ВПЕРЕДИ ИДЁТ ОУР, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ РЖЕВСКОГО УГРОЗЫСКА

5 октября — День сотрудников уголовного розыска МВД России

Именно в этот день 104 года назад Наркомат внутренних дел утвердил Положение об организации отделов уголовного розыска. Правовой основой организации угро стало решение коллегии НКВД РСФСР от 5 октября 1918 года, а также инструкции о создании при Главном управлении милиции Центрального управления уголовного розыска. В городах с населением не менее 40-50 тысяч человек учреждались службы уголовного розыска.

Фактически служба в Тверской губернии была образована еще в 1917 году, когда после упразднения полиции и сыскного отделения было создано Тверское губернское отделение уголовного розыска (ОУР).

20 апреля 1918 года губернское отделение уголовного розыска было преобразовано в самостоятельное учреждение. Возникновение же территориальных подразделений ОУР было связано с нарастающим валом преступности, и сначала было сформировано подразделение угрозыска в Ржевском уезде.

Первым начальником ржевского угрозыска уездно-городской милиции стал Руднев, уже имевший опыт работы в ЧК. Розыск укомплектовывался молодыми сотрудниками — именно им в первую очередь приходилось выявлять и задерживать преступников, ликвидировать целые банды, в частности Гайдука, Кости Чекулая, Белякова и прочих.

В довоенные годы начальниками ржевского угрозыска являлись: Руднев, Петров, Васильев, Цветков, Михайлов, Раскин, Кофанов, Рождественский, Андриевский, Иванов, Ивановский, Смирнов и другие. Многие из них впоследствии стали начальниками ржевской милиции, что говорит об их высоком профессиональном мастерстве.

С тех пор много воды утекло в нашей Волге, но в памяти остаются люди и их дела. Это те, кто стоял у истоков создания службы уголовного розыска, кто работал в розыске до Великой Отечественной войны, а потом воевал с фашистами на фронтах и в отрядах специального назначения (тот же отряд Каплия, о котором я писал неоднократно). Это те, кто ловил преступников в трудное послевоенное время и далее в 70-х, 80-х годах, в лихие 90-х прошлого века и в начале века нынешнего, до сего времени. Всех не перечислить, но они есть в моих книгах «История Ржевской милиции» и «Ржев. Парни из угро».

Не стану утверждать, но до сих пор на слуху у некоторых сотрудников ржевского отдела внутренних дел имена и фамилии ветеранов уголовного розыска: Николай Чигашков, Алексей Щербаков, Виктор Тихомиров, Юрий Добрягин, Федор Аскаров, Михаил Бугель, Анатолий Некрасов, Анатолий Антропов, Александр Крылов, Владислав Смирнов и другие. Всех их довелось знать лично, и не только благодаря работе в газете.

В 1970-90-х годах ржев-ским уголовным розыском попеременно руководили люди, оставившие заметный след в истории ГОВД: В. Дергачёв, В. Тулупов, Н. Чигашков, А. Щербаков, А. Некрасов, А. Антропов, В. Некрасов…

В 1995-1996 годах службу уголовного розыска Ржевского ГОВД возглавлял мой друг Анатолий Антропов, ныне ветеран системы МВД.

Тогда оперативная обстановка в городе и районе была сложной. Количество преступлений росло, были убийства, угоны автомобилей, кражи. Причиненный ущерб — от мешка картошки до сотен миллионов рублей.

Обстановка в стране была тяжелой. Одни воровали, чтобы прокормить семью, другие — побольше набить свой карман за чужой счет, в том числе и за счет государства.

Однажды в дежурной части ГОВД раздался телефонный звонок. Сообщили, что на магазине в поселке Осуга сорван замок. Оперативники во главе с начальником угрозыска выехали на место. Установили, что неизвестные проникли в магазин и унесли ящик водки, сигареты, консервы и другие продукты. На месте преступления были обнаружены вещественные доказательства — окурки, отпечатки пальцев, следы обуви.

Параллельно оперативники опрашивали жителей — кто что видел или слышал по делу. Оказалось, что на станции Осуга ночевали четверо неизвестных граждан. Позже они сели в поезд, имея при себе рюкзак и три тяжелые сумки. Еще удалось установить, что в близлежащую деревню к одному из жителей из Ржева приезжал родственник с товарищами. Стало ясно, что похищенное нужно искать в городе.

Оперативники угрозыска возвратились в Ржев. Стали проверять возможные адреса появления подозреваемых, а также места концентрации асоциальных личностей. Все это дало положительный результат: в одной из квартир обнаружили веселую пьяную компанию, которую доставили в отдел. Подозреваемые сознались в краже, часть похищенного была изъята.

Так преступление было раскрыто за несколько часов, как раньше говорили — по горячим следам, а ныне именуют — в течение дежурных суток.

В 2008 году отделение уголовного розыска возглавил подполковник Владислав Смирнов, который прошел путь до этой должности от простого оперуполномоченного. В то время угрозыск курировал начальник криминальной милиции ОВД подполковник Александр Крылов, имевший богатый личный опыт оперативной работы и пользовавшийся непререкаемым авторитетом и уважением среди сотрудников.

Владислав Смирнов также имел большой профессиональный опыт оперативной работы. Он возглавлял ржевский угрозыск более десяти лет, до выхода на заслуженный отдых.

Вот один эпизод из практики работы сотрудников ОУР того времени.

В конце августа 2015 года в МО МВД России «Ржевский» позвонили из уголовного розыска УМВД по Тульской области и сообщили, что они ищут пропавшего вместе с автомобилем тульского таксиста и что спутниковый навигатор, установленный в том авто, указывает местонахождение его в Ржеве. Сообщение поступило ночью, но, несмотря на это, в отдел срочно были вызваны сотрудники уголовного розыска, которые тут же приступили к работе. Выехали на указанную улицу и задержали гражданина, занимавшегося разборкой на запчасти того самого пропавшего автомобиля.

Мужчина не отпирался и пояснил оперативникам, что данный автомобиль без каких-либо документов он купил по сходной цене у малознакомого человека. Имя — Иван, а вот как его фамилия и где он живет — не знает. Потом все же припомнил, что будто бы тот проживает в соседнем с Ржевом поселке Селижарово. А еще рассказал, что во время купли-продажи в автомобиле находились еще двое мужчин и, получив деньги за машину, вся троица отправилась в неизвестном направлении.

Ржевские оперативники связались с сотрудниками пункта полиции в Селижарово. Передали приметы Ивана.

— Да, есть такой, — подтвердили селижаровцы и сообщили его адрес.

Было принято решение выехать в Селижарово, чтобы на месте оперативно установить фигуранта и его подельников. Прибыв рано утром в поселок, оперативники отыскали дом, в котором проживал Иван, и задержали его. Тот, не отпираясь, сдал двоих, что были с ним при продаже машины ржевитянину. Их тоже нашли и задержали. Все оказались ранее судимыми. От таких что угодно можно было ожидать.

Задержанную троицу до-ставили в Ржев, начали с ними работать. И вот тут возникли определенные трудности.

Ржевские опера звонят в Тулу, а оттуда сообщают, что трупа таксиста нет, а значит, и дела об убийстве — тоже. И в Ржеве задержанные на контакт с операми не идут (проще говоря — не колются): мол, знать ничего не знаем ни про какого таксиста, мы просто угнали и продали это авто.

И все же взаимодействие с тульскими оперативниками вскоре дало определенный результат. Из Тулы сообщили, что в лесном массиве около города обнаружен труп пропавшего таксиста с признаками насильственной смерти. Следственный комитет Тулы возбудил уголовное дело, что давало ржевским операм возможность работать с задержанной троицей более предметно и конкретно.

По исходу прошедших суток под давлением фактов подозреваемые сознались в содеянном и стали давать признательные показания.

Оказалось, что все трое — жители Селижарово, а в Тульской области работали вахтовым методом. Когда вахта закончилась, решили ехать домой. Отметили это дело спиртным и вызвали такси. По дороге возник умысел расправиться с таксистом, а его авто продать в Ржеве по дешевке и «чистенькими» вернуться домой. Однако не получилось. Преступление, совершенное в другом регионе, было оперативно раскрыто сотрудниками ржевского уголовного розыска, и виновные в содеянном были привлечены к ответственности.

* * *

Сегодня, в наше непростое время, уголовный розыск был и остается ведущей службой органов внутренних дел. Именно работники угрозыска первыми узнают о планируемых и совершенных преступлениях, первыми проводят по ним оперативно-розыскные мероприятия. Работа оперуполномоченного уголовного розыска — это не погони за преступниками по чердакам и подвалам с пистолетом в руках, как показывают в телесериалах (хотя и такое тоже бывает). Работа оперативников — это кропотливый, порой нудный, труд, связанный с опросами и документами. Один подворный обход чего стоит, когда надо методично, дом за домом, обойти всю улицу и переговорить со всеми ее жителями по поводу совершенного преступления. Поэтому настоящим опером считается тот, кто, даже не выходя из кабинета, порой знает все и обо всем. Но это уже тонкости оперативно-розыскной деятельности (автор этих строк и сам в свое время прослужил около десяти лет в ржевском уголовном розыске).

Сегодня на полицейских ложится большая ответственность в деле охраны общественного порядка, пресечения террористической деятельности отдельных лиц, поиска и задержания преступников. И этот груз ответственности в первую очередь ложится на плечи сотрудников уголовного розыска, ведь они всегда идут впереди.

Пусть эта публикация станет поздравлением с Днем уголовного розыска для всех ветеранов этой службы, а также ныне действующих сотрудников и членов их семей. Здоровья вам, добра и счастья!

Евгений ОЖОГИН

На снимке: Уголовный розыск Ржевского ГОВД конца 70-х — начала 80-х годов. Слева направо: Анатолий Некрасов, Федор Аскаров, Евгений Ожогин, Александр Королев, Михаил Бугель, Владимир Цветков, Юрий Добрягин, Владимир Астраханкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *