. Может быть, там были и ржевские жемчужины?

Но продолжим рассказ о ржевском жемчуге.

Некогда в водах Верхнего Поволжья (Волга и ее притоки) в избытке водился жемчуг. 8 июня 1721 года вышел первый указ о жемчужной ловле (№ 42). Этим указом обывателям запрещалось вне зависимости от звания добывать в реках жемчуг без надлежащего разрешения властей. Для необходимого присмотра за жемчужным промыслом выделялись особые доверенные люди, приносящие клятву верности и справедливости, текст которой был лично отредактирован и специально составлен царицей.

Воеводам тех провинций, где в водах имеется жемчуг, предписывается эти реки, а также те, где пока жемчужные раковины не обнаружены, но по приметам могут найтись, «долготу с мерою и по урочищам описать и откуда оные реки вышли и куда впали».

В напечатанном при Екатерине II «Наставлении о жемчужной ловле, каким образом при том промышленникам поступать и что примечать должно» даются, например, следующие сведения об образовании жемчужных раковин: «До июля в раковинах не бывает жемчужин, а после уже раковины выпускают оныя, яко свои яйцы, из коих происходят новые молодые раковины…» (Полное собрание законов, 1764).

Добычу жемчуга указом от 1721 года велено производить в июле, августе и сентябре, когда сойдет полая вода. В другое же время запрещается ловить под страхом штрафа в сто рублей. А так как искать жемчуг могли только приставленные к этому делу люди, и никто, кроме них, заниматься ловлей жемчуга не мог, то в надлежащих местах предписывалось поставить караул. Для сбора жемчуга нанимали работников (ловцов).

Среди названий рек с жемчуженосными раковинами еще в XVIII веке упоминались Верхняя Волга с ее притоками, а также лесные речки Сережа, Столпенка в Великолукской провинции тогда Торопецкого уезда, в Новгородском уезде в Бежецкой пятине в Белозерской половине в Боровицком погосте речка Вельгея, речка Ухтома в Бежецкой пятине и другие.

Можем предположить, что на Волговерховье это были речки Коша, Кокша, Сишка. Здесь и сегодня, хоть и изредка, но еще встречаются раковины.

Так ученый Е. Цинзерлинг (1884-1954) утверждал, что приблизительно на 30-40 морских раковин и на 100 штук пресноводных приходится только одна с жемчужиной. И все же на Волговерховье еще два века назад жемчуг родился в достатке. Доказательство тому — его широкое использование в украшении народного женского костюма Ржевского Поволжья.

Ржевские старожилы еще помнят, что и в ХХ веке в Волге можно было найти раковины, в которых таились «беззубки». А в самом Ржеве (вплоть до Великой Отечественной войны) была даже пуговичная фабрика, которая специализировалась на выпуске разных бытовых изделий, в том числе пуговиц и другой швейной фурнитуры, изготовленной из перламутровых раковин. Она находилась на Князь-Дмитриевской стороне Ржева. Строители рассказывали, что когда копали фундамент под новые пятиэтажки, что на ул. Грацинского (перекресток с ул. Кривощапова), ковши экскаватора зацепляли целые прослойки из мелкого перламутра-раковичника.

А недалеко еще был спуск к Волге, куда летом бегала купаться местная ребятня. Так вся эта тропинка была усыпана разноцветными осколками битых ракушек. Бежишь, бывало, к реке, а под ногами шуршат и хрустят разломанные раковины.

Скажем, что далеко не каждая раковина является жемчуженосной. Иногда в жемчужной раковине бывает сращивание нескольких жемчужин, и эти самородки соединены, как бы слиты вместе.

Волжский жемчуг стал неотъемлемой частью нарядного городского костюма ржевских купчих и мещанок. А жемчужное шитье было вполне самостоятельной отраслью текстильно-декоративного вышивального и шитьевого искусства с многообразием его различного технического применения, оригинальными художественными возможностями.

Особенно это отразилось на украшении и убранстве головных уборов.

Ржевские головные уборы в своем декоре отличались изобилием использования волжского речного жемчуга. Их стоимость была баснословной. Одним из уникальных предметов ржевской красоты являлась ряска — многосоставной кокошник. Ее основа трехпредметна: каблучок — твердая шапочка на темени, куда прятались волосы; собственно ряска — жемчужная либо бисерная сетка прямоугольной формы, уложенная на конский волос волнами-рядами, узкой частью к каблучку; позатыльник — простеганный холст, обтянутый бархатом, изукрашенный узорочьем перламутра, бисера.

Как один из вариантов: ряска бездонная — жемчужная сетка, одевалась на темя, завязывалась тесемками под подбородком. Существовало три вида: плоские — облегавшие лоб и темя, бористые — когда сетка ложилась параллельными складками, брылястые — гладко лежащая сетка на темени и поднимающаяся двумя-тремя дугами надо лбом. Брыли — рюши — были жесткими и фиксированными, плелись на конском волосе. Ряска бездонная исчезла из быта в начале XX века, возможно, и потому, что была культовой одеждой, — ее надевали женщине «на смерть», когда провожали в последний путь. Но ее музейные экспонаты в настоящее время известны.

Историки народного костюма подтверждают, что жемчужно-бисерная ряска была известна только в Ржевском Поволжье, на территории России больше нигде не встречается.

Жемчужные изделия стоили всегда (как, впрочем, и сейчас) больших средств. Но ржевские купчихи и их дочери не стояли за ценой.

В Ржевском краеведческом музее хранится образец ржевской жемчужной ряски. Добавим, что жены ржевских старообрядцев очень долго хранили технологию изготовления этих удивительных предметов женского украса. Скажем больше, что и сегодня есть мастерицы, владеющие этим старинным ремеслом. Так что традиция сохраняется. Жаль, что она недостаточно востребована.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *