ПРАВОПОРЯДОК НА ТРАНСПОРТЕ

Первым начальником железнодорожной милиции в Ржеве становится 25-летний Иван Ребров. Позже, в 1920 году, он возглавит ржевский уголовный розыск, а в марте 1921 года станет начальником ржевской уездно-городской милиции, пятым по счету. Однако на самом деле история железнодорожной или транспортной полиции своими корнями уходит в далекое прошлое.

Еще и железных дорог в России не было, когда 20 ноября 1809 года император Александр I утвердил «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями», тем самым отдав под специальный полицейский надзор сферу транспорта.

Первая железная дорога из Москвы в Царское Село была построена в 1836 году, уже при императоре Николае I. Вот тогда и учредили отдельную структуру — железнодорожную жандармерию, призванную обеспечить правопорядок на маршрутах следования поездов.

Уже в стадии строительства железных дорог возникла необходимость линейного, а не территориального принципа охраны порядка на транспорте, которая сохраняется до нашего времени.

Увеличение количества вводимых в эксплуатацию железных дорог, рост пассажиро- и грузопотоков расширили количество задач, вставших перед жандармской полицией на транспорте. Согласно своду военных постановлений, «жандармские полицейские управления железных дорог несут все обязанности и пользуются всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении нарушений общественного благочиния и безопасности на определенных районах по железным дорогам».

Сегодня трудно представить Ржев просто как город, а не железнодорожный узел.

В 1886 году была сооружена Ржевско-Вяземская линия. Движение поездов здесь началось 5 ноября 1888 года.

Московско-Виндавская железная дорога начала действовать в сентябре 1901 года. С ее пуском появились направления из Ржева на Москву, Прибалтику, Вязьму и Торжок, связав наш торговый город с важнейшими промышленными центрами России.

К 1905 году станция Ржев-2 была уже третьего класса. На ее территории располагались депо на 14 паровозов с мастерскими малого ремонта паровозов и вагонов, материальный склад, водоемное здание на два бака и дом отдыха паровозного и кондукторского персонала.

Станция Ржев-1 считалась станцией четвертого класса с меньшей коммерческой деятельностью, но и здесь было построено небольшое депо.

Согласно документу «Устройство и состав жандармских полицейских управлений железных дорог» отделениями управлений заведовали начальники на правах эскадронных командиров в чине подполковника или ротмистра. Состав унтер-офицеров в жандармских полицейских управлениях комплектовался из числа уволенных в запас фельдфебелей и унтер-офицеров. Они принимались в эти подразделения на сверхсрочную службу и распределялись по станциям. Старший унтер-офицер на станции заведовал всей служебной перепиской и представлял своему начальнику донесения обо всех происшествиях в своей зоне ответственности.

Так было и в Ржеве до 1917 года. В апреле слово «жандармерия» (жандармы в переводе с французского — «люди оружия») было заменено на более общее — «милиция» (с латинского — «войско»). А потом произошла Октябрьская революция.

В годы советской власти строительство железнодорожных путей приобрело в нашей стране невиданные доселе масштабы. И чем больше строилось железных дорог и увеличивалось число курсировавших по ним поездов, тем острее обозначалась необходимость их охранять. К задачам транспортной милиции относились: борьба с кражами и другими преступлениями на станции и в пути следования поездов, хищения-ми железнодорожного имущества, охрана порядка при скоплении публики на вокзалах и в поездах, защита железных дорог и железнодорожных сооружений в случае нападения. В общем, все то, что и сегодня осуществляют солдаты правопорядка на стальных магистралях.

В 1921 году московская сеть Московско-Виндаво-Рыбинской дороги была переименована в Московско-Балтийскую. В 1922 году из линий Александровской и Московско-Балтийской железной дороги организована Московско-Белорусско-Балтийская.

Большое значение для узла Ржев и его управляемости имела проведенная реорганизация и создание из сети Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги двух: Западной (с центром управления в Смоленске) и Калининской (в Ржеве).

Организация управления Калининской железной дороги с центром в Ржеве потребовала строительства жилья и инфраструктуры для работников и реконструкции технических средств по увеличению пропускной способности железной дороги по всем направлениям линий.

За три года, с 1936 по 1939-й, были построены четыре четырехэтажных дома — так называемые Калининские дома, притом с отдельной автономной котельной. В них были заселены работники управления Калининской железной дороги.

Также в этот период были построены две средних школы, больница, несколько детских дошкольных учреждений.

В июле 1937 года НКВД и НКПС издали совместный приказ, согласно которому в пунктах дислоцирования железных дорог были организованы дорожные отделы милиции, им подчинялись линейные отделы и отделения на станциях.

В 1937 году руководство страны уже задумывалось над созданием специальной школы транспортной милиции, но все планы перечеркнула война.

В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции ушли на фронт сражаться с фашистами. Кому-то повезло вернуться после Победы в разрушенный город, но многие так и остались молодыми.

Нужно отметить, что в предвоенные годы и после Великой Отечественной войны до 1952 года, Калинин-ской железной дорогой руководил Александр Васильев.

В 1947 году ржевский железнодорожный узел вышел на довоенный уровень. Активно шла работа по восстановлению и строительству жилья.

Множество реорганизаций претерпели в послевоенные годы и органы правопорядка на транспорте. Так, с июля 1961 года линейное отделение милиции на станции Ржев было передано с Калининской железной дороги на Октябрьскую и подчинено дорожному отделу милиции Октябрьской железной дороги.

С 28 августа 1960 года по 1 мая 1970 года линейное отделение милиции на станции Ржев возглавлял подполковник Михаил Поздняков.

Пройдет пять лет, прежде чем отделение милиции на станции Ржев получит право именоваться отделом. Приказ об этом появился 8 августа 1966 года. Так что следующий начальник — подполковник милиции Валентин Поликарпов — возглавил с 18 июня 1970 года подразделение более высокого ранга. 9 ноября 1982 года его сменил майор милиции Борис Кузнецов, и тоже на целое десятилетие.

14 ноября 1992 года на должность начальника линотдела был назначен майор Александр Волков. За месяц до этого линотдел на станции Ржев был передан в Московское УВД на железнодорожном транспорте. Когда Волков перешел на другую работу, на его место с 1 января 1993 года заступил капитан милиции Николай Ершов, позже (в 1995 году) переведенный в УВД Тверской области.

С 1 октября 1995 года начальником линотдела стал майор Олег Дранов, получивший в последствии звание подполковника милиции. После его ухода на заслуженный отдых ЛОВД возглавил подполковник милиции Михаил Цидилин.

Когда-то Ржев называли городом машиностроителей и железнодорожников, и это была правда, и люди гордились этим. Но все в жизни меняется. С уменьшением пассажиропотока сократилась и численность ржевской транспортной милиции, а с введением в действие федерального закона «О полиции», сотрудники транспортной милиции стали именоваться полицейскими.

Обо всех событиях, как и обо всех людях в короткой публикации не расскажешь. Но мы помним о тех, кто когда-то служил в ржевской транспортной милиции-полиции, и о тех, кто служит в ней сегодня, продолжая заложенные традиции.

Евгений ОЖОГИН

Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *