ОБ ИТОГАХ И ПЛАНАХ

Интервью с заведующим отдела образования Ржевского района Алексеем Макуриным

— Алексей Владиленович, самая жаркая пора в школах — экзаменационная — позади. И сейчас небольшая передышка перед новым учебным этапом. Самое время подвести итоги. С какими результатами дети сдали государственную итоговую аттестацию? И сколько учеников придет в следующем году в 10 классы?

— В 2022 году в школах Ржевского района 93 выпускника 9-х классов и 21 выпускник 11-х классов. Сколько у нас будет десятиклассников, пока не скажу. Потому что некоторые ребята еще в раздумьях.

Все одиннадцатиклассники сдали ЕГЭ успешно. Среди девятиклассников трое остались пересдавать ОГЭ на осень. То есть, они не смогли сдать экзамены даже в дополнительное время. К этому можно относиться по-разному, но мое мнение таково: некоторые ребята сами попали в ловушку собственной самонадеянности.

— Поясните?

— Ни для кого не секрет, что продолжается сливание ответов по ОГЭ в интернет. Некоторые ученики, зачастую с подачи родителей, искренне верят, что можно эти ответы купить. Дети, решившие таким образом обмануть учителей, школу, государство, сами были обмануты мошенниками, которые им продали липовые ответы. Тогда как те, кто добросовестно готовился к экзаменам, даже слабые ученики, сдали без проблем.

А ведь в школах района в течение года проводится достаточное количество тренировочных экзаменов, чтобы для детей ЕГЭ и ОГЭ не было стрессом, чтобы ребята пришли на экзамены подготовленными всесторонне. Но иногда единство наших требований нарушается, детям внушают, что полезнее схитрить. Ребенок начинает искренне верить, что можно, не работая, за мзду, получить документ об образовании (а потом, может быть, о среднем, средне-специальном или высшем). Здесь очень важный воспитательный аспект.

И когда сегодня наверху рассуждают о целесообразности ЕГЭ, я думаю, необходимо прежде задаваться вопросом, кто сливает экзаменационные ответы в интернет.

Что будет с оставшимися пересдавать ОГЭ на осень ребятами? Они бы могли бы пойти учиться в колледжи, но к тому времени набор студентов будет закончен. Поэтому работаем совместно с родителями, колледжами по резервированию мест.

— Смены в пришкольных лагерях уже завершились?

— В Есинской школе еще работает вторая смена. В июне действовало два лагеря труда и отдыха, работает летний трудовой отряд при школе им. Обручева. Ребята занимаются благоустройством поселка Победа. Я хочу поблагодарить администрации сельских поселений Есинка и Победа, которые откликнулись и трудоустроили детей, дали им возможность принять участие в общественно полезном деле и заработать свои первые деньги, пусть и небольшие. Кроме того, часть подростков летом подрабатывает в «Дмитровой горе», на КСК «Ржевский», некоторые предприниматели трудоустраивают школьников на лето. Это наша общая задача — приучить детей к нормальному труду.

— Заканчивается второй летний месяц, школы и детсады наверняка уже активно готовятся к новому учебному году? Расскажите о ремонтных свершениях нынешнего лета.

— Поскольку ежегодно ужесточаются требования к безопасности, основные силы и средства направлены именно на приведение школ и детсадов к нормативным требованиям и на традиционный косметический ремонт. Также ведем плановую подготовку школьных котельных к отопительному сезону.

Самые масштабные работы идут в школе имени Обручева — обустройство столовой с буфетной-раздаточной. На 2023 год запланирована замена окон в Ефимовской школе и ремонт спортзала Есинской школы. Остальные наши заявки пока без движения. А задач много. Например, Глебовской школе необходим большой косметический ремонт внутренних помещений.

В рамках нацпроекта «Образование» есть большая федеральная программа комплексного капитального ремонта школ. Затраты начинаются от 50 млн. рублей. Но условия выполнения такого ремонта требуют закрытия школ на срок от 3 месяцев и больше. Понятно, что для городских образовательных учреждений эта программа подходит. В городе есть возможность детей распределить на время по другим. В селе, к сожалению, это реализовать достаточно сложно. По моей информации, только Торжокский район пробует в этой программе участвовать. Мошковскую школу ставят на ремонт, а более ста учащихся будут возить автобусами в другой населенный пункт. Для нас это не подходит. Либо участвовать, но разбивать проект на два-три года, чтобы проводить ремонт поэтапно, в летние месяцы, не закрывая полностью школу. Однако особенность этой программы в том, что образовательное учреждение может участвовать в ней только один раз и один год.

Сейчас перед районным отделом образования стоит задача провести ревизию всей проектно-сметной документации, поскольку вышло новое распоряжение правительства области по проведению капремонта и общим требованиям к качеству работ. В регионе планка требований выше федерального уровня. Может быть, это и оправдано. Поэтому сейчас необходимо переработать всю сметную документацию в соответствии с новыми требованиями, чтобы и в дальнейшем у районных школ и детсадов была возможность участвовать в программах федерального и регионального уровней.

— Алексей Владиленович, школы района активно участвуют в федеральных программах «Точка роста» и «Цифровая образовательная среда». Какое оборудование и в какие школы поступит нынче?

— Федеральный проект «Точка Роста» — это сеть центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей на базе сельских школ, организованная в рамках нацпроекта «Современная школа». В прошлом году «Точки роста» — современные лаборатории — появились в Есинской и Становской школах. В 2022 году такие лаборатории получат Глебовская, Ефимовская, Итомлинская и школа им. Обручева. Лаборатории дают уникальные возможности для различных исследований. Допустим, измеряя различные физиологические параметры тела человека, можно проследить, как при помощи усилия воли изменяется, к примеру, сопротивление и многое другое. Это все лишь одно из направлений. Понятно, что «гореть» такими исследованиями должен, прежде всего, учитель, чтобы «заразить» этим интересом детей.

В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» сельские школы оснащаются современным оборудованием, идет развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. В рамках «ЦОС» мы получаем большое количество ноутбуков — порядка 29 штук на школу.

— Есть ли приток молодых специалистов в районные образовательные учреждения?

— Очень маленький. А в нынешнем году от нас ушли два молодых педагога. Нехватка кадров катастрофическая, как и повсеместно в провинциальной сфере образования. Происходит отток молодых специалистов в крупные города и обе столицы, где зарплаты учителей не сравнимы с провинциальными. И этот перекос в оплате труда делает свое негативное дело.

— Всех волнует вопрос: что ждет районное образование после объединения города и района в единый муниципальный округ? Останутся ли школы и детсады в районе в полном объеме?

— Пока никакой информации по этому поводу не поступает. В сельских школах наполняемость классов совсем не такая, как в городских, а от наполняемости зависит финансирование. Мы все переживаем, что из-за этого могут быть приняты какие-то кардинальные решения, которые приведут к печальным последствиям для сельской местности в целом.

На сегодня в районе сложилась практически идеальная система территориального размещения школ. Каждая охватывает детей в радиусе 30 км. Понятно, что наполняемость разная. Есть совсем маленькие, как, например, Тудовская. Однако эта основная школа выполняет очень важную социальную роль — там учатся дети из социально-реабилитационного центра п. Ильченко. В большой школе мы таких деток просто потеряем. И я благодарен коллективу Тудовской школы, что они помогают этим ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, учиться, социализироваться, получать образование, словом, возвращаться к нормальной жизни.

При объединении города и района надо взять все лучшее, накопленное в районе и городе, проанализировать, взаимодополнить и идти вместе вперед, ничего не разрушая.

— И при этом помнить, что образование решает не ежесекундные задачи, а работает на далекую перспективу, воспитывая будущих жителей города и района.

— Абсолютно согласен. Это ответственность: что именно понесут дети в свою большую жизнь после наших школ. Поэтому огромную роль играет патриотическое воспитание. В прямом смысле этого слова, а не для галочки в отчете. Два с половиной года назад на одном из совещаний я задал директорам такой вопрос: назовите, за что сегодняшняя молодежь может гордиться своей страной? Только называйте события и факты, которые происходят сегодня, а не полвека назад. И такой простой вопрос вызвал затруднение у директоров школ и заведующих детсадами. Представляете, в какой тупик этот вопрос поставит детей? Какую позитивную информацию о России сегодня можно почерпнуть в интернете? Много ли по ТВ рассказывают о достижениях нашей страны? Поэтому мы и начали работать над проектом «Горжусь Россией». Каждая школа разработала свой цикл мероприятий. Где-то во время еженедельных школьных линеек детям рассказывают о том, что позитивного произошло в стране, в регионе. Где-то проводят информационные классные часы, причем информацию готовят как ребята, так и учителя. То есть подход к решению задачи был разный. Но ключевая идея — доносить до детей, что сегодня позитивного происходит в России, реализуется на практике. И я очень рад, что с нынешнего года подобный подход к информированию школьников рекомендован уже и сверху. Сегодня эта система выстраивается по всей стране.

— Благодарю Вас за интервью. Теперь продолжим тему во время традиционных августовских рейдов по образовательным учреждениям.

Беседовала Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *