«ЧУДЕСНАЯ БАШМАЧНИЦА» — ЧУДЕСНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Hey amigos! Muchas gracias! А в переводе: «Эй, ребята! Большое спасибо!» — так громко и задорно приветствовал пришедших в субботний вечер во Дворец культуры на спектакль любительского объединения «Рампа» зрителей Хосе, брат Башмачницы (он же — директор театра Артем Ануфриев).

Пополнившийся артистами коллектив порадовал новой яркой постановкой по мотивам испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки «Чудесная башмачница». Сам автор назвал свое произведение «яростный фарс».

Представляя главную героиню, Хосе сразу предупреждает: она воюет сама с собой, со своими фантазиями, когда те становятся действительностью. Скучно не будет, еще раз убеждается зритель.

На сцене появляется молодая женщина:

— Лучше бы сдохла раньше, чем родилась! Проклинаю тот день, когда вышла за тебя замуж!

В глазах сверкают молнии. Перед нами красивая и дерзкая Башмачница (Анастасия Демидова). Три года назад она, невзирая на то, что за ней увивались молодые красивые кавалеры, вышла замуж за старика, 53-летнего Башмачника (Сергей Дрожжин).

— Мне тоже когда-то 18 лет было, — еле слышно пытается вставить слово муж…

— Тебе никогда не было 18! Когда я за тебя замуж выходила, мне было 18!

— А мне — 53, поэтому я не ссорюсь с тобой.

Но остановить жгучую испанку невозможно, скандал заканчивается тем, что Башмачник называет жену сумасбродкой и в раздумьях садится за работу.

— Мужчинам нравятся все женщины, но не всем женщинам нравятся мужчины… Уговорила меня сестра жениться, чтоб в старости одному не остаться…

Успокоить и приласкать чужого мужа совсем не прочь ушлая соседка Розалия (Марина Романюк). Только-только тот успевает пожаловаться ей на постоянные скандалы, издевательства жены, как она тут как тут, и все по кругу.

Побеседовать с Башмачником заходит довольный собой Алькальд (Алексей Ануфриев). Будучи уже четырежды вдовцом, он пребывает в самом расцвете сил:

— Плохо выглядишь, вот что значит быть женатым! В твои годы хотя бы один раз надо быть вдовцом. В общении с женой не помогают объятия, крик, строгость — поможет… палка! — демонстрирует он свое орудие воспитания женского пола.

Замечая ангельскую внешность юной Башмачницы, гость не прочь за ней приударить, сыплет комплиментами, но замужняя дама и с ним непреклонна и сурова.

К ней в ухажеры набиваются еще двое: экстравагантный женский угодник Дон Дроздильо (Александр Коноров), готовый в том числе и своим оригинальным танцем соблазнять всех вокруг, и Родриго, парень при деньгах.

Над ужимками первого Сапатерита громко смеется и называет его Черный Дрозд. Отвергает и второго, не нужны ей ни его деньги, ни ее изображение на почтовых марках.

Сокрушаясь, что жена его не любит и ведет себя как мегера, Башмачник уходит из дома.

— Подожду, а как придет, ух уж он получит! — говорит она в ожидании. Но мужа нет и нет.

Вездесущие соседки опытная Лусия (Тамара Суворова), скромная на первый взгляд Марселита (Ольга Машкова), смелая София (Светлана Гончукова) рады «помочь», за кружкой вина напевают молодой жене дельные советы…

«Женщина может ждать мужчину только с войны, а просто ждать — не твой мужчина. А войну они могут вести только за тебя, а если против, тогда наше доверие подорвано. Чтобы он не убежал, куда глядят его бесстыжие глаза, его нужно хвалить и кормить мясом. Мужчин надо радовать, радостные мужчины подобны глине. Главенство мужчины — в умении отвечать за свою женщину, за своих близких. Настоящий мужчина позволяет своей женщине проявлять плаксивость и вспыльчивость».

Башмачница слушает советы, отбивается от назойливых женихов, кто-то хочет ее купить, кто-то, если откажет во внимании, грозится посадить в тюрьму.

— Я куплю револьвер для защиты! Мужа нет, но я буду жить, будто он есть! — решает она, несмотря на окружение.

Как раз в это время в их дворе появляется потешник, он пришел издалека и чем-то похож на ее мужа… Гость говорит, что умеет надевать намордники на сварливых жен и рассказывает душещипательную историю про бессовестную женщину, которая измывалась над мужем. Башмачница растрогалась до слез. Она плачет и рассказывает чужаку, что ее любимый муж ушел, а был такой хороший.

— И меня бросила жена, — признается он, — брожу по свету, ищу ее, чтобы сказать, что все простил. Что сказать ему, если повстречаю?

— Что боготворю его и что в его 50 он самый стройный. Скажите, что жду его! — вздыхает Башмачница.

— И простила бы его глупость?

— Да!

Меж тем горожане готовы выгнать красотку из города: с ума всех свела, из-за нее резня между мужчинами. Пришлый человек заступается за молодую женщину, снимает маску и предстает перед ней Башмачником.

И… все (да не все) начинается заново!

— Послал господь муженька! Входите, люди, нас двое! Мы: я и бродяга, защитим наш дом!

Вот такая яркая, сыгранная с полной актерской отдачей, увлеченно, на одном дыхании, история.

Передать атмосферу жаркой Испании, колорит и характер страны фламенко, корриды и кастаньет помогли зажигательные танцовщицы коллектива Flash под руководством Яны Кресницкой, конечно, костюмы, сшитые костюмером Ольгой Ивановой, и декорации, автор которых — художник-постановщик Наталья Пронкина.

Режиссер-постановщик Ольга Кресницкая:

— В пьесе Лорки нет столь много феминистических идей, как в нашей пьесе. Персонаж Хосе — моя режиссёрская придумка. Через него я транслировала нашу, женскую тему… Зачем? Чтобы мужчины услышали и, быть может, поняли, почему мы имеем иногда право обижаться и какими бы нам хотелось видеть мужчин. Чтобы было понятно, что мы, женщины, очень разные.

Анастасия Демидова:

— В роли главной героини быть сложно и интересно. Спасибо Ольге Анатольевне за доверие, за учебу. Я — мягкий человек, и мне пришлось серьезно вживаться в роль. Когда режиссер сказала, что Сапатеритой буду я, мне было непонятно, как устраивать истерики из ничего? Помогли репетиции на двоих с моим сценическим мужем, где мы орали друг на друга. Соединить эмоции с текстом было сложно. Я сыграла, как и хотела, но всегда есть что подкорректировать. Моя героиня — мечтательная, переживающая за свой дом женщина, а ее скандалы и крики — защита от того, что ее окружает.

Сергей Дрожжин:

— Женившись, вместо спокойной, размеренной жизни мой герой получает постоянный стресс, к чему оказался не готов. Но все же Башмачник борется за свою любовь. Роль далась мне нелегко, но ведь в этом-то и интерес — когда работа приносит положительный результат, вот это кайф!

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *