ЖИЗНЬ В ВИХРЕ ТАНЦА

Движенье, ритм, мелодия, шаги,

Вперед, назад и поворот,

Прогиб, рывок и взмах ноги,

Кто танцевал — тот все поймет!

Сегодня мой разговор с читателями о краеведении, о людях искусства, выросших на ржевской земле, у которых родовые корни находятся здесь, на малой родине, на отеческой земле предков. Тут, на ржевском Поволжье, зарождался их талант, их предназначение и вера в прекрасное. Отсюда черпали они свои художественные силы и первые вдохновения. Именно здесь начинались их первые дороги в мир искусства.

Ржевская земля богата на таланты. Сегодня практически в каждом культурно-образовательном центре города, да и в крупных поселках района, очень успешно работают хореографические коллективы разных исполнительских амплуа. Нежность бальных кружевных танцев и молодежная непредсказуемая дерзость современных ритмов, очарование народных плясов и женственная красота величавых хороводов, озорство характерных детских постановок и круговерть спортивных танцевальных движений… Все это — мозаичный калейдоскоп программ множества хореографических ансамблей, которые делятся своим искусством с нашим зрителем. Добавим, что значительное большинство местных танцевальных коллективов признаны не только на городском и региональном уровнях, но востребованы на различных площадках страны и фестивальных движениях республиканского, а то и международного масштаба.

Народный самодеятельный коллектив — ансамбль народного танца «Ладанка» и ансамбль эстрадного танца «Фантазия», образцовая студия современного танца «Флэш» и клуб спортивных танцев «Арт-Данс», хореографический ансамбль «Вдохновение» и танцевально-спортивный коллектив «Созвездие», танцевальные коллективы «Данс — ремикс», «Топотушки», «Июнь» «Детство», «Русь»…

Простите меня, если не про всех вас сказала. Наши коллективы — это гордость Верхневолжья. Всегда восхищаюсь их наставниками — преподавателями с горячими сердцами, яркими творческими личностями, имеющими свое художественное кредо.

* * *

Расскажем мы о нашем земляке, артисте балета, лауреате государственной премии СССР, народном артисте СССР, профессоре Аскольде Макарове (1925-2000). Родом он из местечка Ново-Массальское тогда Зубцовского уезда. Нынче это Ржевский район близ деревни Орехово (около 35 км от Ржева в сторону Твери).

Аскольд Анатольевич Макаров родился 3 мая 1925 г. В анкетных данных всегда писал: «Хутор Массальское, социальное положение — из служащих». На самом деле был он из дворянского рода. По воспоминаниям самого артиста, род этот имел общие наследственные ветви с графиней Головкиной и Пушкиными, другими именитыми фамилиями России. С начала 30-х годов Аскольд Макаров с матерью и теткой живет в Ленинграде. Там поступает в школу, где заканчивает общепринятое тогда 7-летнее обучение. Обитают в маленькой комнатке огромной коммунальной квартиры. По воспоминаниям, с детства Аскольд отличался от сверстников вдумчивым отношением к себе, был «каким-то таинственным» и всегда обязательным.

Мать, женщина властная, умная, энергичная, старалась дать сыну хорошее воспитание и образование: постоянными были посещения лучших театров, чтение и музыкальные занятия. Тетя работала при театре костюмером и портнихой. Созданные ею модели костюмов для балетных спектаклей высоко ценились. Так, знаменитая балерина Марина Семенова (лауреат госпремии СССР, народная артистка СССР), даже работая в Москве (до 1930 г. — в Ленинградском театре оперы и балета; с 1930 — в Большом театре), обращалась к ней за помощью и консультацией.

Однажды во время обычного домашнего торжества (Аскольд тогда уже учился в старших классах) тетушка обратила внимание на классическое телосложение мальчика, его особую грациозность, изящность и мужественную стройность. Подметила гибкость, пластичность и деликатность жестов.

Решение семьи и Аскольда было единодушным — занятия не только хореографией, а и классическим сценическим танцем. Тетя, не колеблясь, на следующий день повела племянника на просмотр к знаменитой Агриппине Вагановой — артистке балета, ведущему преподавателю хореографического училища (с 1992 г. это академия русского балета им. А. Вагановой). Именно поддержка Вагановой стала доброй путевкой для нашего земляка на всю дальнейшую жизнь. В 1939 году он становится студентом Ленинградского хореографического училища, с которым пережил начало войны, эвакуацию в Пермь (туда отправили студентов только старших курсов и преподавательский состав). С ним же возвратился в ставший родным город на Неве.

В Перми жилось трудно — война. Но и там решались человеческие судьбы. Аскольд Анатольевич был не просто студент, а окрыленный идеями молодой артист балета, подающий большие надежды. Он самостоятельно репетировал все — заглавные роли и незначительные партии второго плана, танцевал в кордебалете и помогал в массовых сценах. Не боялся и не чурался никакой театральной работы: репетиции, репетиции и тренировки. До изнеможения, до высочайшей математической выверенности и отточенности движений, мимики, жеста. Уже на последнем курсе училища ему предлагают вакансию в кордебалете именитого ленинградского театра им. Кирова. В этом театре он проработает до 1970 года. 27 лет — целая эпоха в развитии советского и мирового балета.

В 1943 году Аскольд блестяще заканчивает исполнительский факультет училища. Его имя заносится на почетную доску лучших учеников. До 1947-го танцует в театральной массовке. И ежедневно занимается самостоятельно: учит роли, выверяет партии, ищет новые приемы сценической хореографии.

С 1947 года он приглашен ведущим солистом ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Его партии становятся художественным триумфом в культурной жизни страны: Зигфрид («Лебединое озеро»), Жан де Бриен («Раймонда»), Базиль («Дон-Кихот»), Вацлав и Гирей («Бахчисарайский фонтан»), Филипп («Пламя Парижа»), Остап («Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого), Спартак, Рыбак («Берег надежды» А. Петрова) и многие другие. Практически все сыгранные роли вызывают признание авторитетных знатоков. За роль Батыра (балет «Шурале») Макарову присуждается государственная премия СССР (1951). В 1957 году — звание заслуженного артиста РСФСР. В 1983 году он становится народным артистом СССР.

Наработанные жизненный опыт и профессиональная мудрость стали для Макарова средством нового творческого поиска: научно-педагогического, исследовательского. В 1957 году он оканчивает государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В 1969-м защищает диссертацию на ученую степень кандидата искусствоведения по проблеме современной интерпретации балетного искусства. С 1970 года приглашен на преподавательскую деятельность в ленинградскую консерваторию (балетмейстерское отделение), где в 1976-м за педагогическую работу и целый ряд научно-методических трудов ему присваивается звание профессора. В эти же годы выходят в свет многие научные и научно-популярные статьи Аскольда Анатольевича о балете, музыке для хореографического искусства, рассказы о современных балетных постановках.

Ему и уникальному творческому таланту балетмейстера, режиссера, танцора, педагога посвящаются целые монографии. Они неоднократно переиздаются и выходят большими тиражами. Его имя становится эталоном в балетном искусстве. О нем рассказывают классические энциклопедии. В 1976 году он становится художественным руководителем труппы «Хореографические миниатюры», превратившейся впоследствии во всемирно известный коллектив.

Макаров воспитал много учеников, которые и сегодня работают во многих странах мира. Да и его семья — жена Нинель Петрова и сын Александр — имена, известные в театральном мире.

24 декабря 2000 года закончился земной путь нашего земляка Аскольда Анатольевича Макарова. Он похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Еще при жизни Макаров стал членом всемирного клуба петербуржцев, ему был вручен почетный орден «Созидатель Петербурга».

По рассказам ржевских старожилов, летом 1955 или 1956 года в Массальское, что на берегу Волги, чуть ниже Ржева, приезжал барин. Он просил тогда местное начальство продать ему отчий дом. Но времена были другие. Ему, конечно же, отказали. Он еще немного пожил в деревне, ночевал в ветхом домишке у старой няни, которая его помнила и любила. И каждый день с раннего утра до вечерних сумерек все ходил и ходил длинными журавлиными ногами по окрестным землям, будто хотел что-то запомнить.

Деревенским жителям, которые заинтересовались, откуда к ним такой далекий гость и важный господин пожаловал, сказал, что служит в театре. Уже позже, когда мною было прочитано немало книг и воспоминаний, стало ясно, кто приезжал на свою малую родину. Это и был Аскольд Макаров — артист балета, балетмейстер, балетный педагог, публицист, кандидат искусствоведения, народный артист СССР.

Светлая ему память от земляков.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *