СЛУЖЕНИЕ РОССИИ. АНДРЕЕВСКИЕ

В начале сентября состоялась посвященная 210-й годовщине Бородинского сражения XXVI Международная научная конференция. Она была организована в музее-заповеднике «Бородинское поле» — мемориале двух Отечественных войн, старейшем в мире музее из созданных на полях сражений. Среди разных форм музейной просветительской работы эта конференция традиционно становится весьма значимой. Мне выпала честь сделать там доклад, темой которого стал старинный дворянский тверской род Андреевских — он имел большой и значимый статус не только в Верхневолжье, но и во всей Российской державе. Их родовое поместье располагалось в сельце Буконтово на зубцовско-ржевском пограничье.

Предок этого рода Иероним Рафаилович Андреевский известен на Тверской земле уже с XVII века (1656 год). Высочайшею грамотою Императрицы Екатерины II его внук камер-фурьер Степан Степанович Андреевский в 1791 году был возведён в дворянское Российской Империи достоинство по собственным заслугам и по происхождению от прадеда Иеронима. Род этот внесён в родословную книгу Тверской, Московской и Тамбовской губерний.

Супругой Степана Андреевского была Елизавета Тимофеевна Кардо-Сысоева из смоленского дворянства. Их венчание состоялось около 1766-1768 годов (невеста была моложе своего избранника на 25 лет). В конце жизни супруги Андреевские были упокоены рядом в окрестностях зубцовского села Большой Березуй в некрополе близ Казанской церкви, которую построили в конце XVIII века на личные средства.

Николай, Степан и Константин Степановичи Андреевские, их сыновья, — все трое генерал-майоры и участники наполеоновских войн.

Николай за доблестную службу был награжден орденами: Св. Владимира 3-й ст., Св. Анны 2-й ст., прусским орденом Красного Орла 3-й ст. и Пур-ле-Мерит, баварским орденом Максимилиана Иосифа, а также золотой саблей с надписью «За храбрость».

Константин за отличия в воинских подвигах был награжден орденом Св. Анны («за отличия, оказанные в войне против французов 26 августа 1812»), орденом Св. Владимира с бантом («за отличия, оказанные в делах против французов 3, 4, 5 и 6 ноября 1812»), орденом Св. Анны (за сражение под Кульмом 29-30 августа 1813). Был награжден золотой шпагой «за храбрость». Кроме того, еще три иностранные награды: два прусских ордена Pour le Mеrite и прусский Кульмский крест (за сражение под Кульмом).

Николай и Константин были упокоены на Зубцовской земле (погост Большой Березуй, на правобережье Вазузы).

Третий брат Степан имел награды: ордена Св. Анны (за сражение под Аустерлицем, при Бородино и «в вознаграждение отличного усердия и ревности к службе»), алмазные знаки к ордену Св. Анны 1-й ст. («за отличное усердие к службе»), орден Св. Георгия («в воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 29 мая при Гейльсберге и 2 июня при Фридланде»), орден Леопольда (1814, Австрия), орден Красного орла (1814, Пруссия), военный орден Максимилиана Иосифа (1814, Бавария), Кульмский крест (1814), Золотая шпага «За храбрость» с алмазами (1816), серебряная и бронзовая медали «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года».

Своим постоянным местом обитания и родовым поместьем дворяне Андреевские избрали Буконтово при старинном тракте Зубцов — Сычевка, где недалеко к нему примыкает дорожная ветка Ржев — Гжатск (Гагарин).

В родовой усадьбе-поместье Андреевских было выстроено большое двухэтажное здание с парадным подъездом. Это был вытянутый четырехугольник, с двух параллельных сторон которого по центру находились полукружья парадного летнего и зимнего подъездов. На каждом этаже было не менее 24 окон, расположенных по всем четырем сторонам строения.

Белокаменный дом окружали сад и прекрасный классический парк с тремя каскадными прудами, которые были вырыты и соединены в единый комплекс рукотворным каналом. Парк был сформирован из прогулочных аллей: липовых, кленовых, дубовых, расположенных от центра усадебного дома. Очертания трехвековой липовой аллеи, окаймляющей когда-то этот дом, и сегодня можно разглядеть в местечке Буконтово. А разросшиеся заросли акации и сирени рассказывают нам о великолепном пространстве сада, обрамлявшем белоснежное строение. Поросли черной смородины, другие ягодные кустарники, а также еще чудом сохранившиеся цветы-лилейники еще помнят о своих былых хозяевах.

Интересно, что сохранился еще один дом, где жили супруги Андреевские Степан Степанович и Елизавета Алексеевна (Пашкова) с семьей, —  в Тамбове на пересечении Дворянской и Большой улиц (сейчас — Интернациональной и Советской). Здание внутри и снаружи напоминало губернаторский дом. По воспоминаниям и записям тех лет, таких больших построек в первой трети XIX века в Тамбове было только три. После продажи дома здесь размещалась женская гимназия (с 1849 года).

Усадебный дом принадлежал Елизавете Алексеевне — супруге генерала Андреевского. В гостях у них в этом доме в 1837 году побывал русский поэт Василий Жуковский, который был дружен со Степаном Степановичем еще по военным походам 1812 года.

Как отмечают многие документальные источники, Андреевские были очень «прогрессивными землевладельцами, настоящими хозяевами своих имений, а праздная жизнь была им чужда. Трудолюбие было их отличительной чертой». Из воспоминаний Михаила Андреевского (старшего сына Степана Степановича): «…Как рыба, лежавшая на сухом берегу, брошенная в воду, сразу оживает в родной стихии, так и я, приехав из Петербурга к себе на хутор, почувствовал, что я — природный земледелец-помещик, и что, поблуждав несколько лет, я обрел наконец свою родную стихию, которой, посвятив свои лучшие годы, я остался неизменно верным вплоть до конца».

Говоря о важных и определяющих характеристиках всех представителей рода Андреевских, следует указать и под-черкнуть еще одно проявление их общего социального качества. Это нахождение контактных точек общения в любой аудитории, бесконфликтность, умение так хорошо организовать любое дело, что всегда был виден лучший его реальный результат: будь то помощь в организации народного образования или строительство какого-либо необходимого общественного помещения.

Особым предметом гордости всех Андреевских было уважение, трепетное пристрастие к чтению и литературе, а также собирание на протяжении всей жизни своих больших личных библиотек и авторских книжных коллекций. Так, интересно, что первым и основным фондом городской общедоступной библиотеки в Пильно (Нижегородская область), созданной в 1923 году, стали книги из личной библиотеки Андреевских, чье фамильное имущество было национализировано в ходе установления Советской власти в 1918 году. Если конкретнее, то большинство редких изданий начала XIX века поступило из усадьбы С. Андреевского, который жил в последние свои годы в с. Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (там же и похоронен).

Внучатый племянник С. Андреевского, Зубцовский уездный предводитель дворянства, коллежский регистратор Александр Иванович Андреевский (данные на 1887 год) был важной фигурой в истории Ржева. Он являлся председателем правления общества помощи нуждающимся ученикам Ржевской мужской гимназии, имел значительный опыт в педагогической и административной работе: до выхода в отставку служил директором Уральской войсковой гимназии. Его супруга Вера Никандровна была тоже членом правления ржевского общества помощи гимназистов с 1907 года.

Фамильной особенностью Андреевских были постоянная занятость работой, усердие и прилежность в любом виде деятельности. Так, многие из них содержали конные заводы. Во владениях Андреевских обязательно имелись охотничьи и рыбацкие избы, что тоже требовало внимания для их содержания. Например, у Степана Андреевского (а потом и у его сына Сергея) их было 14. Думается, что и наши земляки Андреевские, живя поблизости от рек Вазуза и Осуга, занимались этим промыслом.

К середине XIX века, когда в России стало активно развиваться и технически осваиваться промышленное производство в больших объемах, Андреевские находят применение своих знаний, сил и расторопности в разработке виноделия. Виновыгоночный завод, построенный в зубцовской усадьбе Буконтово местным коммерсантом подполковником Иваном Николаевичем Андреевским, имел стабильный, прочный и гарантированный доход на протяжении долгого времени. Его ежегодная заводская выкурка доходила до 70 тысяч ведер вина, из них около 20 тысяч сбывали для покупателей на месте, а около 50 тысяч уходило на продажу в Ржев, Зубцов, Старицу и Московскую губернию.

* * *

Среди многих достойных имен, прославивших Россию, мы смело можем назвать и наших земляков, чьи родовые корни находились на ржевских землях. Это герои Отечественной войны 1812 года: генерал-майор А. Сеславин и три брата, три генерал-майора — Николай (1771-1839), Степан (1782-1842) и Константин (1786-1836) Андреевские.

На ржевско-зубцовском Поволжье располагались родовые имения генералов И. Аргамакова (1763-1834, генерал-майор кавалерии, кавалер ордена Св. Георгия 4 ст. и золотого оружия с надписью «За храбрость») и А. Ермолова (1777-1861, государственный деятель и дипломат, генерал от инфантерии, генерал от артиллерии).

Тут была малая родина братьев Закревских: Арсения Андреевича (1783-1865, генерал-адъютант, граф, генерал-губернатор Финляндии, министр внутренних дел, московский генерал-губернатор) и его старшего брата, ржевского городничего Ивана Андреевича (1780-1841, полковник, кавалер ордена Св. Георгия).

Здесь находились фамильные земельные владения двух братьев Фиглевых, достойно защищавших Россию в Отечественную войну. Это Василий Михайлович (1779-1849, награжден орденом Св. Владимира 3-й ст., прусским орденом «За достоинство», золотой саблей с надписью «За храбрость», на мирной службе в последствии статский советник) и Сергей Михайлович (1786-1873, ротмистр, награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.). С. Фиглев и его сын Михаил были хорошими знакомыми Ивана Тургенева, сохранилась их переписка.

В Ржеве жил Александр Кашинцов (1788 — 5 января 1821) — российский военный деятель,
генерал-майор, участник русско-шведской, Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Свое последнее пристанище 33-летний герой России нашел в местечке Спас-Митьково Ржевского уезда.

Александр Иванович в свои 30(!) лет стал генералом, имел четыре высших ордена императорской армии и еще один Королевский орден Пруссии. Родом генерал-майор был из ржевских — здесь жили более семи поколений его предков. С учреждением Ржева как уездного центра Тверской губернии (в 1796 году), его отец Иван Захарович Кашинцов служил в городе квартальным — начальником полиции городского квартала.

Безусловно, отважные и мужественные сыны русского дворянства, жившие неподалеку друг от друга, общались между собой, вспоминали суровые былые военные походы во имя победы, чести и славы нашего государства.

На сегодня уже складывается целая портретная галерея именитых государственных мужей, чьи служебные подвиги были высоко нравственны и патриотичны, на фактах биографий которых можно воспитывать и прививать лучшие моральные и гражданские качества нашему подрастающему поколению.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *