ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРСТВА

«Русский тот, кто любит Россию и ей служит!» — эти слова, произнесенные первым всероссийским императором Петром I более трех веков назад, оказались пророческими. Словно в наше время смотрел Великий царь.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

В этом году наша страна отметила 350 лет со дня рождения Петра I, выдающегося государственного деятеля, определившего основные направления развития России в XVIII веке.

Годы правления Петра I стали временем масштабных реформ. Первый российский император изменил культуру и быт русского народа, осуществил слом сложившихся в обществе традиций, расширил территорию государства и основал Санкт-Петербург, заложил основу промышленности, регулярной армии и флота. Проведенные им преобразования сделали Россию сильной, развитой, цивилизованной страной, которая стала одной из великих мировых держав.

28 сентября в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского в молодежном клубе «Сверстник» прошел интеллектуальный турнир «И памяти твоей, великий Петр, верная твоя великая Россия!», посвященный первому императору и эпохе дворцовых переворотов, в котором приняли участие студенты Ржевского колледжа (команда «Пилигримы») и Ржевского технологического колледжа (команда «Любимцы Петра»).

В непростой игре ребятам предстояло показать свои знания, эрудицию в области истории и литературы. А поддержать команды пришли их однокурсники, студенты колледжа им. Петровского и школьники Ржевского района (поселок Есинка).

Ведущая Алла Дмитриева представила игроков и экспертную группу, которая оценивала поединки: майор в/ч 40963 Александр Пикус (председатель жюри), преподаватель истории и обществознания Ржевского колледжа им. Петровского, участник поисковой работы, член поискового отряда «Романтик» Надежда Корытова, корреспондент еженедельника «Ржевские новости», преподаватель русского языка и литературы Есинской с/ш Елена Сооляттэ.

Мозговой штурм начался с исторического тура «Петр Первый — страницы истории», где обе команды правильно дали ответы на все задания и набрали по 10 баллов.

Ребята уверенно отвечали на простые и трудные вопросы, показав при этом глубокие познания в исторической науке.

А вы знаете, к примеру, под каким именем Петр I посетил в 1697-98 годах Европу? Из четырех вариантов: казак Федор, сотник Алексей, есаул Петров, урядник Михайлов верным оказался последний ответ. Или: в какой стране Петр получил аттестат об обучении кораблестроению? В Польше, Голландии, Англии или Швеции? Конечно, в Голландии. А кем приходился Петр II Петру I — сыном, внуком, внучатым племянником? Правильно, внуком. Это был сын царевича Алексея Петровича, малолетний император всероссийский, сменивший на престоле Екатерину I. Вступил на престол в 1727 году, когда ему было всего 11 лет, и умер в 14 лет от оспы.

Интересными были и другие задания первого тура интеллектуальной игры про Петровскую эпоху, прочувствовать дух которой помог старинный менуэт (фрагмент из фильма смотрели все с любопытством). А танец «Волшебный променад» в исполнении солистов танцевально-спортивного коллектива «Созвездие» (рук. О. Лушина) воочию перенес зрителей и участников игры во времена русских ассамблей, которые наш первый император учредил по западному образцу. Юных талантов все благодарили громкими аплодисментами. К сведению читателей: первыми западными хореографиями, с которыми познакомилась обновляемая Россия, были польские (или полонезы). Вслед за ними при дворе появились французские. Это менуэты — танцы французских королей. Ближе к 1720-м годам на русские ассамблеи пришли и английские танцы — контрдансы.

Путешествие в эпоху Петра I продолжилось во втором туре под девизом «Великий государь Великого государства». Участники игры отвечали на вопросы о том, какие государственные преобразования произошли в период правления Петра I, говорили также о военных походах и победах под командованием императора, основателя Российского флота. И в этом раунде впереди оказались «Любимцы Петра» (команда Ржевского технологического колледжа). Ответив на все 10 основных вопросов, ребята заработали еще два дополнительных балла. Из самых любопытных назову вопрос об увлечении Петра стоматологией, на который был дан правильный ответ. Известно, что царю нравилось выдирать больные зубы. Этому его научил голландский дантист. Согласно указу Петра I в 1707 году на берегу Яузы был возведен первый сухопутный военный госпиталь, где начала работу медико-хирургическая школа. В этом же году Петром Великим был издан указ о введении в царской России звания зубного врача для всех выпускников госпитальных школ, осиливших специальный экзамен.

Верно ответили игроки и на вопрос о том, сколько ремесел освоил Петр Алексеевич. Ни много ни мало — 14! Но особенно любил он токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих ему токарных станков, а еще 38, увы, утеряны.

Ведущая интеллектуального турнира Алла Германовна отметила, что интересные факты из жизни Петра I не ограничиваются увлечениями или науками, ведь широта его интересов пролегала не только в теоретической, но и в практической области. Император брал уроки рисования и картографии, навигации и корабельного дела, был отличным каменщиком и плотником. Но все же был один навык, освоить который Петр так и не смог. И, что удивительно, ребята догадались: речь идет о лаптях. В сердцах царь кричал: «Нет ремесла мудрее лапотного!»

А вот о том, какое растение впервые завез в Россию Петр Великий — не знали. Конечно, рис, а не пшеницу, как ответили «Пилигримы». Ошибки у этой команды были и в других вопросах второго тура, по итогам которого они набрали 7 баллов.

Стоит заметить, что интерес многих вызвал дополнительный вопрос жюри о том, как Петр I усовершенствовал коньки. Ребята знали, что первым, кто прикрепил коньки к обуви, был Петр Великий (раньше коньки просто привязывали к обуви веревками и ремнями). Но вот каким образом он это сделал — не знал никто. Не помогла и помощь зала. Но все гениальное — просто. Оказывается, император поставил их на заклепки.

— Ни один из русских монархов не привлекал к себе такого пристального внимания со стороны историков, писателей и поэтов, как Петр I, — отметила ведущая. — Каждый из них подходил к этой теме по-своему, и разнообразие точек зрения делало ее интересной. Писатели обращали внимание, в первую очередь, на внутренний мир царя.

Вместе с Аллой Германовной ребята вспомнили названия книг, где запечатлен образ русского императора. Это романы А. Толстого «Петр I» и Ю. Германа «Россия молодая», поэмы А. Пушкина «Медный всадник», «Полтава», а также исторический роман «Арап Петра Великого» и другие. И в третьем туре — «Люблю тебя, Петра творенье!» — команды должны были показать знание и понимание литературных произведений (которые сами же и выбирали), прочитать отрывок или инсценировать его.

Однако чуда не случилось. «Любимцы Петра» выбрали отрывок из романа Алексея Толстого «Петр I», но не смогли показать его так, чтобы зрители воскликнули: «Верю!» или хотя бы поняли, о чем идет речь. Более убедительны, на мой взгляд, были два игрока из «Пилигримов», которые читали стихи. Откровенно говоря, выступление этих ребят тоже не было идеальным, но балл за осмысленное прочтение лирики поставили все члены жюри.

Думаю, здесь есть над чем подумать и педагогам, и родителям, и самим участникам подобных турниров.

И вот конкурсная программа подошла к завершению. Пока экспертная комиссия подводила итоги, зрители смотрели фильм, рассказывающий об интересных фактах из жизни Петра Великого.

Интеллектуальная игра закончилась со счетом 22:24 в пользу команды «Любимцы Петра» Ржевского технологического колледжа. С чем мы от души поздравляем! Под аплодисменты зрителей капитанам команд Александру Басторину и Кириллу Стогову вручены награды.

Остается добавить, что замечательным украшением этого познавательного мероприятия стало выступление юной пианистки ДШИ № 2 им. А.Г. Розума Кристины Федоровой (преп. Е. Пикус), которая исполнила «Прелюдию» Баха.

Пусть дуют прогресса ветра,

И многое время стирает,

Но славное имя Петра,

Как прежде, над миром сияет… —

на такой поэтической ноте закончилась эта встреча.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *