ОДН: общедомовые нерешаемые

Наша газета уже не раз касалась темы начислений за общедомовые нужды. И нынешняя публикация на эту тему вряд ли будет последней. Поскольку проблема не решается.

В минувшую среду она стала одним из вопросов, рассмотренных комитетом по промышленности Ржевской городской Думы. Инициировал вопрос Иван Монахов, он как депутат получает многочисленные обращения от жителей своего округа по поводу астрономических счетов за ОДН-электроэнергию.

ПРО ПЕТРА ПЕТРОВИЧА

Проблемная ситуация в многоквартирных домах сформировалась давным-давно. Все мы, даже если не хотим себе в этом признаваться, отлично знаем, что электроэнергией, которая раньше считалась ничьей, много лет с удовольствием пользуются те, кто когда-то нашел для этого возможность. То, что в домах есть «левые» розетки и подключения «мимо щитка», счётчики, которые можно подкручивать, замедлять и даже отматывать назад, провода, тянущиеся от домов в гаражи, сараи и даже павильоны — разве это секрет? Нет! Подобная практика сплошь и рядом, и мы все об этом отлично осведомлены. Просто раньше за такой «ничей» свет никто не платил. А теперь, когда в многоквартирных домах поставили счётчики учета электроэнергии, все эти расходы вдруг стали очевидны. Точнее, финансово очевидны и болезненно ощутимы для жителей.

Как происходит начисление? Вот большой дом, куда по проводам поступает определенное количество электроэнергии. Это количество учитывается на общедомовом счётчике. Каждая квартира дома, в свою очередь, тоже тратит электричество. Сумма набежавших киловатт-часов, отраженных в поквартирных счётчиках, вычитается из общего расхода. И вот этот-то остаток считается общедомовым и делится на всех жителей, чтобы потом стать суммой в строке ОДН-электроэнергия.

Вроде бы, все просто и правильно. НО! Если у Петра Петровича из третьей квартиры, у которого зять — электрик, в месяц счётчик показывает нулевой расход, это вовсе не значит, что вся семья Петра Петровича коротает вечера при свечах. Это значит, что неучтенная на его счётчике, но потреблённая в его квартире электроэнергия будет ежемесячно попадать в тот самый «остаток» и будет поделена на ничего не подозревающих жителей дома. Туда же пойдет и расход электричества из подвала, где много лет «тусуется молодняк», и всё то, что «нажёг» у себя в гараже Серёжа из первого подъезда, который в свободное время для заработка чинит чужие машины… Откуда свет в гараже? Никто, кроме Серёжи, не знает. Никто и не интересовался. Пока жители дома не получили в квитанциях сумму в несколько сотен рублей за ОДН и не побежали в администрацию с просьбой разобраться, как могла одна лампочка в подъезде выдать такой расход электричества…

Подобных домов в городе оказалось столько, что жалобы на неподъёмные платежи за ОДН приобрели лавинообразный характер. Люди недовольны, естественно. А вот что делать для решения проблемы — пока непонятно. Кто должен вычислять «народных умельцев», искать технические потери электроэнергии в сетях, разбираться с незаконными подключениями и проводить перерасчеты? Здесь дело тёмное.

ГДЕ НАША
НЕ НАЧИСЛЯЛА!

Иван Монахов со свойственной ему категоричностью предложил к процессу поиска виновных подключить рядовых граждан. То есть, законодательно разрешить добровольным помощникам сообщать в компетентные органы о незаконных подключениях в обмен на вознаграждение в виде процента от штрафа, который те неминуемо должны будут заплатить. Подобную форму работы Монахов уже ранее предлагал использовать для решения «мусорного» вопроса.

Пока говорить о том, приживётся ли такая инициатива в Ржеве, ещё рано. Даже если она и будет действенна, произойдет это, увы, нескоро. Между тем, в квитанциях у жителей некоторых домов (там, где жители решили повременить с оплатой в ожидании комиссии, которая должна прийти и разобраться наконец, откуда взялись большие суммы за ОДН) уже набежали четырёхзначные долги!

Да и как может быть иначе, если у коммунальщиков до сих пор нет алгоритма действий и чёткого понимания, чьё это дело — вычислять незаконно подключившихся граждан и другие причины повышенного расхода электричества?

Татьяна Марусяк, директор межрайонного отделения сбыта «Тверэнерго», считает, что это дело управляющих компаний, если дом обслуживается ими, или ТСЖ.

— Специалисты нашей компании не имеют право работать в чужих сетях, — аргументирует она эту позицию. — Это подтверждает и рекомендация Государственной жилищной инспекции. Мы участвуем в составе комиссий, но зачастую сложно попасть к электрощитку, потому что ключи находятся в управляющей компании или у жителей. Есть электрики в ЗАО «Энергосети», есть электрики в УК, им можно немного подучиться и заниматься проверками. Техническое присоединение на большую часть подключений не давали специалисты «МРСК-Центра «Тверэнерго», это делали либо специалисты УК, либо специалисты сетевой компании… В УК прекрасно знают, в каких домах фунционируют незаконные спортивные залы, а в каких имеются незаконные подключения сторонних объектов. Если подключены ларьки, мы не начисляем жителям по счётчику! Да, мы взяли функцию начисления за ОДН себе, мы боремся и с должниками. Но раз УК ведет обслуживание электросетей внутри дома, значит, она должна и выявлять причины упомянутых потерь. Мы, как я уже сказала, в чужих сетях работать права не имеем.

Александр Гусаков, директор ЗАО «Энергосети», трактует ситуацию так. «Тверьэнерго» заключает договор энергоснабжения, по которому отвечает за доставку электроэнергии от определенной точки до потребителя. Именно на этом участке аккумулируются все потери, да. Но именно «Тверэнерго» по договору энергоснабжения отвечает за все коллизии, которые происходят в течение этого пути. В том числе и за потери. Если бы имели место договоры «Тверьэнерго» с управляющей компанией — тогда да, она отвечала бы только за передачу до зоны ведомства УК. При сегодняшнем положении вещей финансирование потерь или их устранение на себя должно взять именно «Тверьэнерго», а не перекладывать их на жителей.

— Границей балансовой принадлежности в этом случае мы считаем ввод в дом, — не согласилась Татьяна Марусяк. — А всё то, что происходит дальше этой границы — не наша компетенция. Обслуживание электросетей заложено в тарифе управляющей компании, и если УК сама не справляется с этим обслуживанием — пусть наймет специалистов.

— На деньги жителей? — не согласился директор «РУКа» Артур Парецкий. — На момент передачи функции начисления «Тверэнерго» такой вопрос не стоял…

Александр Абраменков предложил вывести составляющую обслуживания электросетей из тарифа на содержание и передать её «Тверьэнерго», чтобы специалисты этой организации совершенно правомочно осуществляли не только начисление, но и поиск потерь — как это было сделано в своё время с обслуживанием газовых сетей. Андрей Гуров озвучил противоположное предложение: дать управляющей компании материальную заинтересованность в процессе и результате поиска потерь — в виде части штрафов с нарушителей.

Валерий Глебов — юрист, общественник и житель многоквартирного дома, где он неустанно борется с беспорядками — тоже встал на сторону обвинения в происходящем управляющей компании.

— Прямая обязанность УК — следить за состоянием внутридомовых электросетей. Щиты не закрыты, влезет ребенок — будет трагедия. Если наладить эксплуатацию, заменить изоляцию и поменять старые счётчики — потери сократятся. Но РУК, вместо того, чтобы их искать, даёт возможность энергетикам «повесить» эти потери на жителей, ведь проще взять с них, чем ссориться с энергосбытовой компанией!

БЕЗ ВИНЫ,
БЕЗ ДЕНЕГ

На исходе второго часа шумного обсуждения проблемы, когда начали уже звучать такие радикальные предложения, как, например, от Александра Гусакова (он высказался за то, чтобы «одномоментно отключить все непонятные подключения, и тогда сразу станет ясно, у кого есть правоустанавливающие документы, а у кого нет») — депутатам пришлось сворачивать дискуссию. К какому бы то ни было решению проблемы на сегодняшнем этапе они вряд ли смогли бы прийти. Монахов высказался за продолжение проверок комиссией, которая (в составе специалиста энергосбытовой компании, УК, работника администрации, участкового плюс кого-то из депутатов) снова будет ходить по адресам, где суммы в квитанциях «зашкаливают».

В ситуации, когда у каждой организации своя правда, снова крайними оказались жители. Обычные рядовые жители, которым не интересны законы. Одни из них считают каждую копейку и каждый киловатт, стараясь экономить, другие просто, не задумываясь, платят все, что начисляется в квитанции, третьи используют «левую» розетку, чтобы включить в нее обогреватель, потому что батареи холодные, а дети снова болеют… Нужны им эти коллизии? Интересно им, кто будет искать виновных и куда тянутся провода от дома? Нет. С началом реформы ЖКХ нас мытьем-катаньем сделали «собственниками», и теперь с каждым годом бремя коммунальной собственности становится все тяжелее. И происходящее грустно и даже как-то беспросветно.

Беспросветными обещают стать для нас и тёмные вечера, если Тверская область войдет в пилотный проект по «обкатке» нового закона, предусматривающего повышенный тариф на электроэнергию для тех, кто добром не желает её экономить. Обоснование этого закона простым людям непонятно: почему мы должны считать киловатты и урезать потребности, если и сейчас стопроцентно оплачиваем свои расходы по такому тарифу, который в нашем регионе можно назвать скорее завышенным, чем низким? И если тариф для тех, кто потребляет мало электроэнергии, после нововведения снижен не будет, что таковое это самое нововведение, как не завуалированное очередное резкое повышение цены на электроэнергию для населения?! Депутаты Калязинского района обратились к региональным властям с просьбой не допускать вхождения Тверской области в упомянутый пилотный проект. Депутаты Ржевской городской Думы инициативу поддержали, направив подобный документ спикеру областного парламента и губернатору. Правда, тут же с сожалением констатировали: вероятно, это не более чем выражение депутатской солидарности. Потому что если решение наверху уже принято, вряд ли здесь, внизу, мы сможем на него повлиять.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Один отклик на ОДН: общедомовые нерешаемые

  1. Жилец с большим опытом:

    В нашем подъезде замечено минимум 2 нарушения: 1) одни соседи самовольно захватили часть площадки под личную кладовку, освещается которая, разумеется, «общим» электричеством; 2) у соседей из другой квартиры счетчик совсем не крутится, хотя свет горит до самого утра во время попоек, причем попоек квартирантов, а не их собственных. Кому следует настучать на тех и других?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *