ТАК БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ ЗАВТРА

Удивительно интересную творческую встречу со зрителями в рамках городского фестиваля, посвященного 165-летию Павла Немирова, провела 20 октября в клубе ЖД художественный руководитель Наталья Андреева. В гостях у ржевитян вновь побывала юная талантливая художница Василиса Богачева с выставкой эскизов костюмов «Мой взгляд» к пьесе Лермонтова «Маскарад».

Учащиеся театральной студии из ДШИ № 2 им. А.Г. Розума Ксения Измайлова и Юлия Милантьева прекрасно читали стихи о непростой актерской судьбе. В постановке юных театралов (Ксении Измайловой и Светланы Чайкиной) по-новому звучали бессмертные лермонтовские строки из драмы «Маскарад» про «век нынешний, блестящий, но ничтожный…» Чудесная музыка Арама Хачатуряна мысленно перенесла зрителей в Санкт-Петербург, на сцену Александринского театра, где в 1864 году впервые была поставлена пьеса.

Стоит отметить интересное оформление зала. Рисунки учащихся ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых, романтический наряд барышни позапрошлого века (платье к одному из спектаклей коллектива «Улей») и, конечно, рисунки Василисы Богачевой — все буквально пропитано театральным духом. А в центре зала — портрет человека, благодаря которому в 1900 году возродился ржевский театр.

Павел Немиров, Почётный гражданин Ржева, меценат, благотворитель. Он очень любил родное Верхневолжье, радовался его успехам и новым победам, старался во имя его общего блага. Благодаря материальным вложениям ржевских купцов, город и сегодня украшает волжский мост (старый), немалые средства на строительство которого были отпущены Павлом Семеновичем. Кроме того, он содержал пять богаделен, постоянно помогал ржевским церквям и собору, вкладывал свой капитал в городское благоустройство.

Павел Немиров (около 1860 — 1942) родом из крестьян села Пристань, что находилось на пограничье древних новгородских земель.

В Ржеве обосновался в 80-х годах XIX века, приехав на заработки. Свой первый деревянный дом построил в самом начале Первой Успенской улицы на высоком волжском берегу (это ул. К. Маркса, где сегодня находится Центральная библиотека).

К середине 90-х Павел Семенович имел уже немалые средства. Благодаря предпринимательской жилке, он построил свой частный капитал на розливе местной минерализованной воды из артезианского колодца. Напиток, обладавший уникальными вкусовыми свойствами и купажированный лимонадным составом на основе натуральных фруктово-ягодных соков, высоко ценился в Москве.

Но главной его заботой был театр, который он возродил и лелеял, как дитя, на который он не жалел ни времени, ни денег и который был делом его гражданской чести.

В конце 90-х на Князь-Федоровской стороне он выкупил землю в центре города вблизи Большой Торговой (теперь Советской) площади и построил громадный, с большим мезонином, кирпичный двухэтажный дом, затем перестроил его в трехэтажный. На его первом этаже располагались кинотеатр, гостиница для крестьян-торговцев; часть второго занимал единственный в Ржеве зимний театр — большая и удобная сцена, галерея, раёк и зрительный зал, состоявший из партера на 150 зрителей, 16 лож. Всего специально оборудованное помещение вмещало 400 зрителей (для сравнения: в зале клуба ЖД — 315 мест). На этом же этаже находилась жилая квартира самого Немирова. На третьем — ресторан для театральной публики, дорогая гостиница, большая бильярдная.

Постановочная труппа была организована и составлена тщательным образом. Контракты оформлялись на сезон. Особо удачные спектакли и полюбившиеся зрителю актеры ангажировались на длительное время.

Заезжали в Ржев и гастролеры издалека. Ставились даже вечера оперетты.

Ржевская публика охотно ходила в театр, иные спектакли посещали по 3-4 раза. Мнения и общественные отзывы об игре местных актёров доходили до ведущих столичных театров и губернского центра.

Собственно, театр все больше становился не только частной организацией, но особо значимым местом города, его визитной карточкой. Даже на сохранившихся почтовых открытках того времени, наверное, самым популярным «ржевским приветом» было фото немировского дома.

Октябрьские революционные события 1917 гогда во многом перечеркнули судьбу городского театра. У Немирова сразу была конфискована вся собственность. В 1918-м театр был национализирован. Его переименовывают в клуб с актуальным в то время названием «Коммуна».

С 1920 года в здании располагается «Ржевский гостеатр», затем — «Ржевский гордрамтеатр».

Павла Семеновича лишили права собственности и предложили ему место сторожа при театре. Он соглашается, понимая всю сложность положения, и переезжает с семьей в маленькую комнатку когда-то своего родного дома. Он не гнушается никакой работы: истопник, печник, дворник, охранник, плотник … — только бы быть там, в дорогом ему театре. Но в конце 20-х годов, когда понадобилось помещение для очередного кабинета чиновника, Немирова выселяют окончательно. Хотя и потом долгое время к нему обращаются за помощью в бытовом содержании здания, ведь только Павел Семенович досконально знал всю отопительную систему, расположение дымоходов, водоснабжение дома…

В 30-х годах Немировы переселяются к Колларам (Павел Иосифович Коллар — знаменитый ржевский пиротехник, муж дочери Павла Семеновича Антонины), где живут в маленькой комнатке на северной стороне дома — бывшей детской.

Великая Отечественная война практически дотла разрушила город. Сильно пострадало все здание театра, а актерская труппа была эвакуирована в Кимры.

В 1942 году зимой фашисты выгоняют Павла Семеновича из дома, из его последнего пристанища — старого, без одежды, голодного и уже очень больного. Он скитается по холодному городу, подхватывает тиф и очень тяжело умирает. Его не в чем хоронить, настолько потрепаны ветхие тряпки. В чужой одежде, собранной у случайных людей, тело везут на санках на Казанское кладбище.

Так трагически закончился земной путь Павла Немирова — Почетного гражданина Ржева, крестьянина по происхождению, но интеллигента по мировоззрению, человека высокой духовности и зрелой гражданственности, патриота земли русской, который очень любил театр.

Всей душой любим театр и мы, зрители XXI века. С нетерпением ждем каждый новый спектакль талантливых ржевских коллективов, радушно встречаем на нашей сцене
гостей из Москвы, Твери, Кимр, Вышнего Волочка.

Но что же привлекает современную молодежь в пьесе, написанной почти два века назад? Почему выбор пал именно на «Маскарад»? — спрашиваем у Василисы Богачевой, которая с такой любовью сотворила рисунки костюмов героев.

— Привлекает, конечно же, красота и романтика, — говорит девушка. — Заинтересовала меня и история моды. А что же носили дамы XIX века? Каковы были модные тенденции 30-40 годов? Прежде
всего — это узкая линия талии, юбка — до щиколотки, — поясняет Василиса. — Под расширенную юбку барышни надевали несколько нижних юбок. Опущенная линия плеча с вшитыми, огромными по объему рукавами зрительно усиливали впечатление узкой, тонкой талии, затянутой в корсет. На одноцветных тканях в тот период появляются узоры. На эскизах к «Маскараду» видны расшитые юбки. Вечерние декольтированные наряды дамы шили из дорогих красивых тканей. Это были шелк с восточным рисунком, бархат, парча, вельвет, использовали для платьев также бязь, сатин, ситец. Барышень украшали шляпки с перьями, вуалью, повязки с драгоценными камнями на лбу. Мужской силуэт повторял женский. Талия затягивалась в корсет. Жилет, фрак, сюртук, редингот обтягивали грудь, и полы от талии расширяются, как дамская юбка.

На бал мужчины являлись в суконном или бархатном фраке, обязательно в белоснежной рубашке. Так одеты герои Лермонтова — Арбенин, Казарин, Звездич, Шприх и Неизвестный.

Василиса рассказала, что она внимательно перечитала пьесу, изучила специальную литературу о моде XIX века, и только потом начала рисовать эскизы.

— Вот Евгений Арбенин. Главный персонаж «с душой кипучею, как лава». Поэтому он в ярко-красном камзоле. Очень богатый и авторитетный в обществе, которое и не догадывается о том, что своим огромным состоянием он обязан главному пороку — любви к азартным играм. Лермонтов наделяет его неиссякаемой энергией, силой воли, свободолюбивым духом, иронией, презрением к фальши.

Арбенин любит свою жену, и у него нет больше собственных интересов. Его любовь испепеляющая, зацикленная, что приводит к трагедии.

Нина. Юная прелестница с кротким нравом, олицетворение правды, любви. Любит Арбенина, но не в состоянии защитить себя и свою любовь, когда возникает необходимость. Она слишком доверчива, ведет себя, как ребенок. Именно эти черты характера стали основой для создания костюмов Нины в рисунках, где использованы нежные пастельные тона, подчеркивающие чистоту и искренность героини.

Полная противоположность Нине — баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича. Знатная дама, надменная, лицемерная интриганка, спровоцировавшая конфликт, который закончился трагедией, она может признаться в любви только будучи в маске. У этой дамы яркие наряды из парчи и бархата, вышитые золотыми нитями, шляпка с вуалью и дорогие украшения. Каждый персонаж пьесы символичен. Это набор конкретных людских пороков.

«Маскарад» — это сборище людей в масках, с чужими образами, которые прячут истинное лицо. Светский лицемер немецкого происхождения Шприх готов ради личных интересов на любую подлость; князь Звездич, человек азартный, но плохо разбирается в людях; князь Казарин, завзятый игрок и шулер, и Неизвестный — герой без имени. Все они не знают реальности, искажают ее. Они обманывают и обманываются сами, каждый отделен от других глухой, непроницаемой стеной.

В результате — большое количество несчастных людей, которые тратят свою жизненную энергию неизвестно куда: на карты, интриги, сплетни.

Конечно, эта пьеса о любви, дружбе и предательстве. А также о влиянии социальной среды на человека, на его характер и судьбу. Автор говорит о том, как человек стремится к искренности в дружбе и любви. И если он не находит этих чувств в жизни, то становится недоволен, мстителен и зол.

По-моему, очень знакомая история…

Елена СООЛЯТТЭ

Фото Ольги КУДРЯВЦЕВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *