«Русская культура нас защитит»

Майя Игнатьевна Бойцова, преподаватель ДМШ № 1:

«Русская культура нас защитит»

— Майя Игнатьевна! 2014 год — Год культуры в России. Российская общественность должна воспользоваться объявленным Годом культуры для того, чтобы побуждать власти всех уровней проводить культурную политику, достойную страны Пушкина и Чайковского?

— Год культуры — это выдумка чиновников. Культурой надо заниматься постоянно. Иногда смотришь на все это и думаешь: а помнят ли вообще о русской культуре, особенно культуре музыкальной? В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского. Все были заняты предстоящими юбилеями Вагнера, Верди, кого угодно, но только не русского композитора. В 2013 году был юбилей Александра Порфирьевича Бородина. И его практически не заметили. Лишь на открытии Олимпиады в Сочи прозвучал хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь», что вызвало очень странное чувство. Скоро грядет юбилей — 170 лет Римскому-Корсакову, так, по крайней мере, хоть Спиваков сейчас устраивает фестиваль. А еще, по счастью, у нас есть Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов — радетели за русскую музыку.

— Вы упомянули Олимпиаду, церемония открытия которой была целиком построена на великой русской культуре.

— Да, это было грандиозное, но все-таки шоу. Немыслимо, когда на сцене стадиона показывают первый бал Наташи Ростовой, а звучит вальс композитора Евгения Доги! Ведь есть прекрасная музыка Прокофьева из оперы «Война и мир». И у Бородина можно было найти чудесную музыку, которая бы соответствовала столь грандиозному мероприятию.

— Команда была интернациональная, видимо, люди недостаточно хорошо разбирались в русской музыкальной культуре.

— Точно так же получилось и у нас с памятником Сеславину в Ржеве — лицо у героя войны 1812 года подходящее, а вот ментик гусары носили на левом плече, а у нашего Сеславина он оказался на правом. Хорошо, что уже ни одного гусара нет, не обидятся. Спросить бы ваятеля — а знал ли он об этом? Вот и на церемонии открытия Олимпиады получилось, что звучит хор «Улетай на крыльях ветра», где поют невольницы хана Кончака, тоскующие по Родине. Мелодия прекрасна, но…

— Но широкой публике контекст неизвестен.

— Досадные промахи на таком уровне свидетельствуют о том, что с культурой у нас проблемы. Хотя далеко не все зависит от чиновников. В Ржеве мы с незапамятных времен сотрудничаем с Центральной библиотекой, в литературной гостиной проводим вечера, посвященные творчеству великих русских композиторов. Пока отложили Римского-Корсакова из-за фестиваля «Волшебная скрипка», но обязательно проведем встречу в конце апреля. Также отметим 210 лет со дня рождения Михаила Глинки. А впереди еще юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова — 200 лет.

Да, еще по поводу Олимпиады. Почему российский гимн на торжественной церемонии открытия поет церковный хор? Странно.

— «Россия — священная наша держава, хранимая Богом родная земля». Что же странного в том, что такие слова исполнил хор Сретенского монастыря? Он является древнейшим в нашей стране хоровым коллективом: хору Сретенского монастыря более 600 лет! Он создавался вместе с монастырем — с 1397 года.

— Пели очень хорошо. Но считаю, что это было не то, что надо. Думаю, даже во времена императоров гимн так не звучал. Есть же у нас хоры: республиканская хоровая капелла, Мининский хор, остатки Свешниковского хора…

— Объединили детские хоровые коллективы на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр. И тысячный Детский хор России принимал в этом участие.

— На меня не произвело впечатления. Можно было сделать все гораздо лучше, и Гергиев, который возглавил возрожденное Хоровое общество России, должен был привлечь к этому настоящих хоровиков. Не только детские, но и юношеские хоры добавить. Тогда это бы звучало более впечатляюще. А так получилось эстрадное шоу, которое к хоровому пению имеет прикладное отношение.

— Майя Игнатьевна, а может быть, люди забыли, что такое настоящее хоровое пение?

— Думаю, что не забыли. Хотя теперь редко поют. Кстати, первое хоровое общество в России было основано еще в конце XIX века. Еще в середине 1980-х Россия была одним из лидеров в развитии хорового искусства — только самодеятельных хоровых коллективов было около 30 тысяч (это около трех миллионов человек). Учеными доказано: занятие хоровым пением в детстве воспитывает творческих, неординарных людей с хорошим вкусом.

— Возродить хоровое движение в России — значит вернуться к своим корням и вспомнить о национальной идентичности. Ведь пели в советские времена, пели в досоветские времена. Почему сейчас не поют?

— Раньше не было телевидения, Интернета, развлечений. Теперь и в кинотеатры не ходят.

— Одно дело смотреть фильм в кинотеатре, когда одинаковые эмоции переживают сразу несколько сотен людей, и совсем иначе они воспринимаются в одиночестве перед домашним экраном. Или то же хоровое пение с эмоциональной, социальной точки зрения.

— Конечно! Но все зависит от домашнего воспитания. Вы знаете много семей, где поют? Есть такая легенда. Один завоеватель осадил город. Посылает лазутчиков, посмотреть, что там народ делает. «Плачут», — доносят правителю. «Ну, тогда надо подождать. У них еще есть силы, запасы, смогут продержаться». Через некоторое время снова отправляет: «Ну, а теперь что?» — «Теперь поют». — «Пора начинать штурм. Значит, больше у них ничего нет». Помните, у Булгакова в «Собачьем сердце» доктор Преображенский спрашивает: «Что же они делают?» — «Хор организовали, поют». Почему после войны в стране шла организация хоров? Людям надо было обязательно чувствовать себя в коллективе. Иначе было бы просто не выжить. Хоровое пение — это в определенном смысле условие выживания нации как нации и государства как государства. Настоящий хор — это всегда коллектив, где каждый держится друг за друга. А сейчас зачем держаться-то? Если надо развлечься, сел к телевизору, компьютеру, включил диски…

— А социальные связи?

— Если они необходимы, обязательно найдутся люди, которые будут их возрождать. Посмотрите, что происходит сейчас на Украине — люди сидели, выжидали, но вдруг рогом уперлись. Раз — и все социальные связи имеют место. Перед угрозой народ стал сплачиваться сразу, как во время войны. Пока все хорошо, все живут отдельно. И в обычной жизни подобное явление имеет место: кто-то из родных умирает — все родственники сразу собираются. Об усопшем мало думают, скорее, идет общение. Социальные связи жизнь диктует. И чем лучше жизнь, тем они слабее. Думаете, в Ржеве социальные связи ослаблены? Вот введут социальные нормы на электроэнергию — с 1 июля возникнут социальные связи.

— Люди объединятся против государства?

— Государство — это чиновничья организация. А есть еще Отечество.

— Отечество люблю, но государство ненавижу?

— Да. Это как в Германии. Немцы любят свою Родину. Но они отреклись от государства Гитлера.

— Национальные идеи всегда живы. Если бы на Украине не рассматривали Россию в качестве врага, кто был бы против такого патриотизма?

— Они нас рассматривают в качестве будущих рабов.

— Украинцы?

— Такой нации нет. Украина когда-то была окраиной России, где вначале жили одни лихие люди — казаки, беглые крестьяне. У них своеобразный характер, ведь жили между двух огней — турецкая и российская государственность. Пока императрица Екатерина Великая не сообразила, что надо бы их привлечь на государеву службу. Государственный, хотя и женский ум!

И если бы Владимир Владимирович вдобавок к уму и способности дипломата имел еще и дар крупного российского купца, например, Елисеева, мы бы сейчас процветали.

Бывала в Западной Украине. Западная Украина — искусственное административное образование — северная Буковина, Бессарабия, Львов, который был когда-то столицей Польши. Там не то что русского — украинского нет ничего. Венгры, румыны, поляки. Западную Украину искусственно присоединил Иосиф Виссарионович. Плоды сегодня и пожинаем. Та же история с Крымом. В Крыму некогда наша императрица себе юбку шила, из-за которой было не видать турецкого флота, как некогда Валентин Пикуль написал.

— Да, ошибки прошлого.

— Если есть государственный ум, думают наперед — чем это может обернуться в исторической перспективе? Харьковская область, Донбасс — русские территории. Зачем присоединять к Украине? Зачем Крым отдали? Кстати, Крым по документам остается турецкой территорией до сих пор. Если бы Крым объявил себя самостоятельным государством, Турция могла бы заявить о праве на него.

— И что же делать в этой ситуации? Сплотиться и петь хором?

— Политика — составная часть культуры. Только человек с широким культурным кругозором может мыслить широко. А узкий специалист подобен флюсу, как говорил еще Козьма Прутков.

— Майя Игнатьевна, что можно сказать о культуре на местном уровне?

— Считаю, Ржеву повезло с начальником отдела культуры — хороший пример деятельности чиновничьей и культурной. Одно дело — подать идею. Самое главное — воплотить ее в жизнь, чем Валентина Бременева успешно занимается. Фестивали «Волшебная скрипка», «Играй, баян», фестивали патриотической песни и многие другие прижились у нас благодаря ей. Ржев — провинциальный город, но, как и областной центр, имеет три музыкальные школы. Наша первая музыкальная школа — это почти 400 человек. И еще более 1000 детей занимаются в школах искусств.

— А обыденный уровень культуры ржевитян почему такой низкий?

— Я не вижу особого упадка. Подобное всегда было. Вот Вы не ездили в Москву за продуктами. Думаете, тогда в очередях все любезно друг с другом разговаривали? И порядок в Ржеве обязательно наведут. Просто нам не надо мусорить. За Холынкой, где живу, вежливые дворники убирают свою территорию каждое утро. И дороги сейчас нормальные. После войны их совсем не было. Торопецкий тракт, который года три назад отремонтировали неплохо, тогда являл из себя ухаб на ухабе. И вот представьте, едет обоз санитарный, который чистит нужники. На 15 телегах установлены бочки, обоз проехал, а еще несколько дней такой аромат стоит! Я свидетель всего того. Мы приехали в Ржев в 1948 году из Смоленска. Другое дело, что по прошествии стольких лет у нас обыденная, бытовая культура остается все-таки на очень низком уровне. Сознание такое, будто мы — кочевники. Словно Ржев не город, а какое-то временное поселение. Кочевникам было легче — телегами территорию огородили, потом все замусорили, собрались и поехали в другое место. А мы?

— Но мы же оседлый народ.

— Сколько должно пройти времени, чтобы мы наконец-то почувствовали себя оседлым народом? Христианство было принято 1025 лет назад. Русь так и не стала однозначно христианской. У Лескова есть на эту тему очень любопытный рассказ «Чертогон».

— У того же Лескова есть чудесный роман «Соборяне».

— Все зависит от обстоятельств, в которые попадает человек. Когда обстоятельства человека прижимают…

— И тогда он порой предает человеческое в себе?

— Если удается все сгладить и сделать мирным путем, то этим мы обязаны только культуре. На политика, у которого отсутствует культурная составляющая, надеяться невозможно.

— Владимир Путин, например, играет на пианино. А Президент Ельцин говорил, что любит перечитывать Чехова.

— И петь лирическую «Вечер тихой песнею над рекой плывет»… Ельцин был весь нараспашку, за пазухой камень не держал. Можно было понять, что он за человек.

— Кстати, Сталин стихи писал.

— Сталин был талантлив во многом — в добывании средств на революцию, побегах, которые совершал из тюрем, в любви. Обожал оперу «Фауст» и музыку Моцарта. Но он был все-таки восточным человеком.

— Что не мешало поднять ему знаменитый тост за великий русский народ.

— Он был обязан это сделать как руководитель государства после всех ужасов войны. В нас тоже сильна восточная закваска, когда перед правителем частенько пасуем. И это дает о себе знать до сих пор. А вообще, жизнь — штука непростая, порой жизнь — как джунгли.

— Того и гляди, что тебя съедят.

— Надо смотреть, кто намеревается, и что можно противопоставить. Надо себя поставить так, чтобы никому и в голову не пришло против вас выступать. А если пришло, должны иметь такую тыловую защиту, которая сразу встанет за вас и прикроет. Кстати, великая русская культура нас так и прикрывает всегда.

— Майя Игнатьевна, благодарю Вас за интервью.

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *