Ржев — Великие Луки Исторические параллели

9_2Как любой регион, города В. Луки и Ржев имеют собственные глубокие исторические и культурные традиции, свои природно-географические и социально-экономические особенности. Каждый из них обладает своими особенностями и спецификой.

Но в исторических составляющих провинциальных центров В. Лук и Ржева — малых городов Ро

ссии, безусловно, есть и достаточно много аналогий. Такие сходства обусловлены четырьмя основными позициями. Это:

1. Относительная территориальная близость. Вспомним, что в 1929-30 годах оба соседствующих округа — Великолукский и Ржевский вместе входили в Западную область Российской Федерации.

2. Похожая судьба городов — как стратегических оборонных рубежей Отечества. Приведем только два факта. В 1978 г. город Ржев награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени; в 1983 г. такую же награду получает город В. Луки. В 2007 г. Ржев удостоен почетного звания «Город воинской славы», а через год такое же звание присвоено В. Лукам.

9_1

 

3. Традиции «узловых» градообразующих поселений, когда оба города находятся на государственно важных магистральных перек

рестках: шоссейных и железнодорожных. Так, в Ржеве перекрещиваются железнодорожные магистрали: Москва — Великие Луки — Рига и С.-Петербург — Лихославль-Вязьма — Брянск Симферополь. В. Луки — знаково важный узел сцепления дорог: Москва — Ржев — Резекне — Рига и Вильнюс — Полоцк — Торопец — Осташков — Бологое.

4. Миграционные процессы — это тоже один из признаков, ведь города связывают многие позиции социальной контактности. Это служебная деятельность, учеба, родственные связи, культурно-спортивные мероприятия и многое другое. Приведем несколько примеров.

А.К. Кистер (1885-1968) — заслуженный врач РСФСР; в 1910 — 1925 гг.. работал врачом в Ржеве, а с 1925 — 1941 гг. — в В. Луках, с 1946 по 1963 гг. — зав. хирургией ж/д больницы г. Ржева.

И.Л. Зыков (1909-1982), с 1929 г. работал литсотрудником журнала «Западная область» (а это его материалы, в том числе, и о
В. Луках), в 1935-41 и 1962-71 гг. являлся сотрудником газеты «Ржевская правда».

В.С. Бобарыкин (родился в 1946 г., В. Луки) — с 1992 г. работает в Ржеве зав. отделением противотуберкулезного диспансера.

Добавим, что многие ржевские школьные учителя физ. подготовки, тренеры — преподаватели Ржевской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва (СДЮШОР) — выпускники либо студенты Великолукской государственной академии физ. культуры и спорта (ВЛГАФК). Кроме того, достаточное число работников ж/д станций Ржева, которые сегодня трудятся на ответственных должностях административно-хозяйственного аппарата отделения РЖД, начинали свое обучение в В.Луках (ранее — филиал ЛИИЖД). Напомним, что участок Ржев — В. Луки автомагистрали «Москва-Рига» строило СУ-845, которое базировалось в Ржеве в поселке РТС.

Замечательно, что культурная общественность Ржева сегодня постепенно налаживает творческие и взаимные дружеские связи между самодеятельными коллективами. Так, хор ветеранов войны г. В. Луки уже приезжал с концертами на Верхневолжье. Важным фактором для обоих городов стало строительство с середины 1890-х годов железной дороги, которая непосредственно тоже их соединяет.

Интересен один краеведческий факт. Первоначальный проект Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (теперь это ж/д Москва-Рига) предусматривал провести её мимо нашего города — через Зубцов на Торопец. И только, благодаря вниманию и хлопотам Тертия Ивановича Филиппова, его сочувствию интересам города новая транспортная артерия пришла и в Ржев. На собрании городской Думы от 5 октября 1898 г. глава Ржева А. Чураков, перечисляя заслуги и выражая благодарность Т.И.Филиппову, подчёркивает, что подведению линии строящейся Московско-Виндавской железной дороги к Ржеву городское общество всецело обязано нашему земляку. Напомним, что эта дорога строилась с 1894 по
1915 гг. За те почти два десятилетия на всем ее протяжении одновременно и комплексно проводились не только линейно-путевые работы, но и сооружались необходимые типовые эксплуатационные службы. И, отметим, что многие здания возводились по типовым проектам и были внешне похожи. А это станции, платформы, переезды, служба связи, сеть водоснабжения, паровозные и вагонные депо, мастерские (кузнечные, токарные, чугунолитейные и др.), жилье для обслуживающего персонала, столовые пункты, медицинские участки, клубы и даже специальные железнодорожные училища.

В Ржевском архиве сохранились уникальные рукописные воспоминания из личного фонда нашего старейшего железнодорожника И.А. Макшинского «История Ржевского локомотивного депо. 1900-1959. Монография». Здесь рассказывается о многих подлинных событиях, связанных с историей Ржева. Так, комплекс ржевского депо был сдан в 1900 г. Само депо было оснащено заграничным оборудованием, в основном, германских фирм: «Братья Бромлей», «Шепинг», «Цинцинати» и др. Его открывал председатель Ржевской городской Думы господин Чураков, а местным духовенством было освящено и окроплено святой водой все техническое здание.

Станция «Ржев-II — Балтийский» стала функционировать с 1900 г. На новую железнодорожную станцию «Великие Луки» первый поезд прибыл 11 сентября 1901 г., который проследовал и через Ржев.

Но вся железнодорожная ветка «Москва-Ржев-Великие Луки-Виндава» (г. Вентспилс — порт на Балтийском море) сдавалась небольшими отрезками, что было иногда обусловлено рядом непредвиденных проблем.

В архиве Ржева обнаружились интересные документы, связанные с решением вопроса о строительстве ж/д магистрали. Так, председатель Ржевской городской Думы Чураков на предложение Великолукской земской управы «О проведении железной дороги Москва-Ржев-В.Луки» высказался категорически против постройки участка «Ржев-Великие Луки».

Его решение было следующим: «Предполагаемая дорога окажется не в состоянии увеличить количество товаров, отправляемых между Москвой и Ржевом. Предполагаемая дорога даст только излишний комфорт владельцам усадеб, находящихся на ее линии, и, несомненно, даст убыток казне по ее эксплуатации».

По всей видимости, на опровержение этого решения, которое вынес главный ржевский чиновник, с различными ходатайствами тогда поднялась местная общественность.

На сессии ржевского уездного земства (1896 г.) был сделан обстоятельный доклад весьма прогрессивного старейшего влиятельного помещика Де Роберти, имевшего в Ржевском уезде большие земельные наделы, в котором он аргументирует важность и значимость сооружения железнодорожного пути «Ржев — В.Луки».

При голосовании решение сессии было следующим: отвергнуть и признать недействительным прежнее постановление Ржевской городской Думы по сооружению и обустройству железной дороги и ПОСТАНОВИТЬ: «Проведение железнодорожных разъездных путей, безусловно, поднимает благосостояние края и широкое развитие этого дела, независимо от направления, в каком будут прокладываться новые пути, крайне желательно». Решение было отправлено Императору в С-Петербург и в Москву для полного утверждения. С того времени железные пути накрепко сплели два дорожно-связующих узла: Ржев-В.Луки.

Бурные революционные события 1905 г. уже совсем скоро показали, что это действительно так. Рабочие станции «Ржев» очень смело и активно показывали себя на различных мероприятиях: был создан революционный рабочий комитет, проводились маевки, забастовочные сходы и т.д. Даже организовалась местная подпольная типография и издавалась газета. Есть отдельные сведения, что в город нелегально приезжал известный революционер и соратник В.И. Ленина — М.В. Фрунзе.

Из архивных документов: «Большую революционную деятельность активно и организованно показали в 1905 г. ржевские железнодорожники. Умело и стойко они провели октябрьскую и декабрьскую забастовку».

Как повествуют источники, 16 октября 1905 г. на станцию «Ржев» во главе с товарищами Табачниковым и Тимофеевым прибыла великолукская делегация рабочих с просьбой о помощи и подкреплении в борьбе с врагами революции. Они приехали с предложением — выехать в В. Луки и освободить из тюрьмы арестованных товарищей. Ржев дал согласие.

Для поддержки революционных настроений «решено было составить два специальных поезда: один — из деповских, а другой — из путейцев и отправиться в В. Луки.

18 октября ржевские рабочие на двух эшелонах уже выехали в В. Луки, где их все ждали на общем собрании великолукских железнодорожных мастерских. При обоюдной встрече было решено провести общую демонстрацию и помочь великолучанам освободить из тюрьмы арестованных товарищей.

В В.Луках, как свидетельствуют документы архива, произошла горячая схватка с полицией. Пятеро ржевитян не вернулись. Тогда в В. Луках на городской митинг, который проходил в центре города, приехала полиция и внутренние войска. В воспоминаниях И.А. Макшинского подробно описываются эти кровавые события октября 1905 г. На подавление восстания были брошены значительные средства, все городские власти и армейские подразделения. Понятно, что безоружное сопротивление железнодорожников оказалось в неравных соотношениях с местными подготовленными силами.

Ржевские и великолукские рабочие в период перестрелок были оттеснены к железной дороге. Во время общих потасовок ржевитяне успели сесть в поезд и уехать. Но сам резонанс «такой революционной поддержки» был очень сильным. А его отголоски долго бродили по всей России.

Подводя итог, можно сказать следующее. История отношений наших городов во многом еще не освещена и мало известна. Она действительно представляет научно-практический интерес, а ее изучение, несомненно, важно для составления общей панорамы регионального развития как на тверском Верхневолжье, так и на псковской земле.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *