ВЫИГРАТЬ БОРЬБУ ЗА ЭМОЦИИ

На конференции, которую проводили Общественная палата РФ и представители региональных общественных палат в Ржеве, обсуждался важный вопрос: как сохранить историческую память. И вправду, мы постоянно говорим о том, что не позволим переписать историю и умалить подвиг советского народа в борьбе с фашизмом, что сохраняем историю довоенную и послевоенную, но многие не задумываются, что именно помогает этому процессу. А в первую очередь это воспитание наших детей, с которыми нужно общаться на их языке, использовать современные подходы, быть для них не просто воспитателями, а наставниками и друзьями. Юное поколение должно быть искренне увлечено историей своей страны и своей малой родины не только в пределах школьной программы. Если молодые граждане всем сердцем будут её уважать и стараться изучить как можно глубже, значит, и переписать историю не удастся. И тут как раз важно выиграть в борьбе за эмоции, пробудить в детях живой интерес.

РЖЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ — УЧЕБНИК ИСТОРИИ

Расширенное заседание двух комиссий Общественной палаты РФ и Общественной палаты Тверской области началось с посещения Мемориала Советскому солдату и городского музея, а продолжилось в библиотеке. Председатель комиссии ОПРФ по делам молодёжи Елена Родионова задала вектор круглого стола:

— Тема вызывает интерес, но не меньший интерес вызывает сам Ржевский мемориал. Спасибо, коллеги, что вы неравнодушно, бережно и трепетно относитесь к патриотическому воспитанию. Это не что-то далекое и ритуальное, а то, что волнует сердца прямо сейчас. Сегодня мы будем искать ответы: где грань военного и гражданско-патриотического воспитания, какова роль общественных инициатив в этом процессе? Чем мы можем ответить на запрос молодого поколения? Сейчас время быть честными с молодежью.

— Тема патриотического воспитания всегда была приоритетной, а сейчас особенно актуальна. Уверена, что в ходе работы круглого стола появятся новые идеи и технологии, которые мы станем использовать в ежедневной работе, — подчеркнула зам-пред правительства области Валентина Новикова.

Глава Ржева Роман Крылов отметил, что ржевская земля — это учебник истории. Во времена, когда пытаются переписать историю, переиначить факты, исказить их, ржевская земля может показать, какой эта история была на самом деле.

Ректор Российского института театрального искусства ГИТИС Григорий Заславский:

— Решение о монументальной пропаганде было первым решением советской власти. Без этого невозможно организовать процесс воспитания нового человека. Сейчас это невозможно без соотнесения с опытом «антивоспитания», с которыми мы сталкиваемся в ходе спецоперации. На встрече со студентами нам дали возможность показать материалы из ДНР: газету, где детей приглашают в лагерь с главным действующим лицом Адольфиком и обещают родителям, что они вернутся из лагеря «настоящими бандеровцами». Вот это убеждает даже либеральных студентов творческих специальностей. Вот так они там воспитывали 30 лет. Воспитать человека русской культуры можно только через сопричастность, и надо вернуться от массового героизма к персональным судьбам.

Ирина Пелевина (Комитет по делам молодёжи Тверской области) считает: не так страшны вызовы, с которыми мы сталкиваемся, как наша реакция на них.

— Методы и технологии, которые актуальны для молодёжи, не всегда нам доступны. Мы ставим перед собой три задачи: встроиться в воспитательное пространство от детского сада до вузов для «бесшовного перехода» в процессе взросления; создание современной инфраструктуры, которая была бы востребована молодёжью, формировала бы правильные ценности, где были бы ответы на вопросы, интересующие молодого человека (таким центром сейчас становится новый парк «Россия — моя история»); формирование жизненных установок через психологическое здоровье молодого человека. Будем им следовать и надеемся реализовать в регионе.

МЕТОДЫ РАЗНЫЕ,
ЦЕЛЬ — ОБЩАЯ

И, конечно, важно узнать, как такая работа построена в Ржеве. Участниками круглого стола стали начальник отдела молодёжной политики Ржева Диана Каменская, преподаватели школ, которые поделились своим мнением.

— Здесь, на земле «Ржевского рубежа», мы очень серьезно относимся к вопросам исторической памяти. На мемориальном кладбище Ржева захоронено более 21 тысячи воинов, и установлены имена только 700. Ребята в поисковых отрядах поднимают из нашей земли солдат, рождённых в самых разных уголках Советского Союза. Наши дети узнают историю не по страницам учебников, — на практике! — подчеркнула Диана Ивановна.

Ирина Попова, замдиректора школы N№ 7, куратор школьного юнармейского отряда и кадетского объединения, назвала военно-патриотическое направление основным в воспитательной работе школы — единственной в Ржеве, где все обучающиеся — кадеты.

— Кадет — это не только дань моде и красивая форма, но и модель воспитания гражданина и патриота, — сказала она. — Ржевитяне на массовых патриотических мероприятиях города видят, как наши ребята держат строй, слаженно проходят в коробке, и мало кто задумывается, чего это им стоит. Чтобы оказаться участником парада Победы на Советской площади, нужно много работать. Это посещение внеурочных и дополнительных занятий в школе, тренировки по строевой подготовке, самостоятельная отработка элементов, работа в команде. В школьную программу воспитания включены КТД (коллективное творческое дело), где проявляются взаимовыручка, взаимопомощь, умение слышать товарища, слаженность действий, умение поставить и достичь общую цель. Ребята знают: где трудно одному, помогут товарищи. За классами начальной школы за-креплены кадеты 10-11-х классов, помогающие малышам осваивать премудрости кадетской жизни. А на собрания совета командиров школы приглашаются и командиры
1-4-х классов.

Утро в школе начинается с построения и сдачи рапорта командиру. Каждый должен быть на утренней линейке вовремя, в опрятной форме. Учителя работают с учениками не только как предметники, но и как воспитатели, и воспринимаются кадетами как старшие наставники. Возникает взаимное доверие.

Продолжила тему Наталья Гончарова, замдиректора школы N№ 5, одной из самых крупных в городе и ставшей социокультурным центром микрорайона.

— Воспитание уважительного отношения к истории своей Родины становится актуальнее. Научить патриотизму невозможно, как невозможно заставить человека любить свою Родину, — считает она. — Это чувство формируется в процессе обучения, социализации, воспитания школьников.

В нашей школе активно развиваются волонтерство, Юнармия, медиастудия, РДШ. Я — куратор волонтерского отряда «Доброе сердце». Его активисты являются организаторами и участниками традиционных школьных и городских мероприятий «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк». Каждый класс шефствует над ветераном: поздравляет с праздниками, приглашает в школу для общения. Созданное на базе школы отделение движения «Волонтеры Победы» принимает участие во всероссийских акциях. Очень значимым для нас стал проект «Поезд Победы», где старшеклассники организовали экскурсии. Совместно с партией «Единая Россия» наша школа реализовала проект, в рамках которого ветеранам ВОв были вручены мобильные телефоны с пожизненной бесплатной связью.

Все чаще ребята становятся участниками соцпроектов. Наши ученики неравнодушны к чужой боли, умеют сострадать, сопереживать другим, готовы прийти на помощь больным детям, бездомным животным, маломобильным людям.

Движение Юнармия становится популярным среди учащихся. Ребята учатся быть достойными гражданами своей страны. Юнармейцы совершают походы по местам исчезнувших во время войны деревень, участвуют в акциях и в культурных мероприятиях, ухаживают за Мемориа-лом, несут вахту памяти, участвуют в конференциях, городском параде Победы, проводят экскурсии в школьном музее. А детская телестудия «ОКО» позволяет создавать интересные передачи, выпускать газеты к памятным датам. В проекте «Вспомним всех поименно» 9 мая ребята сделали около 30 интервью-роликов с жителями Ржева — участниками «Бессмертного полка».

— В школе N№ 12 я являюсь руководителем кружка «Туристическое краеведение» и турклуба «Ходоки», — взяла слово Екатерина Дивакова. — Мы в своей работе понимаем, что понятие «патриотизм» не должно быть голословным, оторванным от восприятия, ощущения, пропускания через себя и познания истории родной земли. Патриотическое воспитание — это и статьи в книгах, журналах, работа в архиве, и живое соприкосновение со своим родным краем. В нашей школе патриотическое воспитание представлено тремя направлениями: школьный музей, юнармейский отряд «Заря», кружок «Туристическое краеведение», который появился в 2016 году. Поначалу в него входили 15 старшеклассников. Но после каждого похода ребята делились своими впечатлениями, и количество желающих вступить в кружок росло. На сегодняшний день в рамках федерального проекта нам удалось расширить численность кружка до 51 человека.

Мы проложили и опробовали маршруты и трассы разной сложности и продолжительности (от одного до трёх дней) и для дошкольников, и для старшеклассников, в зимнее и летнее время. И к туристическому краеведению мы привлекаем и родителей. Это невероятно ценно, когда ребенок познает свою Родину вместе с семьёй, когда родители и учителя действуют на благо патриотического воспитания в одном ключе.

Мне представляется важным, что в разработке маршрутов принимают участие сами ребята. Так, они разработали туристический маршрут по городу, включив туда места, которые, на их взгляд, кажутся привлекательными, и это не только известные всем памятники. У нас есть маршрут на «Высоту 200», к захоронению в д. Гнилево, к Скорбященской церкви Никольского погоста недалеко от деревень Юшнево и Клешнево… Прокладке маршрута предшествует кропотливая работа по изучению истории, карт и документов. Удивительно, как дети активно включаются в эту работу, она вызывает у них самые горячие эмоции и желание узнать больше. Ведь в походах они не только изучают историю «вживую», но и вырабатывают терпение, командный дух, умение стойко переносить отсутствие комфорта, стремление помогать ближнему и подставить плечо.

Если говорить о проблемах с патриотическим воспитанием современной молодежи, на мой взгляд, их несколько. Во-первых, это особенности мышления и вос-приятия современных детей. Вы никогда не задумывались, почему Мемориал Советскому солдату производит на зрителей такое впечатление? Он говорит о войне, но так, что каждому все становится близко и понятно без слов, хотя памятник не похож на другие. Мне кажется, это связано с тем, что при создании скульптуры автором была выбрана особая призма восприятия, сквозь которую даже люди, никогда ничего не знавшие о кровавых событиях на ржевской земле во время Великой Отечественной войны, могут ощутить и понять эти события. Ведь автору, Андрею Коробцову, чуть больше тридцати лет. Он сумел облечь историю в такую форму, которая близка и молодежи. Таким образом, первая проблема — формы и методы патриотического воспитания и их адаптация к новому мышлению.

Вторая проблема — необходимость сопричастности, не сухая информация и цифры, а возможность буквально осязать природу и историю родного края. Этому как раз способствуют походы.

И еще один негативный фактор — это время. Оно стирает в памяти события. Именно поэтому так важно заниматься патриотическим воспитанием молодежи.

Но несмотря на все проблемы, отрадно видеть, что дети тянутся к знаниям по истории родного края, хотят сами принимать непосредственное участие в ее восстановлении, хотят сами ее писать, создавая новые марш-руты и привлекая других к их прохождению. Я уверена, на ржевской земле память всегда будет жива и свята!

* * *

Любовь к Родине начинается с воспитания в семье, в детском саду, в школе. То, что слышит ребёнок в любом возрасте от своих родителей, наставников, учителей, — напрямую определяет, каким человеком он станет в будущем. И наша общая задача — воспитать юных ржевитян так, чтобы они стали достойными гражданами своей страны, и это не только про знание истории и любовь к Родине, но и про ответственность, уважение, сопереживание и умение прийти на помощь в трудную минуту.

Записала Мария Седова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *