ТЫСЯЧА И ОДНА УЛОВКА НА НАШИ КОШЕЛЬКИ

Уж сколько раз твердили гражданам: не сообщайте данные своих пластиковых карт посторонним, в том числе и сотрудникам банков, проверяйте сведения в официальных источниках! Заинтересованные в содержимом чужих электронных кошельков не дремлют и с неподдельным азартом готовы «спасти» наших попавших в беду родственников, используют тысячу и один способ, дабы «обезопасить наши счета от посягательств злоумышленников».

Напуганные тем, что можем потерять последнее, мы бежим в банки и под чутким и умелым руководством «заботливых представителей службы безопасности банков» берем кредиты, переводим средства на супернадежные счета…

Мы слышим подобные истории повсеместно, зачастую полагая, мол, подобное может случиться с кем угодно, только не со мной.

Но, как сказал Александр Островский, на каждого мудреца довольно простоты. Тем более, что:

Прохвосты, проходимцы и пройдохи,

И прочие, кто духом ядовит,

В гармонии с дыханием эпохи

Легко меняют запахи и вид.

(Игорь Губерман)

Пару месяцев назад я услышала, что на уловку попалась знакомая.

— Обычно я не отвечаю на звонки с незнакомых номеров, а тут так сошлось. Ждала сообщения по работе и поэтому трубку взяла, — все еще с волнением рассказывает она. — Да, это был звонок с московского номера. «Представитель банка» извинился за беспокойство и поинтересовался: оформляла ли я в ближайшие часы потребительский кредит? Я ответила нет и была готова закончить разговор, как мужчина поторопился сообщить: мошенники пытаются оформить на мое имя заем, ложную заявку надо срочно отменить. Признаюсь, немного растерялась. Верить не хотелось, но сомнение закралось еще и потому, что два дня назад обращалась в банк за консультацией по получению кредита. Вполне вероятно, положи я трубку, «развод» был бы закончен. Воспользовавшись секундной паузой, «безопасник» резво предложил разрешить ситуацию: чтобы перехватить деньги перед выводом в другой банк, оформить кредит на равнозначную сумму и перевести заем на страховые ячейки. Странная схема, мудреная, но знающим людям виднее, подумала я, и оформила кредит на 80 тысяч рублей. Деньги сразу обналичила и положила на подставные счета, воспользовавшись «безопасными» номерами телефонов.

Что мне было ответить… Только развести руками, покачать головой и мотать на ус.

Если вам звонят из службы безопасности банка, попросите назвать номер отделения банка и пообещайте перезвонить. Положив трубку, позвоните по номеру банка, указанному на обороте вашей карты. Мошенники будут пытаться удержать звонок, говорить, что номер службы безопасности называть нельзя — это обман.

— Мне еще повезло, — продолжала пострадавшая, — вот моя честная коллега попала на 150 тысяч, и это при том, что должна была деньги получить, а не отдать. Так «удачно» дом продавала. Объявление разместила, и ей почти сразу позвонили, недвижимость нахваливали, приговаривая, что именно о таком домике мечтали, такой давно искали. Дабы не упустить удачу и обозначить серьезные намерения, покупатель сказал, что внесет залог, тысяч 50 — достаточно? Продавец далеко не профи в сделках с недвижимостью, людям привыкла доверять, и с предложением согласилась. В течение часа на ее счет поступили 150 тысяч рублей, и следом раздался звонок от покупателя: мол, ошиблась, верните всю сумму, пожалуйста! Почему не 100? Этот вопрос перед продавцом не встал, и она отправила деньги на указанный счет, за что была вознаграждена «большими спасибо» и комплиментами, какой она хороший человек. А сразу после разговора получила СМС-сообщение: «На Ваше имя оформлен кредит на сумму 150 тысяч рублей». Как думаешь, ответил ей кто-то на другом конце провода? В суд она подала, но кредитный договор был заключен с использованием «Мобильного банка», он привязан к банковской карте, операцию подтвердили ПИН-кодом. Согласно ст. 425 ГК РФ после подписания кредитный договор сразу вступает в силу и является обязательным для исполнения. Расторгнуть его в одностороннем порядке невозможно.

Я снова покачала головой…

Что делать, если пришли деньги с незнакомого номера:

— не тратить, не переводить их на другие счета;

— внимательно посмотрите на номер, с которого пришло смс-сообщение о переводе. Показался вам подозрительным? Не совпадает с тем, с которого приходят сообщения от банка? Проверьте свой счет. Там может и не оказаться якобы переведенных вам средств;

— обратитесь в банк. О подозрительном сообщении от якобы банка тоже сообщите.

Подобные этим историям звонки мне тоже поступают с незавидным постоянством. Чаще всего на них не отвечаю или же, если появляется азарт, в разговор вступаю для интереса: что же услышу на этот раз?

А совсем недавно я тоже стала пострадавшей. Как работает именно этот способ зачерпывания из чужого кармана, я как человек гуманитарного склада представляю крайне сложно. Схема списания сумм — от нескольких десятков рублей до нескольких тысяч — поражает находчивостью и оперативностью. В моем случае не было никаких входящих звонков, запугиваний, сообщений о взломе, просьб о переводах. Списания с карты происходили без моего участия, телефон в этот момент даже не был у меня в руках. Деньги уходили с карты тихо и быстро, со скоростью пяти операций в минуту! Об этом одно за другим пришли оповещения от «Сбербанка Онлайн»: 1000, 1098, 319, 70, 391, 210 рублей.

Сама того не ведая, я (точнее, вовсе не я, а мошенник, пользуясь моими деньгами) совершила покупки на крупнейшей китайской торговой площадке AliExpress, во всемирно известном американском онлайн-магазине органической продукции iHerb, в международном медиасервисе для просмотра видео Megogo, в магазине Adidas, в британском интернет-магазине Asos и через приложение «ВКонтакте».

Я не только не оформляла подписку на эти сервисы, но и отдельных названий-то не знала! Так как никаких подтверждающих списание кодов не приходило, решила, что это очередные уловки ушлых ребят, да и открыв приложение банка, убедилась — деньги на карте. Но не успела моргнуть глазом, как несколько тысяч рублей исчезли, а телефон разрывался от СМС: я продолжаю покупки!

И только тогда смс-сообщение с номера 900 известило: «Во избежание мошенничества банк отклонил операцию на сумму 16 тысяч 490 рублей в apple.com/ru. Операции в интернете ограничены. Ожидайте звонка с номера 900. Если не поступит, позвоните на 900 или +7-945-500-55-50 (для звонков из-за рубежа)».

Тут же набираю номер 900.

— Да, я вижу, что списания проводятся по номеру карты, сроку ее действия, коду безопасности, — отвечает мне сотрудник. — Сообщали эти данные кому-либо? Друзья, родственники не могли взять карту? По подозрительным ссылкам переходили, приложения скачивали?

На каждый из вопросов ответ один — нет.

— В таком случае Ваша карта, в связи с компрометацией данных, блокируется. В Ваше приложение были неоднократные входы. Раз Вы их не подтверждаете, а IT-адрес совпадает с Вашим, это может быть либо вирус телефона, либо скачана вредоносная программа. Советую обратиться в техническую поддержку данных сервисов для отмены авторизации и написать заявление в полицию.

Спустя 10 минут, воспользовавшись приложением «Яндекс.Такси», еду в центральное отделение банка, чтобы написать заявление о несанкционированном списании средств.

Следующие четыре дня с моей заблокированной карты с завидной настойчивостью пытались совершить покупки на 319, 590, 300, 106, 958 рублей, раз восемь купить один доллар и один раз 0,05 доллара — об этом меня извещала подключенная услуга «СМС-банк».

Отключать ее не стала: любопытно посмотреть, когда аппетит ловкачей уймется.

На момент выхода номера нашего еженедельника ответа от банка еще не было. Срок рассмотрения обращения — до 10 марта включительно.

В МО МВД России «Ржевский» в отношении неизвестного лица возбуждено уголовное дело по статье 158 части 3 пункту «г» (кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств). Результатом проверок и исходом дела обязательно поделюсь с нашими читателями.

Что такое компрометация банковской карты? Ситуация, когда ее банковские данные (номер, срок годности, CVV/CVC-код на тыльной стороне) стали известны посторонним. Способов заполучить ваши данные множество. Среди популярных:

фишинг — когда правонарушитель «разводит» клиента на раскрытие своих личных данных через электронные почтовые отправления, к примеру, вам приходит сообщение о серьезном выигрыше или же, наоборот, о взломе аккаунта с дальнейшим предложением перейти по фишинговой ссылке и ввести данные авторизации;

вишинг — «развод» с помощью телефонного звонка;

смишинг — преступная схема направлена на переход по вредоносной ссылке из СМС-сообщения;

фарминг — секретное перенаправление пользователя с настоящего сайта на мошеннический, позволяющий злоумышленнику завладеть конфиденциальными данными пользователя.

Злоумышленники обналичивают чужие средства в банкоматах и терминалах, переводят на счета и другие карты, платят за покупки в реальных или виртуальных магазинах (мой случай).

Наиболее распространенные характеристики, свойственные фальшивым электронным сообщениям:

— использование наименований существующих компаний;

— использование имени реального сотрудника компании в качестве отправителя фальшивого сообщения;

— кажущиеся правильными веб-адреса.

Как защититься от фишинга:

— не заполняйте никаких форм в интернете с указанием личных банковских данных;

— если звонящий представляется сотрудником банка, кладите трубку и тут же перезванивайте в банк лично;

— не открывайте сомнительные файлы из электронной почты;

— проявляйте бдительность при вводе логинов и паролей на сайтах.

Заметили несанкционированное списание с карты — сразу ее заблокируйте, свяжитесь с банком для прояснения ситуации. При подтверждении компрометации обратитесь в право-охранительные органы.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *