«УЛЕЙ» ПОКАЗАЛ «ЦАРЯ ПОТАПА»

То, насколько сильны в нашем городе театральные традиции и как уместен был бы в Ржеве, где есть талантливые режиссеры и актеры, свой настоящий театр, острее всего ощущаешь на местных премьерах. Спектаклей коллектива «Улей», которым руководит Наталья Андреева, ждут с нетерпением. И новая постановка «Царь Потап» не стала исключением.

Место действия — изба зажиточного крестьянина Потапа Урлова, обладателя большой семьи и хозяйства, отселившегося из деревни на хутор. У Потапа скверный характер: склочный, вздорный, практически все диалоги с его стороны проходят на повышенных тонах — то на жену он кричит, то на взрослых уже сыновей, погоняя их, «бездельников», работать по двору и в доме. Но, несмотря на это, к герою проникаешься симпатией и даже уважением: да, деспот и самодур, но, во-первых, это человек предприимчивый и работящий, сумевший с нуля разбогатеть, во-вторых, он, шумный и скандальный, не гнушающийся запустить в жену сапогом или топором, ни разу, по собственному признанию супруги, ее не ударил. «Так небитая и помру», — говорит она. А вероятнее всего, дело в актерском таланте Сергея Андреева, обаяние которого даже негативного по фабуле персонажа делает интересным.

Сыновья у Потапа все разные: Степан (Дмитрий Кудрявцев) вместе с женой Феклой (Марина Веселова) батрачит на отца днями напролет в обмен на тычки и упреки, Константин (Дмитрий Зайцев) третий год не разговаривает с папашей за то, что тот хотел насильно его женить. Третий — Павел (Михаил Струнин) — подался в город на заработки, четвертый — Мишка (Константин Мянник) — пьет и гуляет напропалую, младший Сашка (Данил Исамбаев), еще ребенок, вместе со столетним дедом Эрастом (Андрей Марков) на печи обитает… Еще есть дочь Любка (Оксана Тето), девка на выданье. Другие действующие лица — жена Катерина (Марина Кульнева), соседи из деревни. Один (Валерий Балаев) хочет с Потапом породниться через детей, другой, Гаврила (его играет Игорь Жуков), — денег занять в счет продажи Потапу своей земли), и нищенка (Татьяна Смирнова). Кроме этого, зрители увидят в спектакле Валентину Королеву, юного Савелия Левашова, Ольгу Кудрявцеву.

Идет 1913 год, уже сильны революционные настроения и тенденции переселения из деревни в город. Вот и сын Павлуша некоторое время назад в Петербург переехал, и вроде неплохо там устроился… В разгар действа он, щегольски, но не по погоде одетый, приезжает к родным вместе с молодой городской женой Еленой Сергеевной (Татьяна Румянцева); вроде как погостить, а как выясняется позже — остаться делать бизнес на отцовские деньги, поскольку сам в столицах успеха не добился. Потому и приехал с пустыми руками, привезя лишь дудку да пряник младшему брату.

Осерчав на него да на второго сына, Потап, до сей поры убежденный, что семья должна жить одним цельным хозяйством, решает-таки отделить сыновей: сгоряча покупает Степану с Павлом избу и, выделив скарба да скотины в меру своих представлений о справедливости да благословив иконами, выселяет сыновей с женами. Страсти накаляются, семья скандалит, и тут не выдерживает молчаливый Константин: возвратясь с охоты и не желая больше терпеть издевательств Потапа, он убивает отца. А затем ударяется в бега.

В финальных сценах Павел мародерствует: снимает с отца и надевает себе его «валенцы», рвёт с шеи ключ от сундука со счетами и деньгами и садится их считать, приговаривая, что теперь-то он все тут к своим рукам приберёт…

Изложение сюжета, конечно, не может передать всего драматизма происходящего на сцене: это стоит увидеть. И у зрителя такая возможность еще есть: повторы показа в клубе ЖД будут 12 и 13 ноября в 16 часов.

Можно упомянуть, что к творчеству Александра Копкова, написавшего две ярких пьесы, в Ржеве обращаются не впервые. Несколько лет назад ДЭТ «Мальчишки и девчонки» показал пьесу «Слон», и вот теперь — «Царь Потап». Постановка стала удачной, зрители провожали актеров со сцены аплодисментами.

Но завершение пьесы не стало завершением премьеры: на нее, приуроченную к городскому фестивалю имени основателя ржевского профессионального театра Павла Немирова, прибыли почётные гости. Из Санкт-Петербурга приехали потомки Павла Семеновича (его праправнук Александр с семьей), а из Москвы — потомки Колларов. Эти две известные в нашем городе купеческие семьи почти сто лет назад породнились (Павел Коллар, который владел в Ржеве крупной пиротехнической фабрикой, взял в жены дочь Немирова Антонину).

И приехали гости не с пустыми руками. В память о Павле Немирове были учреждены призы лучшему актеру и лучшей актрисе театра «Улей». Их получили Сергей Андреев, исполнитель роли Потапа, и его по сценарию супруга — Марина Кульнева. Театральному коллективу гости также вручили картину с видом Ржева, которая, уверены, найдет свое место в клубе железнодорожников.

А зрители будут ждать новых театральных постановок, ведь несмотря на то, что своего отдельного театра в Ржеве сейчас нет, жива память о его основателе и живы традиции, благодаря талантливым энтузиастам, любящим свое дело и наш город.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *