НИТЬ ИСТОРИИ

Ржев с момента открытия Мемориала Советскому солдату по праву получил повышенное внимание к своей истории. Городу более восьми веков. Да, Ржев всегда был городом-воином, но он славился и своими купеческими традициями, народными ремеслами: развитием льняной промышленности, гончарным производством и многим другим. Увы, и они были стёрты с лица земли войной. Многие хранители народных традиций покинули Ржев или погибли, а те, кто вернулся в город и восстанавливал его, были уже другими людьми… Однако в фондах музея, в книгах хранится память и артефакты тех далеких времён. По ниточке, по крупице собирая информацию, можно найти интереснейшие факты истории Ржевского уезда. Например, вышивка. Да, конечно, Торжокские золотошвеи известны на всю страну, но и в Ржеве были умелые вышивальщицы со своими уникальными традициями.

Вышивка считалась своеобразным оберегом: воротник защищал голову, манжеты — руки, на груди — сердце.

Для Ржева в XIX веке и позже были характерны красные и черные цвета в вышивке на льняных рубахах и платьях, символизирующие соответственно солнце и землю как единоначалие всего сущего. В книге Л. Калмыковой о вышивке тверской земли, в том числе и ржевской, рассказывается более подробно. Народная вышивка отличается многообразием технических приемов, красотой композиционного строя, праздничными решениями. В книге рассматривается значение древних орнаментальных сюжетов, в символической форме за-крепивших содержание, истоки которого восходят к седой славянской древности. В небольших очерках характеризуются особенности народных вышивок ряда районов тверского края.

«Наиболее самобытными стилевыми признаками отличаются вышивки западной части Ржевского уезда. В их орнаментальном наследии устойчиво сохранились некоторые традиционные геометрические мотивы: ромбы, крестовидные и солярные знаки — звезды, круги, розетки, а также овалы, спиральные завитки и перекрещенные растительные узоры. Среди изобразительных мотивов встречаются в основном геометризованные изображения женских фигур и единичные образцы со всадниками, птицами, цветущими кустами.

В решении многообразно варьируемых геометрических мотивов важное значение приобретает цвет. Интенсивные красочные сочетания и густой рисунок обогащают и значительно уплотняют эти довольно мелкие узоры. К преобладающим композиционным построениям относится ряд из тождественных или чередующихся фигур, к более редким — густое шашечное заполнение мелкими однородными мотивами. Самым характерным является многорядный строй, употреблявшийся в декоративном убранстве долгих концов свадебных полотенец. Эти ярусные композиции набором геометрических узоров и цветовой гаммой близки смоленским образцам смежного Вельского уезда. Одноцветная белая строчка не получила большого распространения в местной вышивке», — говорится в книге.

Широкое распространение получили яркие контрастные по цвету вышивки, интересные разнообразными красочными сочетаниями. Крупные белые геометрические мотивы, обведенные красным контуром, эффектно выделяются на цветной сетке фона, перевитой яркими синими, зелеными, фиолетовыми шерстяными нитками. Особенно большое развитие в окрестностях Ржева получила тамбурная вышивка, отличающаяся весьма разнообразными узорами, в которых преобладает крупный и густой орнамент.

В северо-западной части ржевских земель было развито также шитье золотыми нитями и жемчугом. Здесь в ряде деревень изготовлялись старинные свадебные головные уборы, так называемые ряски.

Получается, многого мы ещё не знаем о своем родном городе, не знаем даже того, чему посвящают книги! Потому и нужно эту нить истории не прервать, сохранить и обязательно вплести в наше настоящее. Посещайте музеи, читайте книги, всё самое интересное находится гораздо ближе, чем мы думаем!

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *