ПО ПРАВУ ПАМЯТИ ЖИВОЙ

Эти ёмкие строки из поэмы Твардовского легли в основу названия выставки, которая открылась 25 февраля в Ржевском выставочном зале. 26 художников из Ржева и Осташкова представили более 60 работ, посвященных Дню освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков.

Встречая первых гостей, директор Выставочного зала Ирина Аввакумова отметила, что авторами рассмотрены и осмыслены сложные темы, суровые события, пережитые страной во время Великой Отечественной войны.

Работы выполнены в разных техниках и жанрах: масляная и акварельная живопись, объемные и графические изображения, инсталляции, пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая композиция.

Устроители выставки постарались сделать так, чтобы посетители видели не просто картины, а памятник победе над фашистскими захватчиками.

— Кроме тематических, о которых мы знали, у художников оказались незнакомые нам работы, полностью отражающие концепцию этой выставки, — сказала ее куратор Виктория Кузнецова. — Среди сегодняшних авторов — и старожилы, и дебютанты: Николай Крыжановский, Андрей Гриц, Фарход Нодиров, Руслан Бурцев, Никита Кулаков, Виктор Попов. Когда начинаешь изучать тему войны, понимаешь, что она от тебя больше не уйдет. У каждого города нашей области — свои вторые дни Победы: у Нелидово — 25 января, у Белого — 10 марта. И для каждого из жителей эти даты священны.

Картину Юрия Кокшарова «Возрожденный Ржев» Ирина Аввакумова назвала открытием, как центральное полотно выделила работу Павла Соловьева «Плакать или радоваться». Примечательно, что Павел переписал и заменил название своей картины «На строительстве Ржевского мемориала» на представленную ныне.

— На написание работ натолкнуло душевное свечение, — отвечает автор. — Как каждый воспитывавшийся в советское время человек, я смотрел все фильмы о войне, они навсегда остались в памяти. Так сошлось, — когда возникла мысль писать на военную тему, в Ржеве начали строить памятник. Я хотел передать наши общие переживания, силу памяти разных поколений о подвиге наших дедов.

Его вторая представленная на выставке работа «Скворечники» выполнена в 2015 году.

— Это мой малый диплом, со временем написал его так, как хотелось. Работал, не думая о времени, которое изображаю, был замысел сделать что-то из своего детства, хотел создать что-то доброе.

Глядя на картину, с автором соглашаешься, реализовать задуманное ему удалось полностью.

«Спасение рода» — работа из жизни семьи Руслана Бурцева:

— Через всю жизнь пронес воспоминания о рассказе бабушки, как их хотел расстрелять немец. Прабабушка закрыла собой дочь и маленькую внучку, которую, спасая, успели выпихнуть в окно. На крики и выстрелы прибежали немцы, безжалостная казнь не состоялась. Когда объявили, что будет такая выставка, у меня в мыслях уже была готова композиция, зревшая годами. Я воплотил свой замысел, чему очень рад.

На выставке представлено несколько версий картин памятника Советскому солдату, они написаны на пленэре у Мемориала, куда 31 января выезжали наши авторы.

— Монумент предстал перед нами в еще не рассеявшейся утренней дымке, его верхняя часть была почти не видна, — вспоминает Руслан. — В то зимнее утро он открывался нам постепенно: чудесный вид, очень запоминающееся состояние души. О Мемориале сложно говорить как просто о красивом объекте… Если бы приехали писать впервые, до этого его не видя, не уверен, что у меня вообще получилось бы. Пережив все эмоции, мы передали впечатления через работы, привнося в них восприятие не только грандиозного памятника, но и погоды, своих чувств.

Александр Цветков предо-ставил на выставку работу «Памяти эпох», в которой отразил видение течения времен земли ржевской, начиная с 1216 года и до настоящего времени. Перекличка красного, серого, синего, коричневого цветов отражает связь эпох между рекой времени.

— Я не участвовал в пленэре, а про художников могу сказать, что этюды у Мемориала Советскому солдату — интересные, коллеги молодцы. Желаю всем творческих успехов и вдохновения, — сказал, выступая с ответным словом, художник.

Уже после официальной части, когда зрители могли осмотреть выставку более внимательно, замечаю юного посетителя, который неоднократно подходит к одним и тем же картинам. Знакомимся.

— Мне понравилась работа «Город Ржев, 1910 год», необычно оформлена, светлая, добрая, и «Скворечники» — тоже такая. А особый след в душе оставили две картины: «Шостакович, 7-я симфония «Ленинградская». Играет Св. Рихтер» (нам рассказывали, что большую часть этой симфонии он написал в осажденном Ленинграде) и картина «Мера жизни», она интересно оформлена, на рамке — надписи, рассказывающие о страшном военном времени. Неужели то, что на ней изображено было на самом деле? — спрашивает и одновременно сам себе отвечает десятилетний Иван Загузов.

Устами ребенка говорит истина. Как точно подметил мальчик настроение картин военного и мирного времен, личные переживания художников и каждого из нас, когда мы открываем страницы войны! Что надо человеку в первую очередь? Вера в светлое будущее — да, но укрепляется эта вера в светлом, мирном сейчас, в том, какой пример показываем своим детям, в той памяти, которую мы несем и передаем потомкам.

Выставка продлится до 27 марта. Время работы выставочного зала — с 10 до 18 часов, понедельник — выходной. Тел. для справок: 8(48232) 2-14-33.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *