Татьяна Юрьевна РОГОВА, логопед детского сада № 1 ОТСУТСТВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕНИЯ — ОДНА ИЗ ПРИЧИН РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

— Татьяна Юрьевна, отзывы об образовательном учреждении, где Вы работаете, самые положительные, родители хвалят коллектив, довольны работой логопедов-профессионалов. Во всех городских детских садах есть специалисты Вашего профиля?

— Добрые слова всегда приятны, спасибо. В садах отдаленных микрорайонов города (ральф, мебельный, кирпичный, пивзавод) есть логопедические группы, детские сады № 14 и 12 — речевые, во многих садах есть логопункты.

— Хорошо, когда логопед есть и в школе…

— Знаю, что в 1-й, 5-й, 12-й школах они работают, есть логопед и в Доме детского творчества, хорошие специалисты в детской поликлинике. У нас свое методическое объединение, сейчас им руководит Светлана Редькова, прежде его возглавляла Ирина Татаринова. В нашем городе довольно сильное логопедическое сообщество…

— И неплохой логопедический охват детских учреждений. Так было всегда?

— Логопедические группы начали открываться в Ржеве в начале 2000-х годов, до этого были только 14-й и 12-й логопедические сады. В том, что в нашем детском саду № 1 появились логопедические группы, большая заслуга заведующей Ольги Федоровой. Сад наш небольшой, но достаточно удален от центра города, не все родители могут возить детей на логопедические занятия, и Ольга Васильевна добилась того, чтобы как можно больше детей могли получить помощь логопеда по месту жительства. Потребность в логопедах ощущалась всегда, а сейчас стала особенно актуальной, детей с речевой патологией много.

— С чем это связано? Побочный эффект технического прогресса?

— Так и есть. После работы родителям проще занять ребенка гаджетом, и на этом личное общение с ним закончить. В итоге дети мало слышат живую связную речь.

— Родители и сами зачастую не выпускают телефоны из рук…

— Согласна, в семье нет полноценного общения, но есть пример для подражания, причем не из лучших.

— Отсутствие полноценного общения — одна из множества причин речевых нарушений у детей…

— Да, это социально-бытовая. Специфику речевого нарушения определяет воздействие на организм малыша внешних и внутренних факторов или их совокупность: течение беременности, родовые травмы, наследственные заболевания, резус-конфликт матери и ребенка, заболевания малыша на первом году жизни, психические травмы… Есть и физиологические причины: строение артикуляционного аппарата, например. Проблемы с речью возникают, когда ребенок не различает звуки на слух, когда у него нарушен фонематический слух, не созрели речевые центры головного мозга.

— А если мама произносит звуки неправильно, то и дети будут произносить так же?

— Речевая среда, в которой, подражая взрослым, повторяя за ними, развиваются дети, скажется на том, как они начнут говорить. Когда у родителей нечеткая дикция, скудная артикуляция, аналогично будут говорить и дети.

— Довольно часто слышу, как взрослые общаются с малышом, намеренно коверкая отдельные звуки: «девотька», «зяйчик», «моя халешая»… А ведь сказать ласковые слова можно правильно. Заслышав такие обращения, ловлю себя на том, что начинаю негодовать…

— Оправданно негодуете. Родители должны давать образец правильной речи, не допуская подобных сюсюканий. Взрослые напрасно не обращают внимания на свое произношение.

— Татьяна Юрьевна, до какого возраста можно не волноваться, если ребенок не говорит?

— Раньше специалисты придерживались мнения, что до пяти лет. Считалось, к этому возрасту все встанет на место. Сейчас следует насторожиться гораздо раньше. Если на первом году жизни ребёнок не гулит — надо прийти на консультацию к специалисту, быть может, у малыша есть проблемы со слухом. В 2-3 года ребенок наращивает словарный запас и, если не заговорил до 3-х лет, надо действовать. Чтобы понять, в чем может быть причина, обследование нужно пройти комплексное: невропатолог, психоневролог, дефектолог, логопед.

— А нужно приводить ребенка к специалисту вашего профиля на профилактический осмотр, когда видимых причин для волнения нет?

— В моей практике такие случаи были. Не лишним будет оценить, понимает ли 2-3-летний малыш речь, каков у него пассивный словарный запас. Если ничего не насторожило, рекомендации по приемам развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, применения су-джок-терапии, дыхательной гимнастики (мыльные пузыри, воздушные шарики) никогда не будут лишними. Мы советуем: учите ребёнка слышать неречевые звуки, пусть он о них говорит, их передает. Идете из сада, поспрашивайте, что он слышит на улице: ветер, птицы, машины и так далее. Потом, что слышит дома: открывание двери, чьи-то шаги, звук льющейся воды… И обязательно спрашивайте, чем ребенок занимался в саду, что ему понравилось делать, что он узнал нового. Провоцируйте малыша на развернутые ответы.

— Слышать живую речь ребенок может и через чтение.

— Заметила, что мамы моложе 35 лет читают меньше, чем мамы постарше. Детям необходимо слушать, пересказывать, дополнять услышанное, фантазировать вслух. Мама находится с ребенком большую часть дня, и мы, логопеды, давая рекомендации по занятиям, действуем через нее. Насколько ответственно родители подходят к занятиям — очень многое зависит.

— Сейчас много развивающих аудиокниг, игр с речевым сопровождением…

— Повторю: живую речь они не заменят! Ребенку нужны живые эмоции, он должен наблюдать за тем, как работает артикуляционный аппарат другого человека, следить за губами говорящего.

— Один из самых труднопроизносимых звуков «р», причем замечала, что мягкий звук детям произносить проще, нежели твердый. «Рис» говорят чисто, а вместо «здравст-вуйте» — «здвавствуйте».

— При произнесении твердого звука «р» кончик языка должен быть широким, напряженным, находиться за верхними зубами и касаться альвеол (бугорков), боковые края приподняты и прижаты к коренным зубам, хорошая струя выдыхаемого воздуха заставляет вибрировать напряженный кончик языка. Бывает, что язык провисает, ему не хватает напряжения и произнести твердый «р» не получается. Бывает так: ребенок начинает понимать, что ему нужно произносить звук «р», а язычок еще не окреп, не может принять правильную артикуляционную позу и компенсирует его горлом, получается: «во[гх]она». Такое произношение сложнее привести в норму.

— Но все же исправить этот дефект в детском возрасте можно, а во взрослом?

— В моей практике был случай, когда благодаря высокому уровню мотивации, настойчивости, развитому интеллекту мы с девушкой подкорректировали ее произношение.

— А какие еще звуки тяжелы в произношении?

— Наиболее часто в логопедической практике встречаются нарушения произношения свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л) звуков. Нередко можно наблюдать межзубный сигматизм (когда при произнесении свистящих язычок находится между зубками). Предпосылки для возникновения этого дефекта — длительное сосание соски, от чего может сформироваться неправильный прикус.

— Длительное — это сколько?

— Больше года, но пройти этот этап ребенок должен. В норме к четырем годам дети уже перестают смягчать согласные звуки, правильно произносят свистящие, а к пяти звукопроизношение должно быть уже сформировано, но очень часто это не так. У многих детей даже после пяти лет наблюдаются нарушения и свистящих, и шипящих, и соноров. Все очень индивидуально и зависит от конкретного случая. И то, какие звуки проще или сложнее поддаются коррекции — тоже индивидуально. Начинаем ставить звуки по алгоритму: свистящие, шипящие, сонорные, но случается, что при межзубном сигматизме наслаивается нарушение произношения шипящих, и тогда работаем сначала с ними. Нужно смотреть, что легче поддается коррекции.

— Присутствие на родительских собраниях логопеда немаловажно…

— Конечно. Большинство родителей заинтересовано в гармоничном развитии своих детей, в этом заинтересованы и сотрудники детсада. Задания, которые даю в логопедической группе, выполняют с детьми и воспитатели. Когда работа идет в дружном тандеме, хороший результат не за-ставит себя ждать. Мы всегда открыты для общения с родителями: приходите, спрашивайте, советуйтесь. Непонятно, как делать артикуляционную гимнастику, — можно поприсутствовать на логопедических занятиях.

— Татьяна Юрьевна, замечали за собой профессиональные издержки: желание дать совет, рекомендацию родителям по поводу речи ребёнка на улице, в общественных местах?

— Бывает такое. Признаюсь, сдерживаюсь, чтобы промолчать. Режет слух, когда дефекты произношения слышишь с экрана телевизора от дикторов и ведущих. Прежде на такие должности, как и в педагогические вузы, был профессиональный отбор. Дефект в произношении надо было либо исправлять, либо подбирать другую специальность, и такие критерии оправданы.

— Считается, что главная задача логопеда — поставить произношение. Так ли это?

— Нет, мы занимаемся не только звукопроизношением, бывает, что у ребенка нарушены все стороны речи: малый словарный запас, страдает грамматический строй речи (когда малыш не согласовывает части речи, члены предложения, родо-видовые окончания, затрудняется в словообразовании, особенно множественного числа родительного падежа, не может согласовывать числительные с существительным, пропускает предлоги), нарушена связная речь — над всем этим мы и работаем. И, несомненно, занимаемся развитием внимания, памяти, мышления.

— В начале беседы Вы сказали, что хорошо, если логопед есть и в школе. Его взаимодействие с учителем, особенно начальных классов — важная составляющая успешного развития подрастающего поколения.

— В медицинской карте отмечается, нормально ли развивается ребенок, или у него есть речевое нарушение. Бывает, что звуки произносятся чисто, но на слух он их до конца не различает и смешивает, тогда возникает дисграфия, и вместо «шуба», школьник пишет «суба».

Чтобы устранить причину нарушений (не усвоил правило, недослышал или путает сходные буквы и тому подобное) с максимальной пользой для ребенка, надо четко отследить эту причину, поэтому учителю не будет лишним посмотреть медкарту своего ученика и посоветоваться с логопедом.

— Татьяна Юрьевна, в завершение нашей беседы расскажите, кто или что повлияло на Ваш выбор специальности?

— Я окончила ржевское медицинское училище, пришла в больницу процедурной медсестрой, а потом мне захотелось работать с детьми. Поступила на дефектологический факультет Московского социально-гуманитарного института, в Ржеве был его филиал.

Мое базовое медицинское образование очень помогает в логопедии. Я благодарна судьбе, что так сложилась моя профессиональная жизнь.

— Спасибо Вам за интервью, за нужные рекомендации.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *