Дмитрий Алексеевич ПЕТРОВ, прапорщик внутренней службы, старший инструктор-кинолог отдела охраны ИК-7 УФСИН России по Тверской области: «СОБАКА В ДРУЖБЕ НЕ ПРЕДАСТ»

— Дмитрий, не так давно в Суздале прошел чемпионат ФСИН по многоборью кинологов. В общекомандном зачете в категории «Территориальный орган до 3000 сотрудников» команда УФСИН России по Тверской области вошла в десятку сильнейших, а вы с лабрадором Миланом заняли первое место в упражнении «Поиск и обнаружение взрывчатых веществ в малогабаритных предметах». Расскажите, пожалуйста, об этом.

— В последние два года из-за пандемии чемпионаты не проводили, и в этом году участников было меньше прежнего.

В конце мая в древний русский город приехали более 150 кинологов со своими питомцами из Ярославской, Орловской, Свердловской областей, Республики Марий Эл, Пермского, Красноярского, Приморского края, всего было 57 команд. Подготовка собак оценивалась по нескольким дисциплинам, наша, тверская команда, была представлена в каждой: «Розыск» — Максим Игнатов и немецкая овчарка Жэтта из Бежецка, «Поиск и обнаружение наркотических веществ» — прапорщик внутренней службы Наталья Шамарина с лабрадором Тунни из Торжка, у них общее по России третье место, выполнение норматива кандидат в мастера спорта, «Поиск и обнаружение взрывчатых веществ». В каждой дисциплине было по несколько упражнений, у нас — поиск в отдельно стоящей машине, в ряду пяти машин, в отдельно стоящем предмете, в малогабаритных предметах (багаж), обыск помещения и обыск местности.

— Не встречала человека, который бы не любил собак, не жаждал заполучить собаку в детстве. В Вашем детстве четвероногие друзья были?

— Да, дома всегда были собаки, болонки, дворняжка. Всех их звали Малыш, мама им такую одинаковую кличку давала.

— Их дрессировкой Вы занимались?

— Болонки больше для души, а «дворянина» — да, тренировал.

— Как сложилось, что Ваша профессиональная деятельность связана с четвероногими братьями меньшими?

— В 2014 году пришел на службу в колонию, предложили пойти в кинологи, я согласился.

Считаю, чтобы результат дрессировки на розыск или поиск был на высоком уровне, должен проводиться серьезный отбор и кинологов, и собак.

— Сколько собак сейчас числится на службе и какой они породы?

— Двенадцать: восточные и немецкие овчарки, лабрадор, ротвейлеры. Возраст от года и старше, на каждую заведено личное дело. Размножение собак на территории колонии запрещено.

— Как собаки «приходят» на службу?

— Забираем из питомников ФСИН, закупаем у населения. Сейчас в ИК нужны четыре собаки, в этом году планируется закупка одной.

— Какие к новичкам требования?

— Пакет документов. Возраст от 3-4 месяцев, желательно немецкие овчарки, малинуа, пол значения не имеет.

— Основное требование — порода, дворняжек не берете?

— Не берем. У каждой породы свои особенности. Немецкая овчарка — порода универсальная, и для розыска, и для поиска; у малинуа — высокий интеллект, работоспособность, они бдительные охранники и отлично подходят на роль ищейки. В последнее время малинуа «вытесняют» со службы немцев. Спаниели и лабрадоры хорошо ищут наркотические и взрывчатые вещества, но за ними больше ухода и у них сложнее с послушанием. Для розыска они не подходят, здесь нужны более агрессивные псы, способные не только найти, но и защитить хозяина, задержать преступника.

— Милан — Ваша первая собака?

— До него у меня была учебная немецкая овчарка Линда, очень подходила для таких, как я тогда, новичков. Потом привезли двух щенков немецкой овчарки, с одним я занимался до года, потом уехал учиться в академию ФСИН, а вернувшись, начал заниматься с Миланом. Вместе с 2015 года.

— Расскажите о своей с ним первой встрече. Эта кличка у него уже была?

— Да. Жил Милан у пожилой женщины в деревне, она не нашла с ним общего языка и отдала в ИК. Это было в 2015 году, мне как раз нужно было ехать в учебный центр для получения кинологического образования.

Сначала нам было непросто. Милан, в силу своей породы, пес любвеобильный, и первое время стоило дать ему команду «лежать», он заваливался на спину и начинал ластиться — гладь, мол, меня. Год занимался с ним самостоятельно, потом мы вместе поехали в учебный центр кинологической службы УФСИН России в Мордовию, там тренировались по направлению «Поиск взрывчатых веществ». С этого начался служебный путь Милана. С 2018 года мы с ним участвуем в чемпионатах ФСИН России по многоборью кинологов, были в Нижнем Новгороде, Суздале. У него отличный нюх, поэтому эту породу используют для поиска взрывчатых веществ, наркотиков, спасения людей. Также мы с Миланом ездим с плановым осмотром по всем исправительным учреждениям Тверской области, по обращениям полиции работаем и в Ржеве. Перед городскими мероприятиями осматриваем места массового скопления народа.

— Процесс дрессировки даже домашней собаки только новичку покажется увлекательным, занятие это требует выдержки, терпения, ответственности. Как мотивировать собаку?

— Поощрять тем, что она любит. Выполнил пес команду — дай поиграть любимую игрушку или угости лакомством (сыр, мясо). Иногда использую тактику игнорирования, оставляю его на какое-то время в вольере, не обращая внимания — тогда он довольно быстро понимает — надо исправляться.

Общению с собаками я также учился у опытных коллег: старшего инструктора-кинолога Александры Крымовой, она со своими питомцами многократно побеждала в областных соревнованиях УФСИН, принимала участие во всероссийских. Занимался в кинологическом клубе с Ириной Ковалевой. Именно с Миланом мне помогала кинолог Людмила Степанова.

— Дмитрий, повышение голоса к собакам применимо?

— Собаки очень хорошо распознают интонацию, но с моим товарищем этот метод не является действенным, он меня хорошо знает.

— А физическое наказание?

— Недопустимо. На соревнованиях строго за этим следят, кто применяет к собаке силу, снимают с участия.

— Благодаря нюху и вашей давней дружбе, Милан наверняка узнает Вас издалека?

— Да, он чует меня с довольно большого расстояния. Как-то с метров двухсот распознал и давай выть.

— Если описать Милана несколькими словами…

— Шалтай-Болтай он тридцатикилограммовый. Когда захочет, может все, главное, создать условия, чтобы захотел. Начинаешь хвалить, он заигрывается, трется о тебя, катается на спине и уже ничего ему и не надо.

— Недостатки — продолжение достоинств. У нас, людей, настроение меняется порой несколько раз в день, а у собак, в частности, у Милана?

— О да, он пес настроения.

— Собаки испытывают к человеку такие же чувства: любовь, неприязнь?

— Да, но они лучше человека, в дружбе с собакой у тебя гораздо меньше опасность быть преданным.

— Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки, — сказано метко. Команде «фас» Милана учили?

— Мы учим команде «чужой».

— Вас Милан кусал вряд ли, а чужого?

— Да, меня не кусал. Но однажды встретился со своим товарищем (учились вместе) на соревнованиях, тот протянул руку для приветствия, а Милан возьми и прояви себя, напугал парня. Еще Милан уколы не любит, огрызается, если кто-то чужой, врач, например, до живота намерен дотронуться, тогда показывает зубы, но не кусает.

— За здоровьем собак следит и врач?

— Старший лейтенант внутренней службы, ветеринарный врач Наталья Любомирова.

— Между собой служебные собаки ладят?

— Как и люди — кто-то ладит, а кто-то терпеть друг друга не может. Конечно, бесконтрольно они не встречаются, у каждой свой отдельный вольер, территория для выгула и площадка для занятий отделены. Когда в кинологическое отделение привозят щенков, выпускаю Милана, он дружелюбный и для знакомства молодняка с местными взрослыми собаками отлично подходит.

— Школьные учителя пишут планы работы, а кинологи?

— План дрессировки спускают из УФСИН, далее начальник кинологического отделения распределяет тренировки, в месяц должно быть не меньше девяти занятий. Кинолог ведет дневник дрессировки, отражая в нем, что делали на занятиях, как вела себя собака, отслеживает изменения в ее обучении, поведении.

Курс послушания у собак, предназначенных для розыска, поиска наркотических и взрывчатых веществ, — общий, в дальнейшем обучение разнится.

— Получается, Милану 7 лет, для службы он вполне еще годен…

— По возрасту его уже можно списать, но он здоров, показывает неплохие результаты, еще послужит.

— Списали собаку — и какова ее дальнейшая судьба?

— Если наставник собаки не забирает ее себе, в течение трех месяцев нужно безвозмездно отдать ее в добрые руки, устроить в приют. Милана я заберу себе, он бывает у меня дома, ведет себя культурно.

— Вам разрешено гулять с ним по улице?

— Когда собак привозят, в целях знакомства с хозяином нам даже нужно проводить время вместе в неформальной обстановке. Также в городе собака привыкает к людям, к автомобилям — социализируется.

— Достаточно ли в отделе охраны кинологов?

— У нас есть вакансии инструкторов-кинологов, желающие связать свою жизнь не только с собаками, но и со службой, могут обращаться в отдел кадров учреждения.

— Дмитрий, по Вашему мнению, каким главным правилом дрессировки нужно руководствоваться?

— Не нужно мучить собаку, выполнила упражнение — похвалите, поиграйте и оставьте в покое, а через некоторое время снова приступайте к работе. Собаке должно быть интересно работать, она должна понимать, ради чего работает.

— И дайте совет тем, кто решает завести собаку.

— Хорошо обдумать, подготовить себя к тому, что ей нужно уделять внимание. Отношение «когда хочу — выгуляю, когда не хочу — не буду» — неприемлемо. Придется на все время содержания взять на себя ответственность.

— Спасибо за интервью, погладьте от меня Милана.

— И вам спасибо. Поглажу, он очень рад будет.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *