КОЛЕСО ИСТОРИИ

Матфей Константиновский. К 165-летию памяти

Историческая фигура Матфея Константиновского (1791-1857) — священника, протоиерея ржевских Спасо-Преображенского и Успенского соборов, проповедника, миссионера, духовного наставника Николая Гоголя, хотя и прошло значительно более полутора столетий, и сегодня вызывает исследовательский интерес.

Действительно, казалось бы, провинциальный батюшка из небольшого верхневолжского уездного городка, что находится на тверских землях, уже давно почивший, — а история его судьбы до сих пор будоражит умы наших современников событиями позапрошлого столетия первой половины XIX века. Читателю скажем, что для потомков сохранилось место его упокоения и последнего пристанища. Это ржевская Соборная гора около обелиска, что возвышается на излучине Волги при впадении в нее Холынки.

Как-то исторически получилось, что в повествованиях о такой грандиозной личности всегда открывались биографические данные и сведения только о самом Матфее (Матвее) Александровиче Константиновском. Мы же попытаемся рассказать читателю и представить его семейно-бытовую среду.

В Ржев Матфей Александрович летом 1836 года приехал для служения на вакантное место священника в Спасо-Преображенский собор на правобережье Волги. В нашем городе он прожил полных двадцать лет, упокоившись в апреле 1857 года.

Родом из Новоторжского уезда, из семьи диакона села Константинова Новоторжского уезда Тверской губернии Александра Андреева, восьми лет отрок Матфей был определен в Новоторжское духовное училище и, как не имевший фамилии, по обычаю того времени, получил ее по названию родного села — Константиновский.

После окончания училища Матфей Константиновский поступил в Тверскую духовную семинарию. Учился прилежно. На втором курсе обучения в семинарии его семью постигло горе — в 1810 году умер отец, оставив полусиротами еще двух малолетних девочек и супругу. Но желание учиться у Матфея не остыло. В 1813 году он успешно оканчивает семинарию. В ноябре того же года, когда ему исполнилось 22, Матфей венчается с дочерью сельского священника Марией Григорьевой.

В феврале 1814 года архиепископ Тверской и Кашинский Мефодий рукоположил его во диакона погоста Осечно Вышневолоцкого уезда. В этом сане отец Матфей прослужил семь лет.

Надо сказать, что каменная Троицкая церковь, где духовно трудился Матфей Александрович, расположена в живописной местности, на мысу между озер Клещино и Судомля. Эта церковь была и остается одним из лучших памятников церковного зодчества Тверской области. Храм, отличающийся своеобразной объемно-пространственной композицией, органично соединяет в своем облике черты барокко и раннего классицизма, а его колокольня принадлежит великолепным образцам архитектуры позднего классицизма, близкого ампиру. Исключительный художественный интерес представлял иконостас храма, редчайший для тверской земли пример сохранившегося произведения монументального искусства в стиле барокко с элементами рокайльного характера (стиль рококо). Стоит подметить, в конце ХХ века после многих мытарств этот храм вновь возобновил свою деятельность.

Большая Троицкая церковь, первое место службы Матфея, была совсем новая. Она построена в 1795 году и освящена 27 мая 1800 года (центральный придел). А уже освящение двух других ее приделов Благовещения и Николая Чудотворца состоялось 6 декабря 1814 года при участии молодого диакона Матфея.

Троицкая церковь, с. Осечно

Представим читателю еще один интересный факт. Во время службы диакона Матфея Константиновского в селе Осечно возводили каменную трапезную и колокольню (окончание строительства в 1820-1824 годах). Есть предположение, что архитектором этих зданий и автором их проекта был губернский архитектор Н. Легран.

Именно Николай Легран является архитектором и ржевского Оковецкого собора, а о. Матфей Константиновский, уже будучи протоиереем нашего Успенского собора в далеком 1841 году, стал строителем Оковецкой колокольни. В элементах украшения и орнаментальности основного здания ржевского Оковецкого собора обнаруживается сходство со стилем рококо.

Архитектор Н. Легран плодотворно работал в Москве в 1770-1780-е годы, главный архитектор генерального плана Москвы (1774-1775 годов).

С 1809 года Н. Легран-младший работал в Твери (предположительно до конца 20-х годов XIX века). Он создал проект развития Твери, был занят строительством и восстановлением города после событий 1812 года.

* * *

Но продолжим свой рассказ о Матфее. В 1820 году он получает сан священника и служит сначала в селе Диево Бежецкого уезда, затем с 1833 года в селе Еськи того же уезда. А с 1836 года он с семьей обосновывается у нас, в Ржеве: сначала в Преображенском соборе, а с 1 мая 1849 года — в Успенском.

В 1818 году в Осечно рождается его старшая дочь Евдокия (в замужестве Городецкая). В 1825-м в семье Константиновских, когда они жили в Диево, появляется дочь Прасковья (в замужестве Грешищева) и сын Дмитрий. Итак, в Ржев семья Константиновских приезжает с тремя детьми.

Дмитрий Константиновский окончит в Ржеве духовное училище, затем Тверскую семинарию, в 1858 году получит сан священника в Тверскую церковь Живоносного источника, где прослужит почти 40 лет, став протоиереем. При его службе этот некогда небольшой храм «Всех Скорбящих Радости» значительно переустроился: была открыта воскресная школа, богадельня.

Скорбященская церковь (Тверь)

В 1897 году Дмитрий Матвеевич был упокоен на Тверском Предтеченском кладбище. Этот некрополь при Иоанно-Предтеченской церкви служил местом упокоения духовных лиц, дворян, наиболее крупных местных общественных деятелей купеческого и других сословий, потомственных почетных граждан Твери.

Старшая дочь Матфея Константиновского Евдокия стала супругой священника Тверской Покровской церкви Александра Городецкого. Сын протоиерея, он с 1833 по 1841 год обучался в Тверской духовной семинарии. По окончании курса с очень хорошими результатами был определен учителем Тверского духовного приходского училища 2-го класса. С 1848 года получил сан священника и определен в Тверскую Покровскую церковь, при этом совмещая должность учителя (по 1851 год). Был членом ревизионного комитета по Тверскому епархиальному попечительству, помощником депутата по тверским присутственным местам, исполнял должность смотрителя Тверского духовного училища. Перемещен священником к тверской Воскресенской церкви 3 мая 1862 года, где и служил более двух десятков лет, до самой кончины 14 сентября 1885 года.

Младшая дочь Прасковья стала супругой Николая Грешищева — родом из старинной династии тверского духовенства. Николай Никанорович окончил Ржевское духовное училище, потом Тверскую семинарию. Именно он стал автором очерка в журнале «Странник» о жизнедеятельности своего тестя — о. Матфея Константиновского.

Сын Прасковьи и Николая Леонид — впоследствии железнодорожный служащий, стал отцом важной для нашего города персоны. Его дочь Надежда явилась организатором «Школы свободного художника Н.Л. Грешищевой». Выпускница Московской консерватории, основательница первой профессиональной музыкальной школы в Ржеве.

Школа Грешищевой открылась в 1914 году, за образец была взята система обучения Московской школы имени Гнесиных. Преподавали в ней, кроме самой Н. Грешищевой (класс фортепиано и фортепианного ансамбля, сольфеджио, теории и слушания музыки), М. Ангельская (хор), М. Коллар (вокал), Н. Васильев (хор), М. Поцепня (руководитель художественной бригады «Эстрада») и другие. Изначально школа была частной, но с 20-х годов ХХ века она вошла в ведомство УНО. Школа, успешно работавшая до 1933 года, выпустила немало музыкантов, добившихся серьёзных успехов на профессиональном поприще: И. Мацкевич, В. Коллар, Н. Голова, Н. Мешко, С. Кеппе, В. Некрасова, Л. Иванова и другие.

Ржевский краевед Эмилия Степникова пишет: «Школа Грешищевой сыграла неоценимую роль в становлении профессионального музыкального образования в Ржеве и способствовала подъёму музыкальной культуры региона. Именно её выпускники в будущем составили основу ржевской музыкальной интеллигенции. Интересно, что, например, выпускница Надежда Голова (Румянцева) стала своеобразным связующим звеном между двумя музыкальными школами Ржева: когда-то окончив школу Грешищевой, она была, вместе с тем, одним из первооткрывателей послевоенной музыкальной школы Я. Гуревича. А сам Гуревич дружил с другой её выпускницей — Ириной Мацкевич. В. Коллар, также выпускник школы Грешищевой, принял самое деятельное участие в организации и становлении музыкального образования в таких крупных городах, как Ленинград, Алма-Ата, Горький. Ржевский край по праву гордится ещё одной выдающейся землячкой, окончившей школу Грешищевой, — Ниной Мешко, выпускницей Московской консерватории, профессором Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных, руководившей прославленным Северным русским народным хором».

История Ржева представляет настоящую сокровищницу прошлого, знание которого необходимо всем нам для понимания великих жизненных истин.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *