«ГЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ — В МУЗЫКАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ДЕЛУ»

Александр Анатольевич ИВАНЕНКО, музыкант, руководитель муниципального камерного ансамбля:

«ГЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ — В МУЗЫКАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ДЕЛУ»

Досье «РН»

Александр Иваненко родился в Оренбурге. Параллельно с общеобразовательной школой обучался в ДМШ по классу скрипки. Закончил музыкальное училище и уехал из родного города в Москву, где поступил в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Закончив учебу, приехал в Ржев преподавать в музыкальном училище. После его закрытия работал в Тверском и Калужском музыкальных училищах. Уже много лет занимается концертной деятельностью в составе камерного ансамбля московской филармонии и руководит в Ржеве муниципальным камерным ансамблем.

— Александр Анатольевич, встретились мы с Вами накануне Вашего юбилейного Дня рождения. Пройден определенный жизненный путь, накоплен творческий опыт. Профессия музыканта — это постоянное самосовершенствование, тренинги, работа с новым музыкальным материалом. Кто приучил Вас плодотворно трудиться?

— Мой отец был в Оренбурге учителем музыки в ДМШ, некоторое время преподавал в музыкальном училище. По образованию он дирижер-хормейстер, сумел создать оркестры народных инструментов и духовой, которые считались лучшими в городе. Сам играл на балалайке, баяне, потом освоил духовые инструменты — трубу, баритон. Стал привлекать и меня в свои коллективы. Пройдя все ступени скрипичной школы, я оценил уроки отца. До сих пор продолжаю играть в ржевском муниципальном духовом оркестре.

— Получив прекрасное образование в Гнесинке, как Вы оказались в Ржеве?

— В те годы благодаря усилиям ржевского педагога, основоположника музыкального образования в городе Якова Иосифовича Гуревича, в 1974 году открывается музыкальное училище, которое ему доверили возглавить. Яков Иосифович стал укомплектовывать его кадрами. Курировал тогда училище музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (сейчас это РАМ — Российская академия музыки). На госэкзамены приезжали известные музыканты из Москвы и других городов. По приглашению Гуревича после окончания института я и моя супруга Наталья, тоже скрипачка, которая раньше училась в Ржевской ДМШ, приехали работать педагогами в училище. Благодаря Якову Иосифовичу в маленьком провинциальном городе были собраны высокопрофессиональные учителя и музыканты с консерваторским образованием из разных российских регионов. В те годы работали ансамбли и оркестры, где играли педагоги со своими воспитанниками. Музыкальная жизнь в городе заметно оживилась. В 1979 году в статусе городского был впервые проведен фестиваль струнной музыки «Волшебная скрипка», который теперь по праву носит имя Якова Гуревича — создателя, организатора великолепного музыкального праздника. Теперь фестиваль получил статус Открытого, и участвуют в нем лучшие музыканты-струнники не только Тверского края, но и других регионов России.

— Александр Анатольевич, постоянным участником «Волшебной скрипки» является и муниципальный камерный ансамбль. Коллектив, руководителем которого Вы являетесь, в прошлом году отметил свое 25-летие. Как удалось после закрытия в 1988 году музыкального училища сохранить ансамбль, состоящий из высокопрофессиональных музыкантов?

— Обойтись без потерь не удалось. Сразу несколько преподавателей уехали из города. Анатолий Белов (контрабас) и Ольга Левина (фортепиано, клавесин) — в Астрахань, Игорь Антипов (скрипка) — в Москву, а потом в Америку. Пришлось срочно искать замену. Так в коллективе появились Ирина Богомолова (альт), Марина Платонова (виолончель), Галина Мироненко (клавесин). Из тех, с кем начинали — Любовь Белова (скрипка), Геннадий Левин (флейта) и два скрипача — я и моя супруга. А вот местного контрабасиста нет. Приходится приглашать москвича Игоря Солохина. Иногда с нами выступают два наших сына — Егор (скрипач) и Алексей (виолончелист). Оба закончили Московскую консерваторию им. П. Чайковского, где обучались на факультете исторического исполнительства старинной и современной музыки. Они в совершенстве владеют и старинными инструментами, и современными. Для нашего ансамбля, исполняющего музыку конца XVII — начала XVIII веков, такие музыканты — находка. Но ребята остались работать в Москве. Егор — в оркестре театра оперетты, Алексей — в камерном оркестре филармонии. В столице больше возможности заниматься концертной деятельностью. Когда парни учились, в родной город приезжали чаще. По их инициативе было создано музыкальное объединение «Ржевконсорт», подготовившее ряд интересных программ. Выступали и перед местной публикой, и в Твери. Но желающих работать у нас постоянно, видимо, уже не будет. Концертного зала как не было, так и нет, достойной оплаты за выступления — тоже. Надо в ноги кланяться тем, кто остался в городе и продолжает подвижническую деятельность, за крохотные зарплаты преподает и выступает с концертами.

— Побывав два года тому назад на фестивале «Волшебная скрипка», лауреат международных конкурсов альтистов, композитор Илья Гофман был потрясен представленным количеством музыкантов, ансамблей скрипачей и виолончелистов, уровнем их подготовки. А после выступления муниципальных ансамблей скрипачей и камерной музыки, где играют преподаватели ДМШ и ДШИ, сказал: «Высокопрофессиональные музыканты, увлеченные люди, они не могут плохо учить детей. Подобные фестивали надо проводить чаще. Я не ожидал увидеть в области целый слой общества, который посвящает себя музыкальному искусству». В апреле этого года в Ржеве вновь пройдет «Волшебная скрипка». Какую программу готовит к фестивалю камерный ансамбль?

— На этот раз мы выступим с музыкантами из Швейцарии — супругами Кайпайнен — Сабиной и Томасом. Ржевитяне уже знакомы с их концертной деятельностью. В литературной гостиной Центральной библиотеки им. А. Островского они дважды принимали участие в концерте нашего ансамбля, где звучала барочная музыка. Сабина — флейтистка и певица, Томас играет на старинных духовых инструментах — фаготе и гобое, флейте. Перед Ржевом запланировано совместное выступление в Москве, на Маросейке, в зале, рассчитанном на 150 человек, где стоит хороший клавесин и проходят концерты старинной музыки. А 12 апреля мы приедем с ними в Ржев и выступим на закрытии фестиваля.

— Когда Ваши друзья из Швейцарии выезжают с концертами в другие страны, кто оплачивает их поездки?

— Местный муниципалитет. Сабина и Томас живут и работают в небольшом швейцарском городке Туне с населением 30 тысяч, гастролируют по всему миру. Не раз приезжали в Москву, где выступали в консерватории, в католическом костеле, на дипломатических приемах. Им не надо здесь зарабатывать. Достаточно сообщить о приглашении выступить с концертом в таком-то городе, и муниципалитет выделяет средства на поездку. А у нас говорят: тебе надо — ты и делай.

— Среди друзей, с которыми Вы учились в Гнесинке, есть такие, кто сейчас живет и работает за границей?

— Есть, конечно. Но в других странах особый менталитет. Кто-то приживается, кто-то возвращается на родину. Когда я начал работать в ансамбле московской филармонии, меня несколько раз приглашали в другие государства на постоянное место жительства. Своей квартиры в России у нас не было. Музыкальное училище в Ржеве закрыли. Пришлось ездить преподавать в Тверь, подрабатывать там и в филармонии. Два года работал в Калуге. В те годы была мысль уехать из страны. Но мы не решились. За рубежом другая среда общения. Один человек может приспособиться, другому трудно наладить новые контакты. В середине 90-х появился на свет наш третий ребенок — дочь Маша. Решили мы осесть в Ржеве. Стали строить дом. Пришлось гастролировать с концертами по разным городам, в том числе и зарубежным. Побывал во многих странах Европы, Америке, островных государствах. С московской филармонией участвовал в фестивале барочной и современной музыки, который проходил в Сан-Франциско. Дом построили, детей вырастили. Сыновья женились. У Егора уже двое детей: мальчик и девочка. Так что, я теперь дедушка. Ждем прибавления и от Алексея. Машенька в этом году заканчивает школу.

— И пойдет по стопам родителей или выберет другую профессию?

— Она продолжит музыкальное образование. Параллельно с общеобразовательной школой. Мария обучалась по классу скрипки у своей мамы в ДШИ N№ 3, а по классу фортепиано у Эмилии Степниковой в ДМШ. Вероятнее всего, она будет поступать в консерваторию, на тот же факультет, где учились ее братья. Будет осваивать старинные клавишные инструменты времен Моцарта — клавесин и клавикорд. Но перед этим надо поступить и учиться 4 года в музыкальном училище. К чему сейчас мы усиленно и готовимся.

— Александр Анатольевич, 2014-й объявлен в России Годом культуры, определено главное направление — разбудить культуру в регионах, проводить больше массовых мероприятий и конкурсов, особенно для детей и молодежи, поддерживать молодые таланты. Что, на Ваш взгляд, надо предпринять, чтобы поднять культурный уровень нашего населения?

— Культурой надо заниматься повседневно, а не по указу президента. Культурные учреждения продолжают финансироваться по остаточному принципу. Профессиональные музыканты, педагоги не ценятся. Понимая свою невостребованность, молодежь уезжает из города. Многие музыканты, в том числе и зарубежные, восхищаются красотой здешних мест, особенно рельефом местности с крутыми берегами, красивыми волжскими излучинами, зелеными островками. Но эту красоту надо постоянно держать в порядке. Берега зарастают борщевиком, кругом мусор. Если у городской администрации не хватает денег, надо организовывать людей, учить жить красиво, воспитывать культуру поведения. Во многих городах люди постоянно участвуют в благоустройстве, высаживают цветы, убирают мусор. Одними декларативными решениями человек культурнее не станет.

— За долгие годы совместной работы у Вашей музыкальной команды сложилась определенная философия?

— Главная философия — в музыкальном отношении к делу. Люди не бросили смычки, продолжают нести культуру в массы. В городе и районе выступаем на разных сценических площадках. Недавно с концертом выезжали в Нелидово, где знакомили мест-ную публику с редкими творениями русских и зарубежных классиков, рассказывали об авторе каждого исполняемого произведения. Звучали: хоровой концерт Д. Бортнянского «Господи, силою Твоею возвеселится царь», «Рождественский концерт» Дж. Торелли, концерт-мистика «Ночь» А. Вивальди, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта, отрывок из мелодрамы «Орфей» Е. Фомина и фрагмент фантазии из знаменитой оперы Ж. Бизе «Кармен». Во время концертов мы проводим образовательные беседы, рассказываем о времени, когда создавались произведения. В феврале встречались с воспитанниками детского сада N№ 14 г. Ржева и учащимися общеобразовательной школы N№ 1 им. А.С. Пушкина. Вносим свой посильный вклад в повышение культурного уровня подрастающего поколения.

— Спасибо за интервью. Поздравляем Вас с юбилейным днем рождения, желаем дальнейших творческих успехов!

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *