«ТАКАЯ У НАС РАБОТА: ОБЕРЕГАТЬ, ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ, НАКАЗЫВАТЬ»

Зоя Сергеевна РЯБЧИКОВА,
старший лейтенант полиции, инспектор по пропаганде
безопасности дорожного движения отделения
ОГИБДД МО МВД России «Ржевский»:

— Ваша профессия связана с дорогой, автотранспортом, знаю, Вы и сама за рулем. Каков Ваш водительский стаж?

— Уже 10 лет. Наверное, как и многие женщины, села за руль, чтобы было удобнее справляться с детьми и семейными делами. Училась в автошколе «Аверс», моим педагогом был Владимир Беляев, опытный водитель, выдержанный, терпеливый наставник.

— Инспектор знает ПДД на пять с плюсом?

— Как сказал мой педагог, на пять не знает никто. Я постоянно учусь, отслеживаю изменения в правилах и законах.

— О женщинах за рулем мужчины высказываются неоднозначно, кто-то говорит, что водители мы аккуратные, а кто-то считает приматом с гранатой… Вы по гендерному признаку водителей разделяете?

— Если мужчина более уверен в себе, это вовсе не значит, что это лучше скажется на его поведении на дороге. Судя по группам, сдающим экзамены, число мужчин и женщин за рулем сейчас одинаково. А ДТП чаще происходят с мужчинами. Да, женщины водители более аккуратные, и ПДД они нарушают, в большинстве своем, ввиду эмоционального состояния: ссора, переживание за близкого. В основном прекрасная половина человечества садится за руль, чтобы быть мобильной, отвезти детей в школу, детсад, на кружки, и лихачество здесь неуместно. Раз везешь ребенка, то осторожнее на дороге будешь точно.

— Женщина за рулем в состоянии алкогольного опьянения — явление, думаю, нечастое?

— Таких единицы. А вот среди мужчин много рецидивов, связанных с повторным управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

— В том числе и наркотического…

— В последнее время наблюдаются и подтверждаются химико-токсикологической экспертизой случаи, когда за руль водители садятся в состоянии наркотического опьянения.

— Зоя, я неоднократно вместе с инспекторами ОГИБДД участвовала в рейдах «Автокресло детям», в ленте группы «ВКонтакте» систематически появляются новости о проведенных беседах по ПДД в учреждениях и организациях, в том числе детсадах и школах. Профилактическая работа ведется активно, можно ли оценить ее результаты?

— Положительные результаты утренних рейдов у детских дошкольных учреждений есть, особенно после нескольких систематических выездов к одному и тому же детскому саду.

Но проходит время, и родители, к сожалению, снова нарушают правила безопасной перевозки детей.

— Причину, почему ребенок не сидит в спецкресле, не пристегнут, объясняют тем, что живут рядом?

— Так и есть, самый популярный ответ: «Мы живем за углом». Так ведь и из-за угла может неожиданно появиться машина… При недавнем происшествии в Зубовском районе серьезно пострадал ребенок. Масса тела даже ребенка при ДТП возрастает до полутора тонн, усидеть на месте или удержать такой вес на руках ни один человек не в состоянии, экстренное торможение может привести к серьезной травме головы. Торопиться и надеяться на авось, когда дело касается жизни, не стоит. Пристегивайте детей, делайте это по правилам, детское автокресло обеспечивает максимальную безопасность маленького пассажира!

— Напомните, пожалуйста, правила перевозки грудных детей.

— В автомобиле, оснащенном ремнями безопасности, перевозка детей до 12 лет возможна только при использовании специального удерживающего устройства: детское кресло либо автомобильная люлька для младенцев. Это специальное удерживающее устройство до 10, 15, или до 20 килограмм. Ребенок находится в ней в горизонтальном положении полностью. Устанавливается автолюлька перпендикулярно ходу движения на заднем сиденье и занимает два места, малыш пристегивается специальными внутренними ремнями.

— А на переднем сидении можно грудничков перевозить?

— Да, главное — спиной по направлению движения.

— А сидеть на переднем сидении без кресла могут дети старше 12 лет…

— Да. В случае ДТП удар подушки безопасности равен удару профессио-нального боксера, и если ребенок сидит низко, ее удар придется ему прямо по голове.

Ребенок от 7 лет и старше (22-36 кг) должен сидеть если не в автокресле, то в бустере, его приравняли к детским удерживающим устройствам. Еще одно важнейшее правило для сохранения жизни и здоровья в дороге — пристегиваться должны все! Автокресла, бустер — должным образом не обезопасят от удара голова о голову, если остальные пассажиры, водитель не пристегнуты. При личных беседах всегда говорю детям, чтобы напоминали взрослым о необходимости пристегнуться.

Как-то подвожу с мероприятия студентов, все сели, я пристегнулась и напомнила им, в ответ услышала недоуменное: «А зачем Вы пристёги-ваетесь? Вас же не оштрафуют». Взрослые дети опрометчиво считают, что пристегиваться нужно лишь для того, чтобы не оштрафовали…

Выезжая на ДТП с участием в том числе и детей, вижу страшные картины. Страх должен быть у каждого, как инстинкт самосохранения.

— Видеть последствия аварий, тем более с участием детей, женщине еще сложнее. Привыкнуть к такому вряд ли возможно…

— Первые ДТП, куда выезжала, очень тяжело переживала. Наша служба в чем-то сравнима с работой патологоанатома. Знаете, тяжелее видеть покалеченного живого человека, родственников в отчаянии…

— Сейчас летние каникулы, пора для ГИБДД особенно горячая. О чем говорит статистика происшествий в эти месяцы за несколько лет?

— Отмечаю закономерность: два года количество ДТП с участием детей снижается, следующий год — повышается. С чем это связано, сказать однозначно не могу.

— Что это за ДТП?

— С приходом теплого времени года увеличивается число происшествий, участниками которых становятся несовершеннолетние водители мопедов, скутеров, велосипедисты. Дети расслабляются и теряют бдительность, правила забывают и не соблюдают. Нужно перейти пешеходный переход — слезаем со средства индивидуальной мобильности: моноколесо, гироскутер, мини-сигвей — и ведем его рядом. Развить скорость на таких устройствах можно довольно большую, и последствия наезда на пешеходов будут серьёзными.

Страх, концентрация внимания, скорость реакции, формируются постепенно, а бравада присутствует у многих сразу. Взрослые, покупая и разрешая ребенку ездить на том же мопеде, обязаны предвидеть последст-вия, объяснить ему правила безопасности при использовании того или иного средства передвижения.

— Правила для передвижения на вышеупомянутых механических средствах есть?

— Чётких обязанностей, прав для «водителей» таких устройств пока нет.

— Не раз была свидетелем ситуации, когда идешь по тротуару и слышишь голос за спиной: «Поберегись!», а это велосипедист педали крутит и спуститься со своего двухколесного друга, несмотря на то, что идут люди, не собирается… А надо бы, так ведь?

— Велосипедист не должен мешать пешеходам. На дорогах, где отсутствуют велодорожки и пешеходные зоны, дети старше 14 лет могут передвигаться по обочине, до 14-ти — только по пешеходным зонам, велодорожкам; до 7 лет даже по дорожкам — в сопровождении взрослых; велосипедисты, везущие детей на детских сиденьях, обязаны передвигаться только по тротуарам, за езду по проезжей части человек будет оштрафован. По тротуару на велосипеде может ездить и взрослый, кто сопровождает детей до 14 лет. Движение по проезжей части разрешается в колонне не более девяти человек.

Если вспомнить историю, в СССР велосипед был приравнен к общественному транспорту, на него крепился зарегистрированный в ГАИ номер, а владельцу выдавалось специальное удостоверение на право управления.

— Я была бы за возвращение правил времен СССР. Чем больше разного рода транспортных средств, тем сильнее уважение пешеход-водитель отходит на второй план…

— Не могу с Вами не согласиться, к сожалению.

— Зоя, когда проводите собрания с родителями, отклик обратной связи есть? Вы чувствуете отдачу, понимание взрослыми людьми всей серьезности последствий игнорирования ПДД?

— Выработала свою систему взаимодействия, поэтому отдача есть. Я показываю и рассказываю о реальных случаях на дороге, страшных последствиях непристегнутых ремней безопасности, игнорирования автокресел. Кто-то сочтет такой подход жестоким, но именно он более доходчив и располагает к восприятию.

— Как сложилось, что Вы выбрали такую профессию?

— С детства хотела стать нотариусом, родители видели меня в других сферах деятельности, и я первое время поддавалась на уговоры, но потом все же приняла самостоятельное решение и поступила учиться на правоведа, мне нравилось. Пока училась, вышла замуж, и по семейным обстоятельствам сначала пошла работать в детский сад, продолжала учиться заочно. В ГАИ, когда я была там на практике, меня пригласили на работу. В 2013 году стала инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения.

— В отделе еще есть женщины?

— Да, несколько лет назад появилась административная группа в составе еще трех замечательных сотрудников: капитана полиции Анны Свиридовой, старшего лейтенанта полиции Ольги Коломенской, лейтенанта полиции Карины Волковой.

— Наверняка жалобы, гневные обращения в адрес ОГИБДД слышать доводится нередко. Как воспринимаете неодобрение со стороны граждан?

— Такая у нас работа — оберегать, предостерегать, наказывать-штрафовать… У людей накапливается озлобленность. Понять можно всех. Но стражи порядка, увидя нарушение, не могут и не должны махнуть на происходящее рукой, поэтому, наверное, недопонимание будет всегда, в каждой профессии свои издержки. Но в критической си-туации каждый обращается в полицию.

— Здорово, когда инспектор улыбается водителю, поздравляет его с праздником…

— Вы о поздравлении водителей МО МВД России «Ржевский» с Новым годом, с 8 Марта? Да, отличные акции, нам очень нравится делать людям приятные сюрпризы.

— А еще я знаю, что Вы отлично поете…

(Смеется). Да, пою с детства. Моя профессия — творческая, и пение, учас-тие в мероприятиях художественной самодеятельности очень помогает.

— Зоя, что Вы пожелаете всем участникам дорожного движения, в том числе и коллегам?

— Любви к себе. Она нужна для того, чтобы себя беречь, соблюдать правила безопасности, где бы вы ни были. Самоуважения и взаимоуважения. Коллегам желаю терпения, мудрости, сдержанности, здоровья крепкого и умения абстрагироваться от работы, переключаться на другой вид деятельности.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *