«Петь надо так, как поет виолончель»

25 марта — День работников культуры
Услышав этот волшебный инструмент впервые, Максим Горький заплакал — слезы вдруг сами хлынули у него из глаз. К сожалению, этот инструмент из семейства струнных мало знают, боятся его внушительных размеров. Но узнав поближе, влюбляются навсегда. Так было и у сегодняшних наших героинь, Галины Себежко и Марины Платоновой. Больше 30 лет трудятся оба педагога по классу виолончели в детской музыкальной школе № 1. Не одно поколение детей воспитали. А еще Галина Евгеньевна и Марина Николаевна — весенние юбиляры.
Надо любить  свое дело
Галина Евгеньевна Себежко родом из Ижевска. Но Ржев считает своей родиной, потому что ее детство, юность и вся дальнейшая жизнь связана с этим старинным русским городом.
— Мне не было и семи лет, — вспоминает Галина Евгеньевна, — как я одна пришла поступать в музыкальную школу. Жили мы на другом конце города. У дверей — огромная очередь. Тогда большой конкурс был при поступлении. Я оказалась самой последней. Был уже поздний вечер. Сидела на черном кожаном диване и терпеливо ожидала приглашения педагогов. Но мне сказали, что экзамены окончены. Приходите поступать через год. На следующий год я пошла в первый класс. И однажды к нам приехал сам Яков Иосифович Гуревич, директор музыкальной школы. Он лично прослушивал детей, отбирая тех, у кого есть слух. Я попала в это число. Сначала на обучение в класс скрипки к Анне Зиновьевне Ростоцкой, затем меня перевели в класс виолончели. Мы все благодарны первому педагогу по классу виолончели Эдуарду Ивановичу Андрееву, прекрасному музыканту, который виртуозно играл на различных инструментах. Это был универсальный человек. С него и начался класс виолончели в Ржеве, который был открыт в 1956 году. Небольшой экскурс в историю. Из двенадцати первых учеников Андреева четверо продолжили обучение в музыкальном училище и посвятили свою жизнь музыке. Это мой первый преподаватель Людмила Тимофеевна Богатырева. Она уехала в Ульяновск, где и сейчас работает в симфоническом оркестре. Это Эвелина Владимировна Трунева, наш педагог-наставник и добрый друг; преподаватель по классу виолончели и контрабаса ДШИ № 3.
11_1Надо сказать, что в первые годы в музыкальной школе работали уникальные педагоги. Гуревич тщательно подходил к подбору кадров. Жена Эдуарда Ивановича Андреева, Татьяна Николаевна Северова, пианистка, замечательный педагог, тоже работала в нашей школе. Позже Андреева пригласили в город Киров в музыкальное училище, и супруги туда переехали.
Вообще, по словам педагога Эмилии Вацлавовны Степниковой, ветерана музыкальной школы, виолончелисты у нас на особом счету.
— Класс виолончели мы бережем как зеницу ока, — говорит она. — Его тяжело сформировать. Непросто учить детей, постоянно поддерживая интерес к предмету. Но нашим педагогам это удается в полной мере.
— Галина Евгеньевна, помимо музыки, что есть еще в Вашей жизни?
— Я занимаюсь с детьми в Воскресной школе — готовлю их к хоровому церковному пению. Пою сама на клиросе в Храме Новомучеников и Исповедников российских.
— Что дает Вам церковь?
— Я чувствую особую благодать, когда там нахожусь.
— Галина Евгеньевна, у Вас очень много выпускников. Кто-то из них связал свою жизнь с музыкой?
— Елена Зенина, закончила консерваторию в Нижнем Новгороде, работала в оперном театре. Юлия Плотницкая живет в Германии, играет в любительском оркестре. Лилия Канищева работает завучем музыкальной школы в Подмосковье, руководит ансамблем «Фантазия». Иногда приезжает в Ржев с концертами.
Среди учеников Галины Евгеньевны есть лауреаты фестивалей «Волшебная скрипка» и стипендиаты комитета по культуре «Молодые дарования». Это Лидия Зинченко и Татьяна Петрова. С гордостью Галина Евгеньевна показывает внушительный комплект грамот, наград, дипломов своих учеников, многие из которых связаны с фестивалем имени Я.И. Гуревича «Волшебная скрипка», что традиционно проходит в Ржеве. У областного фестиваля достаточно солидный статус. И там наши виолончелисты наряду со скрипачами выглядят достойно. Нынче в апреле в Ржеве пройдет 16 фестиваль «Волшебная скрипка». А в прошлом году на областном фестивале среди учащихся струнно-смычковых отделений области все ржевские виолончелисты получили награды разного уровня. Галина Евгеньевна организатор подготовительного отделения в музыкальной школе, поет в ансамбле преподавателей «Созвучие» (рук. М. Артамонова), которому почти 20 лет.
И где же на все это она находит время? — спросите вы. Ответ чрезвычайно прост:
— Надо любить свое дело, — без лишнего пафоса объясняет она.
… Когда человек на своем месте, можно преодолеть любые сложности.
Слушайте Баха, Моцарта и Гайдна
Марина Николаевна Платонова вот уже 31 год работает преподавателем по классу виолончели в ДШИ № 1. Коренная ржевитянка. Так же, как и Галина Евгеньевна, окончила сначала музыкальную школу, затем Ржевское музыкальное училище у Эвелины Владимировны Труневой.
— Виолончель — любовь с первого взгляда, — признается моя собеседница. — Родители хотели, чтобы я училась игре на аккордеоне. Но, придя в музыкальную школу, я услышала, как играет мой первый педагог Нина Васильевна Киселева, и все было решено. Это чудный инструмент. Такая глубина звука. Выразительность, напевность, проникновенность — в нем есть все. Недаром Шаляпин говорил: «Петь надо так, как поет виолончель». Мир знает великих виолончелистов: Луиджи Боккерини, Бернхарда Ромберга, Франсуа Серве, Карла Давыдова, Александра Вержбиловича, Мстислава Ростроповича, Даниила Шафрана.
Я пытаюсь своим ученикам доказать, что это лучший инструмент.
— Марина Николаевна, Вы еще в юности знали, что будете музыкантом?
— Нет. Я очень любила математику и физику, хорошо училась в школе по всем предметам. Думала поступать на физмат в университет. Но по окончании 8 класса пошла в музыкальное училище. Мама всегда говорила: ты должна решать сама. И я выбрала музыку. О чем нисколько не жалею. И сейчас я люблю свою работу еще больше, чем в самом начале карьеры. Приобретен опыт. Я знаю, что я могу, знаю, как и чему научить детей. Хотя дети сейчас намного сложнее, чем были раньше. Они другие.
Музыке надо учиться еще и потому, что вырабатывается терпение. Музыкальная школа — это прежде всего труд, труд и труд. Упорный, настойчивый. Кажется, что добился цели, остановился и сразу отступил назад. Только вперед, только постоянно занимаясь, можно достичь результата. Этот навык обязательно пригодится в жизни.
Почему китайцы и японцы практически все учат своих детей музыке? Это взаимосвязано с экономикой. Давно доказано, что у тех, кто занимается музыкой, равномерно развиваются оба полушария головного мозга, легче даются точные науки. Эти люди более успешны в жизни, чем те, кто прошел мимо музыкальной школы. Недаром и у нас раньше в дворянских семьях музыка была неотъемлемым элементом воспитания. Это организует, дисциплинирует, развивает память.
— На Ваш взгляд, каково должно быть участие родителей в музыкальном образовании детей?
— В занятиях музыкой роль родителей очень важна. Когда они вместе с ребенком участвуют в процессе обучения, результат всегда ощутимый. Когда ребенок видит, что родители интересуются его жизнью, ходят вместе на концерты классической музыки, вместе постигают азы музыкальной науки, он старается вдвойне. И попутно вместе с детьми родители сами приобщаются к музыке.
— Вы полагаете, классическую музыку надо слушать с раннего детства?
— Обязательно. Но чтобы найти красоту в классической музыке и полюбить ее, нужно время. Надо дорасти до Баха, Шостаковича. Но не зря же говорят, что венские классики самые удобные для уха, даже животные и растения реагируют положительно. А маленькие дети успокаиваются под классику. Из собственного опыта знаю.
— Засыпают?
— Нет. Сначала прислушиваются, потом начинают «дирижировать», и истерика уходит сама собой. Мой совет: слушайте Баха, Моцарта и Гайдна — голова будет в полном порядке. Ведь почему сейчас популярна среди молодежи музыка в стиле «барокко»? Там все ясно и понятно. Она благоприятно действует на мозг.
— Марина Николаевна, на всех концертах виолончелисты почти всегда выступают с концертмейстером.
— Да. Мы работаем вместе. И к концертам готовимся, и выступаем вместе. Без их поддержки и участия невозможно представить нашу работу. Хочу отметить Елену Анатольевну Веселкову, с которой мы друзья не только по работе, но и по жизни вот уже 30 лет.
В паре с Галиной Евгеньевной работали такие замечательные пианисты как Татьяна Дмитриевна Новоторцева, Татьяна Васильевна Яковлева, Светлана Валентиновна Денисова. Сейчас — Эмилия Вацлавовна Степникова и Светлана Анатольевна Кольцова. Надо сказать, что Марина Николаевна Платонова — активно концертирующий виолончелист. Долгие годы играет в составе муниципального камерного ансамбля под управлением Александра Иваненко. Участвует в лекциях-концертах для ржевитян.
На досуге любит читать русскую классику, интересуется биографической литературой из жизни замечательных людей. И очень гордится успехами своих учеников, с теплотой вспоминает о них, называя дорогие сердцу имена: Алексей Иваненко, Оксана Кудрявцева, Ирина Лепешенкова, Мария Колтушкина, Екатерина Балабай, Ольга Ражева и многие другие, которые пусть и не выбрали музыку своей профессией, а просто играют для души. Для всех них виолончель стала родной, близкой и понятной. И в том, несомненно, заслуга педагога.
Беседовала
Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *