СВЯТЫЕ МЕСТА РОССИИ

Древние русские города и селения неизменно привлекали художников. Они стремились запечатлеть старинную архитектуру, атмосферу, дышащую историей, и ритм повседневной жизни, протекающей на фоне храмов и соборов, которые на протяжении веков стали живыми свидетелями самых разных событий.

Русская душа всегда трепетно откликается и ликует, когда видит прекрасные, торжественные храмы с сияющими золотыми куполами. Но есть на Великой Руси, на первый взгляд, неприметные, скромные церкви, глядя на которые душа поет.

Известный ржевский художник, член Творческого союза художников и Международной федерации художников, преподаватель ДШИ № 3 им. А.Т. и Т.Я. Волосковых Андрей Гриц приглашает ценителей старины отправиться в путешествие по древним русским городам, чтобы полюбоваться этой красотой.

Москва, Вологда, Тотьма, Углич, Кашин, Осташков, Ржев и Старица… Вместе с юными музыкантами и художниками из ДШИ № 3, где 10 октября состоялось открытие выставки А.В. Грица «Святые места России», мы отправляемся в путь.

— В суетной жизни, таящей множество соблазнов, порой далекой от духовности и чистоты, есть, к счастью, островки надежды, где сама атмосфера пропитана спокойствием, тишиной, умиротворением, где мысли становятся чище и сердце добрее, где все напоминает людям о сопричастности к Богу. Неслучайно и называют эти места святыми…

С таких проникновенных слов преподавателя Натальи Ивановой и волнующих звуков музыки в исполнении ансамбля гитаристов «Пили-грим» началось это удивительное путешествие по нашей стране, сокровенные уголки которой мы открыли для себя вместе с художником Андреем Грицем. В экспозиции представлено 16 произведений (7 из них новые), выполненные в разной технике, в основном — акварель, темпера. Есть картины, написанные маслом, а также графические листы.

Почему именно храмы стали главными героями произведений? Ответ мастера прост и понятен:

— Храмы обладают притягательной силой.

В истинности этих слов убеждаемся воочию, внимательно рассматривая картины и слушая комментарии автора, который где только не побывал за свою жизнь!

Вот Андреевская церковь в Вологде (рисунок выполнен еще в 90-е годы). А это Углич. Покровский Храм в женском монастыре. Между Вологдой и Великим Устюгом — городок Тотьма, где мы любуемся красивейшим храмом. Эта картина отличается своею контрастностью. Все гармонично подобрано. Красив цвет неба и церкви. Интересна композиция работы. С одной стороны от храма — деревце, а с другой — простор, дающий волю нашей фантазии.

Колорит, композиция, манера исполнения — все в работах Грица гармонично и просто. И этим они подкупают зрителя. По мнению коллег художника, кому-то больше нравятся композиционные находки мастера (как, например, графическая работа с изображением храма в Тотьме), а кто-то восхищается изящно выписанными деталями, как на картине «Храм Благовещения Богородицы в Москве», где словно ажурным белым покрывалом окутана церковь. Очень необычно, тонко и красиво. А сколько притягательной силы в самом облике монастырей и церквей!

У подножия древней Старицы, на левом берегу Волги, расположилась церковь Рождества Богородицы, также известная под именем Параскевы Пятницы.

В былые времена рядом с церковью был рынок — торжище, как тогда называли. Множество купцов приезжало сюда, в городке кипела торговля. Отсюда и название храма: Параскева Пятница — покровительница торговли, воды и дождя. Все храмы на Руси, посвящённые ей, строились вблизи рек или других водоёмов. В середине XVIII века церковь была перестроена в камне. В результате образовался эффектный архитектурный ансамбль в барочном стиле, напоминающий миниатюрный монастырь. В облике этого здания есть что-то удивительно уютное, камерное.

На картине Грица «Старица. Монастырь»  это видное и красивое место похоже на сказочное царство, утопающее в еще сочной зелени уходящего лета (или это начало осени?). Умели же наши предки выбирать для церкви место, располагающее к возвышению ума и души. И работа художника в полной мере отражает все это великолепие. Именно насыщенностью цвета она и привлекает.

Известно, что храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С тех времен и пошла путаница — люди говорят и «Пятницкий храм», и «Рождества Пресвятой Богородицы».

А теперь заглянем в старинный город Кашин, где в конце XVIII — начале XIX веков насчитывалось 32 церкви. На противоположном берегу Кашинки (в которой, по словам Андрея Викторовича, вода плотная, как морская) в центральной части города располагается каменный Вознесенский храм, построенный в 1799 году. Его мы видим на картине «Кашин. Река Кашинка. Вознесенский собор». В 1857-1860 годах храм был перестроен и расширен. Вознесенский храм имеет массивный куб с пирамидальной группой пяти куполов. Стоящая отдельно колокольня была построена в 1849 году. В 1929-м в Вознесенском храме были сняты кресты и разобран иконостас. В шестидесятые годы XX века церковь закрыли для службы и стали использовать как мебельный склад. После реставрации в девяностые храм снова открыли для службы. Сейчас здесь находятся мощи Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Завершим наше путешествие по Кашину рассказом о Крестознаменской церкви, образ которой также представлен в экспозиции.

Деревянная Крестознаменская церковь впервые упоминается в 1621 году, каменная церковь построена в 1782-1784 годах. Позже храм был расширен, к трапезной пристроили её западную половину и притвор с лестницей. К первоначально сооруженной каменной церкви примыкала невысокая колокольня, затем была возведена новая, со шпилем, значительно превышающая сам храм. Построенная в западной части города небольшая и скромная церковь возвышалась на правом крутом берегу реки Кашинки и перекликалась с ансамблем церквей в центре города.

Есть на Тверской земле и современные храмы, удивляющие своим интересным архитектурным замыслом. Один из них, построенный несколько лет назад, — храм в честь Святого Александра Свирского — видим на картине Грица. Находится в Центральном лесном государственном биосферном заповеднике, что в Нелидовском районе, в посёлке Заповедный, который примыкает к старой деревне Фёдоровское, расположенной недалеко от истока Межи.

Примечательно, что построенный в центре главного водораздела Русской равнины храм носит имя великого святого — покровителя таёжных лесов и природы русского Севера. Преподобный Александр Свирский оберегает заповедник и прилегающие к нему земли Верхневолжья. Храм получился на славу. Хоть и деревянный, но, как говорят, брёвнышко к брёвнышку сложено, с соблюдением всей архитектурной композиции.

Зрители, конечно же, узнают среди великолепных работ Грица красивейший белокаменный Оковецкий собор в Ржеве. А вот художественное изображение Христорождественской церкви, которая была разрушена в советское время, пожалуй, не встретят больше нигде. Возродив из небытия ржевскую реликвию, Андрей Викторович написал картину в свойственной ему метафоричной манере. Образ распятого на кресте Иисуса Христа — как назидание нам, ныне живущим: чтобы помнили, берегли и хранили все, что связано с историей России. Где нет памяти, там нет будущего.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *