ПЕРВЫЙ РЖЕВСКИЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На рубеже XIX и ХХ веков Ржев — по столичным меркам небольшой провинциальный центр с населением всей округи (город и уезд) около 30 тысяч человек — совершил большой скачок во всех направлениях своего развития. Это и открытие железнодорожных станций, и значительная реконструкция учебной, школьной и просветительной деятельности, большие градоустроительные работы и так далее.

Многие исследователи из числа тех, кто занимался изучением в ХХ веке образовательного уровня жителей ржевского края, отмечали довольно высокий показатель и общей грамотности, и развития кругозора, знания и понимания основных жизненных наук. Предполагаем, что важные предпосылки этого факта идут именно от заинтересованности городских властей и земства в решении такого вопроса.

Интересно, что ржевская земская управа докладывала еще в 1866 году, что в уезде настала необходимость озаботиться развитием грамотности в народе на прочных началах. Тогда гласный С. Ланской представил доклад, в котором говорил, что пьянство, бродяжничество, нищенство могут быть парализованы только просвещением народа. «Мы не должны жалеть, — пишет Ланской, — ни средств, ни трудов на развитие образования».

По мнению С. Ланского, образование народа должно быть разделено на три степени: народные школы (обучение грамотности), народные училища, прогимназия, которая должна быть учреждена в Ржеве.

В начале ХХ века активная жизнь просто бурлила в социальных группах. Создавались любительские кружки по интересам, образовывались мощные объединения в разных отраслях знаний и жизнедеятельности. В целях общения и получения новых знаний и информации горожане устраивали сходы, собрания, встречи с именитыми гостями и популярными соотечественниками.

Необычайно востребованным стал ржевский театр П. Немирова (построен в 1900 году) — не только как непосредственная точка сценических постановок, представлений и спектаклей, но и как место сбора на различные зрелищные, пропагандистские, событийные мероприятия. Действительно, людям хотелось новых знаний, новых коммуникативных историй, новых форм общения. И целью всех этих исканий стало, по сути, искание новых перемен, ломка старых стереотипов, преобразование, прежде всего, самих себя.

Одним из уникальных таких вновь созданных сообществ в самом начале ХХ века стало возникновение Ржевского православного братства — содружества, своеобразной общины единения, основанной на общности целей, взглядов и принципов. Напомним, что на тот момент только в городе было более двух десятков храмов и еще более 50-ти в уезде!

Мысль основать в Ржеве учреждение, которое могло бы усилить и оживить церковную жизнь, возникла в мест-ном сообществе духовенства и светских горожан еще задолго до самого факта основания Ржевского братства святого Креста Господня.

Само же открытие и первое собрание этого братства в Ржеве состоялось в 1910 году: 5 мая — первое заседание, а 17 октября — собрание всех его членов. Об этом рассказала даже губернская пресса (Тверские епархиальные ведомости, 1911. № 50).

Первоначально заседания братства проходили в помещении ржевского земства. Сегодня это здание сохранилось (ул. Ленина).

14 сентября считалось днем основания Ржевского братства и ежегодно праздновалось. Все члены братства собирались в центре города, в Христорождественской церкви, на молебное пение. Председатель в этот день знакомил присутствующих прихожан с годовым планом и задачами братства. Как правило, это были лекционные занятия и концертные программы городских хоров.

Занятия проходили по воскресным дням бесплатно.

Выбор тем для лекций производился на собраниях Совета братства; тогда же составлялась программа чтений, которая объявлялась заранее по Ржеву. Реклама развешивалась на улицах города, в магазинах и так далее.

На чтения собиралось около 500 человек. Зал земского дома и зал Городской думы были не совсем пригодными для такого количества. Люди собирались заранее, а приходившие после начала чтений не всегда могли пробраться внутрь. Вот какова была тяга к знаниям! Кроме того, необходимо с особенным вниманием отметить, что на чтениях соблюдались дисциплина, полная тишина и порядок.

Чтения для учеников организовывались в школах Ржева, а также в Муравьевской церковно-приходской школе и больших школах в уезде.

После чтения бесплатно раздавались листки и брошюры религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания.

Все лекции сопровождались музыкальными иллюстрациями с пением духовных песен местных церковных хоров, а на чтениях церковно-исторического характера демонстрировались еще и световые картины (вид современных компьютерных презентаций). Для выбора материала и составления программы чтений, а также для соображения о времени и месте чтений была избрана комиссия из председателя Совета, его товарища и членов Совета.

Темы чтений были следующие (для примера): «Духовно-нравственная природа человека», «Великий пост», «О совести», «Святая земля», «О Государе Императоре Александре II», «Русские богомольцы во Святой земле», «Не осуждай ближних», «Удаление от жизни» (о самоубийствах) и другие. Работа братства, по сути своей, стала первым народным университетом в Ржеве, где с лекциями выступали лучшие преподаватели города. Назовем их.

Павел Федорович Симсон (1845-1923) — выпускник Московского университета, блестящий историк, ранее директор мужской гимназии. До 1918 года преподаватель гимназии. В 1917-м становится директором Ржевского историко-археологического музея (до августа 1922 года). Почётный член Калужской, Рязанской, Тверской архивных комиссий.

Николай Тимофеевич Васильев (1869-1937) — регент, музыкант, учитель. Окончил Тверскую духовную семинарию и регентско-учительские курсы (Москва), проходил обучение по хоровому пению у Н. Римского-Корсакова (С.-Петербург). Преподаватель пения и методики пения, дополнительная специализация — родной язык. Учительствовал в женской и мужской гимназиях, епархиальном училище. В советское время и до середины 30-х годов ХХ века работал в педтехникуме, школе № 3. Преподавал хоровое пение в ржевской «Школе свободного художника Н.Л. Грешищевой».

Константин Иоаннович Фиников (1837-1917) — митрофорный протоиерей, благочинный. Окончил Тверскую духовную семинарию. На службе находился с 1860 года. В Успенском соборе служил около 50 лет. Председатель епархиального Уездного совета. Член научного историко-археологического комитета (Тверь).

Иоанн Михайлович Морковин (1862 — после 1918) — священник, протоиерей. Окончил Московскую духовную академию. С 1 сентября 1894-го по 1 июля 1896 года — наблюдатель церковно-приходских школ 1-го округа Ржевского уезда. С 28 июня 1895 года — заведующий Покровской церковно-приходской школой в Ржеве. С 18 августа 1897-го — член ржевского отделения Тверского епархиального училищного совета. Председатель отделения губернского епархиального Совета (1914), инспектор училища (1914).

Владимир Федорович Папков — инспектор Народных училищ Ржева, основатель и директор естественно-исторического музея, большой знаток местной природы.

Василий Андреевич Соколов (1855 — после 1914), выпускник духовной академии
(С.-Петербург), протоиерей. На службе находился более 30 лет. С 1907 года служил в Ржеве в Михаило-Архангельской церкви. Его называли ржевским «златоустом», удивительным проповедником. Позже о. Василий служил в разных храмах города и занимался преподавательской деятельностью в епархиальном училище, мужской гимназии.

Для достижения просветительных целей не менее важным, чем организация чтений, Совет братства считал распространение книг, брошюр и листков религиозно-нравственного содержания между православными жителями города и уезда. Так, уже за первый год братством было отпущено 60 рублей на приобретение печатных изданий, частью для продажи и частью для бесплатной раздачи. Финансовые средства складывались из пожертвований ржевских меценатов.

К концу 1913 года братство было осчастливлено высочайшим даром и пособием Святейшего Синода на приобретение собственного помещения возле Владимирской церкви на правобережье Волги.

А через год началась Первая мировая война, потом череда революционных событий. И лучшие начинания просветительства начала ХХ века канули в Лету.

***

Ланские — старинный дворянский и графский род. Родоначальник — Пётр Дмитриевич Ланской, помещик Ржевского уезда. От двух его сыновей происходят две ветви рода. Ланские имели многие поместья в Ржевском (например, Домашино) и Зубцовском уездах.

Николай Петрович Ланской был женат на Надежде Александровне, имел во владении большие ржевские земельные наделы. Иван Никитич Ланской (двоюродный племянник Н. Ланского) является храмостроителем Покровского храма в Итомле (1836 год, там же он был и упокоен). Старший сын Н. Ланского — Евграф Николаевич Ланской (около 1810 — 1849), коллежский секретарь, чиновник 10-го класса, жил в Ржеве, был женат на Софье Ипполитовне Палибиной (брак 9.09.1831; коллежский асессор Ипполит Никифорович Палибин (около 1776-?) — калязинский помещик, сын Никифора Львовича Палибина, генерал-майора русского флота (1724-1796), который был женат на ржевской дворянке Вере Васильевне Загряжской, имевшей наследственные земли в Ржевском уезде). В семье Евграфа Ланского было четверо детей: Ясон, Сосипатр, Мария и Варвара. Сосипатр Евграфович Ланской (1839-1886) являлся земским гласным в Ржеве, отвечал за народное просвещение. Впоследствии — предводитель Ржевского дворянства Тверской губернии. Упокоен на Вознесенском (Казанском) кладбище.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *