ППМИ-2023:ЧТО БУДЕМ СТРОИТЬ И НА КАКИХ УСЛОВИЯХ?

До окончания года еще много времени, а проекты ППМИ-2023 уже формируются повсеместно по всему региону. В Ржевском районе подготовка к участию в Программе поддержки местных инициатив следующего года началась еще летом. В населенных пунктах сельских поселений, которые изъявили желание участвовать в программе, прошли сходы, на них жители выбирали направления проектов.

12 августа состоялось ежегодное обучающее мероприятие «Школа ППМИ» для органов местного самоуправления Тверской области.

Сотрудники министерства финансов региона ознакомили представителей муниципальных образований с итогами Программы поддержки местных инициатив Тверской области за 9 лет, типологией реализуемых в 2022 году проектов, новшествами программы и планами на 2023 год.

А новшества такие: в типологию проектов ППМИ теперь включены воинские захоронения и мемориалы, а также объекты культурного наследия. Что касается условий, то участие всех муниципалитетов в программе теперь обязательно.

Срок предоставления конкурсной документации определен до 1 ноября 2022 года. Сам конкурсный отбор должен пройти не позднее 15 декабря. А его результаты огласят в минфине через пять дней. Муниципальные контракты с подрядными организациями должны быть заключены по плану уже в январе-марте 2023 года. Обеспечение сбора средств с населения, юридических лиц, некоммерческих организаций — в марте-июле 2023 года, то есть еще до официального срока окончания реализации проектов.

Сроки сдачи объектов ППМИ в строй также перенесли: все проекты должны быть завершены до 1 августа, а не до 1 сентября, как раньше.

По условиям программы, процент софинансирования из областного бюджета на проекты ППМИ варьируется в зависимости от типологии. Например, 90 процентов стоимости — это спортивные и детские объекты, контейнерные площадки, водоснабжение и водоотведение, объекты культурного наследия, благоустройство и восстановление воинских захоронений, надгробий, памятников, стел, обелисков, элементов ограждения и других мемориальных сооружений и объектов. Но не более 1,5 млн рублей на один проект. Остальные категории — по убывающей. Например, проекты ремонта мест захоронений, дворовых территорий получат только 50 процентов от стоимости из регионального бюджета.

Однако на ремонт воинских захоронений ни одно поселение у нас пока не решилось, поскольку это дорого-стоящие мероприятия, и даже с учётом 90-процентной поддержки региональной казны все равно выливается в очень крупную сумму.

И еще одна важная информация, указанная на сайте минфина в разделе, посвященном ППМИ: по поручению губернатора Тверской области вводится трехлетний мораторий для тех муниципалитетов, которые отказываются от реализации проектов после их утверждения и включения в программу по итогам конкурсного отбора, а также в случае нереализации проекта (несостоявшиеся торги, недобросовестный подрядчик и другое). Невостребованные средства программы можно было бы направить тем районам, которые действительно готовы участвовать. Введение жестких мер по отношению к тем, кто отказывается от участия в ППМИ уже на финальном этапе, должно стать мотивирующим фактором более четкого планирования работы.

* * *

В прошлом году в Ржевском районе было реализовано всего два проекта — это монтаж уличного освещения в деревне Погорелки сельского поселения Чертолино и строительство детско-спортивной площадки в д. Санталово сельского поселения Хорошево. Проекты успешно завершены.

А теперь о том, с какими проектами Ржевский район (пока самостоятельно, а с нового года — уже в составе муниципального округа) намерен участвовать в ППМИ-2023. Поясню, что суммы предварительные, поскольку какие-то проекты уже прошли все необходимые согласования и гос-экспертизу, а какие-то пока нет. И, кроме того, некоторым предстоит процедура торгов, в процессе которых цена порой снижается.

Итак, сельское поселение Успенское намерено участвовать в ППМИ с двумя проектами: обустройство детской спортивной площадки в деревне Васюково (стоимость 460 тысяч рублей) и обустройство контейнерной площадки в деревне Выдрино (168 тысяч рублей).

В сельском поселении Медведево один проект. Жители Артёмово выступили с инициативой об участии в программе с ремонтом проезжей части протяженностью 110 метров на одной из улиц (стоимость 380 тысяч рублей). Дорожное покрытие будет грунтовым.

В сельском поселении Есинка также один проект: обустройство контейнерной площадки в деревне Домашино возле многоквартирного дома по Библиотечному переулку (стоимость 170 тысяч рублей).

Сельское поселение Итомля в рамках ППМИ намерено модернизировать уличное освещение в д. Бунегино (300 тысяч рублей) и на такую же сумму обустроить контейнерные площадки в самой Итомле.

В сельском поселении Чертолино два одинаковых проекта и по типологии, и по стоимости — обустройство контейнерных площадок для сбора ТКО в двух смежных деревнях Зайцево и Азарово. Стоимость каждого проекта 337,5 тысяч рублей.

В сельском поселении Хорошево тоже два одинаковых проекта, но дорожных. В рамках программы поддержки местных инициатив жители Костерево намерены получить ремонт грунтовой дороги протяженностью 1,1 км. Стоимость проекта — 1,3 млн рублей.

Жители Мончорово также выступили с инициативой отремонтировать дорогу, ведущую к деревне. Ее протяженность чуть более километра. Стоимость проекта 1,1 млн рублей. Что примечательно, в Мончорово подавляющая часть населения — дачники, всего один постоянный житель. Но более 30 человек активно выступили с инициативой об участии в программе. Это показательный пример для дачного населения, желающего благоустраивать свой населенный пункт.

И, наконец, самый дорогостоящий проект в этом году у сельского поселения Победа — капитальный ремонт водонапорной башни в деревне Поволжье. Стоимость —
2 млн рублей.

Что касается финансового участия населения в проектах и инициатив жителей. Главы поселений согласятся, что это один из самых напряженных моментов в реализации проектов. В практике участия в ППМИ были случаи, когда на поддержанный большинством жителей проект, уже в ходе его реализации, население отказывалось сдавать средства.

И наоборот, если проект долгожданен и люди не видят иного способа решить проблему своего населенного пункта, кроме как принять участие в программе, то сбор средств с населения, каким бы ни был взнос, пройдет без сбоев. Немаловажно, когда заранее обговариваются условия участия в программе со всеми жителями и учитывается мнение каждого. Это наилучший вариант развития событий.

В плане работы с населением можно привести пример жителей Санталово с/п Хорошево. Во-первых, еще задолго до подачи заявки актив деревни проводит опрос населения, информация обсуждается с каждым. Во-вторых, финансовое участие домовладений в проекте, например, строительства детской площадки — дифференцированное. Те жители Санталово, у кого в семье есть дети, сдавали на проект по 5 тысяч рублей с домовладения, у кого внуки — по 3 тысячи рублей, остальные по 1 тысяче. А, допустим, ремонт водопроводной сети или дороги, где каждый благополучатель в равной степени заинтересован в проекте, взнос одинаковый с каждого домовладения. И это правильно. Такой же дифференцированный подход с участием населения в проекте капремонта дороги был в Домашино, когда финансовый взнос жителей ремонтируемой улицы был больше, чем у остальных домашинцев.

Безусловно, сложно заранее предугадать все нюансы реализации проектов. Но почти десятилетний опыт участия Ржевского района в ППМИ дает определенную уверенность в том, что все сложится. И теперь остается ждать только результатов конкурсного отбора.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *