Никита Давыдов, лауреат международных конкурсов, студент Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, победитель Всероссийского конкурса «Молодые виртуозы России»: «ГОЛОС СКРИПКИ – ГОЛОС НЕБА»

— Никита, побывав в Ржеве с концертом, Вы сказали, что поездка на ржевскую землю для Вас особенно трогательная, здесь во время войны погиб Ваш прадед…

— Когда началась война, мой прадед Петр Иванович Никитин, оставив жену и четверых детей, ушёл на фронт. Погиб в самом ее начале под Ржевом, заживо сгорел в танке.

— Как Вам кажется, каким он был человеком?

— Полагаю, что мой прадед, принявший участие в одной из страшнейших битв Великой Отечественной войны, был наделён невероятным героизмом, любовью к Родине, был настоящим патриотом.

— Вы на него внешне похожи?

— Меня назвали Никитой в честь его фамилии — Никитин, поэтому если не внешнее сходство, то какую-то память о нем в своём сердце я ношу.

— Ваш второй прадед воевал?

— По ложному доносу прадед Константин, как и многие в то время люди из интеллигенции, священники, был репрессирован в 1937 году. Его дочь Нонна (моя бабушка) и его мать Ульяна Семёновна остались в Ленинграде, где началась блокада. Свой мизерный паек, состоящий из куска черного хлеба, она всегда отдавала ребенку, сама умерла от голода. Бабушка Нонна рассказывала, как люди падали на улице от истощения и умирали. Сотрудники НКВД, которые выискивали выживших, нашли возле умершей женщины плачущую девочку и передали Нонну в детский дом. Когда началась очередная бомбежка, детдомовцев вывезли из города в грузовиках.

Бабушка удостоена знака «Житель блокадного Ленинграда». Недавно Нонна Константиновна отметила 85 лет! Когда приезжаю на каникулы в родной Крым, обязательно ее навещаю.

— Никита, сейчас много говорят о патриотизме. Вы — представитель молодого поколения интеллигенции, как понимаете и чувствуете, кто такой патриот?

— По этому вопросу эталоном для меня служит высказывание апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Патриот — это человек, который трудится во благо своего Отечества. Для меня как для музыканта очень важна русская классическая музыка, русское классическое искусство. Всегда с большой радостью и трепетом рад пополнять репертуар музыки русских композиторов. Популяризацией русского искусства занимался, например, Сергей Дягилев в Европе, когда устраивал русские сезоны в Париже. Благодаря ему люди узнали такие имена, как Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Шаляпин, Павлова… Патриотизм не привязан к территории. Это идея служить своей стране даже за её пределами, чтить историю Родины, хранить ее традиции. Настоящий патриот, как верующий, который не будет говорить всем без разбору о своей вере, также никогда не будет кричать всему миру о патриотических чувствах, а будет служить своей идее с трепетом и благоговением.

— Будучи в Ржеве с совместным концертом с органистом Тимуром Халиуллиным (интервью с ним в «РН» № 30 от 27 июля), Вы заезжали на Мемориал Советскому солдату. Иногда там проходят тематические концерты памяти, Вы бы согласились принять в одном из них участие?

— Конечно, с удовольствием!

— Никита, Вы пойдете служить срочную службу?

— Моя война — на фронте культуры, моё оружие — моя скрипка.

— С кем из артистов, помимо Тимура, Вы уже выступали?

— Сейчас я — студент, и для меня большая честь выступать с такими замечательными музыкантами, как Тимур. Этого человека могу назвать своим музыкальным учителем: у него можно спросить совета по любому музыкальному вопросу. С кем бы из музыкантов я ни стоял на одной сцене, всегда стараюсь научиться у них чему-то новому; верю, что обучение длится всю нашу жизнь.

Большой честью было играть с оркестром под руководством немецкого дирижёра Зигфрида Бауэра и российским дирижёром, победителем конкурса имени Евгения Светланова — Дмитрием Филатовым. Счастье играть с людьми, для которых музыка — это не просто способ и средство получения удовольствия. Известный немецкий композитор Гендель говорил: «Если моя музыка будет нравиться людям, то мне не будет этого достаточно. Я бы очень хотел, чтобы они становились лучше». «Музыка — это отзвук рая» — считала композитор средневековья Хильдегард Бингенская. Как это точно подмечено. Верю, что если пропустить музыку через сердце, то можно создать настоящее мгновение рая, которое изменит человеческое сердце.

— Учебу в музыкальном училище предваряла музыкальная школа, к профессии музыкант Вы идете осознанно…

— Полностью. Я с детства очень любил слушать записи Ойстраха, Хейфеца, Когана, Менухина, слушать академическую классическую музыку.

— Среди Ваших друзей есть те, кто не играет на инструменте, не слушает музыку, которую любите Вы?

— Конечно, музыка — это дело вкуса. Но с классической музыкой я тоже друзей по возможности стараюсь знакомить.

— Может ли человек, который не разделяет ваши музыкальные предпочтения, стать Вашим другом?

— В первую очередь большая ценность — душевные качества. Ведь настоящий друг — это не тот, кто слушает ту же, что и ты, музыку, а тот, кто сопереживает тебе в печали и радости.

— Все чаще ситуации показывают — особенно в радости.

Играть на встречах, концертах, куда слушатель приходит целенаправленно — это одно, в переходах метро, на улице — что-то другое? Доводилось ли Вам играть в таких местах? Смогли бы?

— Зачастую в подобных местах играют любители музыки. Конечно, есть несколько случаев, когда знаменитые музыканты играли в метро в качестве социального эксперимента. Но, полагаю, такой формат знакомства людей с классической музыкой не слишком подходящий. Верю, что звуки классической музыки — настоящее сакральное действие, подобное литургии. Слушатель, который приходит в концертный зал, оказывается в настоящем храме — храме искусства. Подобный эффект подчас невозможен в атмосфере повседневной спешки, в метро или на уличных проспектах. Всё прекрасное в мире требует особого внимания.

— Скрипка считается королевой оркестра, и неудивительно, что о ней существует множество легенд. В какую из них Вы, может быть, верите?

— Скрипка — один из загадочных и мистических музыкальных инструментов. Одна из легенд рассказывает про итальянского скрипача и композитора Тартини, к которому во сне явился дьявол и играл на скрипке невероятно виртуозно. Пробудившись, Тартини написал свою самую известную сонату для скрипки «Дьявольские трели». Для меня этот инструмент имеет божественное начало, я верю в то, что голос скрипки — это голос неба, а голос неба — это голос ангелов.

— Есть у Вас ли мечта или желание сыграть на одной из дошедших до наших дней скрипке Антонио Страдивари?

— Разумеется. Всегда интересно узнавать новые скрипки, особенно инструмент с такой огромной историей. Но я бы не хотел отталкиваться от желания сыграть именно на Страдивари, для меня имя инструмента — это не главное, главное — его голос и звучание.

— Как считаете: любовь к классической музыке можно привить или надо родиться с любовью к ней?

— Классическая музыка — язык, который нужно изучать и познавать. Приведу пример: если вы никогда не слушали музыку Вагнера и пойдете послушать его оперу, то, скорее всего, вам будет скучно. А если же прочитаете либретто, изучите лейтмотивы оперы, посмотрите, как на протяжении действий меняется персонаж, дух произведения и эмоциональное напряжение, изучите скрытые символы и смыслы, то на концерте воспримите эту музыку совершенно по-иному.

— Иногда задумываюсь: а вдруг и правда каждого человека можно научить играть на инструменте? Главное — подобрать интересный ему…

— Сам человек подобен музыкальному инструменту, и его «звучание» зависит от того, кто и как к нему прикасается. Звучание же музыкального инструмента тоже зависит от нашего отношения и прикосновения к нему. Поэтому, полагаю, музыкальный инструмент есть внутри каждого из нас, и каждый может найти через него свой собственный, особенный голос.

— Опытные музыканты, музыканты-виртуозы исполняют на своих концертах импровизации. Вы импровизируете?

— Вся наша жизнь своего рода импровизация, поскольку от нашего выбора зависит дальнейшее развитие ее сюжета; мы можем меняться, подобно временам года, подобно дню и ночи, подобно перемене звезд на небе. Как сказал Григорий Богослов: «Человек — это великий мир в малом мире». Под малым миром подразумевается Вселенная, а человек — мир великий. Каждый день в каждом человеке зарождается новый мотив для этой большой импровизации, которую он играет через призму своей жизни.

— Могу только согласиться. Хотела задать вопрос о планах на будущее…

— Когда мы пытаемся спланировать будущее, теряем сущность настоящего. Главная задача каждого — научиться жить именно в эту секунду, в настоящем, жить здесь и сейчас. Поэтому зачастую, когда мы бесконечно пытаемся построить планы, мы пропускаем всё самое прекрасное.

— Ржевитяне — люди талантливые в разных сферах, у нас в городе есть несколько музыкальных школ, когда-то было музыкальное училище. К юным дарованиям, чтобы дать мастер-класс, приезжают музыканты из разных регионов. Может быть, и Вы как-нибудь приедете.

— Буду очень рад.

— Скажите, пожалуйста, несколько слов нашим читателям.

— От всего сердца желаю, чтобы вся атмосфера жизни была наполнена абсолютным legato (прим. ред. — прием связного, плавного исполнения в музыке), гармонией, а в ваших сердцах пели ангелы.

— Спасибо за столь необычное пожелание, ждем Вас в гости еще не раз.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *