ОТКРЫВАЯ МИР
Еще свежи впечатления от прошлогодней выставки Николая Крыжановского «Не итоги», что проходила в «Текстильщике», как открылась новая — в клубе ЖД представлено более 40 работ ржевского мастера: портреты, пейзажи, жанровые картины, отражающие биографию художника-путешественника. Среди них больше 20-ти новых, написанных в течение декабря и января.
— Когда же Вы успели сотворить всю эту красоту? — удивленно спрашиваю Николая Николаевича.
— Работаю, — коротко и просто ответил он. — Пишу, когда пишется.
Николай Николаевич пояснил, как возник замысел создания новых произведений:
— Решил обратиться к своим предкам, чтобы память о них была жива.
Так родился портрет матери, что видим в экспозиции. Молодая красивая женщина в голубом платье на лоне природы задумчиво смотрит куда-то вдаль. О чем она мечтает? И зачем забрела на лесную поляну? Возможно, именно здесь рождались идеи для ее новых картин?
Мама Николая Николаевича была чертежницей. Прекрасно рисовала. И отец тоже писал картины. В семье Крыжановских по линии обоих родителей были художники. Еще до революции бабушка окончила Петербургскую академию художеств. А картины деда до сих пор украшают интерьер дома в Краснодаре, где сейчас живут родственники Николая Николаевича.
Эту же грациозную женщину вместе с молодым человеком видим на другой картине («На рыбалке»), написанной по старой фотографии, датированной 1930 годом. Николай Николаевич, как летописец времени, скрупулезно прописал все детали, которые красноречивее слов расскажут о той далекой эпохе, ставшей уже историей.
Любопытный зритель обязательно обратит внимание на то, как одеты влюбленные. И девушка, и ее поклонник-рыбак в нарядных белых одеждах, которые в наше время вполне уместны были бы в другой ситуации, но не на отдыхе, в лодке на реке. Однако вспомним старые советские фильмы («Веселые ребята», «Подкидыш», «Волга-Волга» и другие), где герои и на работе, и на свидании аккуратно одеты, мужчины непременно в белой рубашке с галстуком и брюках (а не в спортивных штанах, как сейчас), девушки — в красивых простеньких ситцевых платьях.
— Так действительно было принято во времена молодости моих родителей, — поясняет Николай Николаевич, — на свидание — как на праздник, поэтому двое в лодке торжественно нарядны.
Другая картина еще любопытнее. Импозантный юноша в светлом костюме и модных в 30-е бело-черных туфлях изображен возле старинного ретроавтомобиля с открытым верхом. С удивлением узнаю, что этот щеголь, «как денди лондонский» одетый — простой шофер, дядя Николая Николаевича, замечательный мастер своего дела.
Ностальгические нотки воспоминаний о детстве — самой прекрасной поре в жизни человека — слышны, когда смотришь на картину «Букет для мамы». Самой любимой, самой лучшей на земле — маме — дарит ромашки и васильки восьмилетний мальчуган. Как вы догадались, это, конечно же, сам автор в детстве. Очень трогательный сюжет!
Картина «Мое стадо» расскажет зрителю о том, как художника, исколесившего всю Россию-матушку, занесло в одну украинскую деревню, что находится под Одессой. Мы с трудом узнаем в этом бородатом мужчине сегодняшнего Николая Николаевича, который жил в конце 70-х в хате с камышовой крышей и земляным полом, разводил гусей и кур.
— Большое хозяйство было! Сто кур, по двадцать индюков и уток, две козы, — вспоминает Николай Николаевич.
Но это занятие — в свободное от работы время. А работал он художником колхоза, где оформил два шахматных клуба. Как дорогую реликвию до сих пор хранит Николай Николаевич шахматную доску с автографом знаменитого Анатолия Карпова, с которым посчастливилось познакомиться и сделать фото на память.
На картине «Сусанин» — тот же серьезный бородатый человек в темной шапке-колпаке, что носили крестьяне в стародавние времена, да в овчинном добротном тулупе. Ну чем не Иван Сусанин? Кажется, что сейчас заведет он врагов в лес, в непроходимую чащу, где деревья стоят сплошной стеной… И не жалко ему отдать собственную жизнь ради царя и Отечества…
Автобиографическую историю продолжает картина «Снимается кино», которая повествует о том, как, еще учась в институте, Николай Николаевич руководил киностудией и снимал фильмы и мультфильмы.
Приключенческая серия работ расскажет о путешествиях по всему миру. Поясним читателям, что с юности Николай Николаевич был увлечен туризмом. Вместе с группой единомышленников бродил по уральским лесам, забирался в непроходимые чащобы. Весь Кавказ прошел пешком. «Спуск с Эльбруса» и «Эльбрус надо мной» поведают зрителю об этом прекрасном времени. Новая картина «Карпаты. Костер» — яркое воспоминание о том, как, будучи преподавателем в вузе, Николай Николаевич водил студентов в поход.
— Рюкзаки, палатки, песни у костра — так прошла моя молодость, — с ностальгией вспоминает художник.
Где только ни был Николай Николаевич за свою жизнь! Исколесил всю Европу, жил в крупных городах и глухих деревнях, бывал на родине Ломоносова, в Холмогорах, а в селе Ферапонтово, что на севере Вологодской области, видел уникальные фрески Дионисия!
Давайте же вместе с художником Николаем Крыжановским и его музой — женой Ириной, которую видим на одной из картин, отправимся в путешествие по миру. Сказочный остров Бали, Тунис, Греция, Испания, Италия, юг Франции. Лазурное море. Небо. И снова море…
Ну а если вам по душе родные просторы — насладиться тишиной и красотами средней полосы России можно, гуляя по берегу матушки-Волги.
Течет река Волга —
Конца и края нет…
Эти строки известной песни стали сюжетом лирических пейзажей художника и открыли нам мир заново.
Остается добавить, что выставка Николая Крыжановского работает до 27 февраля.
Елена Сооляттэ