О РЖЕВСКОМ ТЕАТРЕ ПАВЛА НЕМИРОВА

Потомки Павла Немирова, приехавшие из Москвы и Петербурга на городской фестиваль «Гори, гори, моя звезда», посетили в клубе ЖД фотовыставку и спектакль «Царь Потап» в исполнении театрального коллектива «Улей» по пьесе А. Копкова (реж. Н. Андреева).

— Мы были очень тронуты увиденным и благодарны всем за бережное отношение к памяти нашего прадеда Павла Семеновича, — говорит Марина Коллар. — Фотовыставка и дополнительный реквизит полностью передают дух того времени. Всем большое спасибо.

Хочу пару слов сказать о своих впечатлениях от спектакля. Сюжет пьесы меня не просто затронул — полностью накрыл с головой. Я с 2011 года начала изучать родословную семьи моей мамы на основании исповедальных ведомостей и ревизских сказок. В крестьянской семье на Руси было часто по 18-25 человек, 3-4 поколения жили под одной крышей. Думала, как они все уживались? Ответ увидела на ржевской сцене. Смотрела спектакль с большим интересом, ловила каждое слово артистов. Играли от души, много режиссерских находок. Очень понравилась игра нищенки, дедушки, Васечки с родителями, Гришки, Елены Сергеевны и многих других. Папаша Потап (Сергей Андреев) и мамаша Екатерина (Марина Кульнева) — выше всех похвал. Сергей так вошел в роль, что я узнала его только, когда он вышел на поклон. Именно папаши и мамаши — основа семьи, соль земли нашей.

Выражаю большую благодарность от всех Колларов-Немировых дружному театральному коллективу «Улей» за теплую и долгожданную встречу, за продолжение дела П. Немирова в Ржеве. Низкий поклон Наталье Андреевой за терпение и мастерство.

Поясним читателям, что Марина Александровна многие годы с увлечением ищет в архивах сведения о Немировых и о той далекой эпохе. О своих удивительных находках в Российском государственном архиве литературы и искусства Марина Коллар рассказала в интервью.

— Марина Александровна, что же интересного вы узнали про Ржев театральный начала XX века?

— Напомню, что П. Немиров в 1900 году приобрел на Торговой площади землю и здание под гостиницу и театр. С января 1901 года на сцене театра были представлены первые спектакли как любительских местных артистов, так и профессиональных артистов Санкт-Петербурга, Москвы.

В 1897 году было образовано театральное справочно-статистическое (с 1904 года в название добавилось слово «комиссионное») бюро в рамках Российского театрального общества в Москве, на Б. Дмитровке. В функции его, в том числе, входило «сосредоточение справочных сведений по спросу и предложений артистического труда, а также посредничество при найме театральных зданий». Из ежегодных отчетов театрального справочного бюро видно, что П. Немиров заключал договоры на зимние сезоны со следующими антерпренерами (в жанре драма): И. Болдырев, Ф. Соколовский, Д. Вышеградский, Л. Правдин, О. Горин и И. Кастровский.

Чертежи театра в Ржеве (из архива 1944 г.)

В архиве сохранилось дело по театру Ржева, всего 10 листов, но содержат они бесценную информацию за период с 1901 по 1916 год. Впервые в театральное бюро Павел Семенович обратился 30 декабря 1901 года, ему был выслан бланк со стандартными вопросами, которые интересовали антерпренеров при выборе театральной площадки для организации будущих спектаклей. В этом деле сохранился фотографический снимок театра, сделан он в виде коллажа: портрет Павла Семеновича, сверху — надпись «На память», внизу — театр с надписью «Устроил театр въ Ржеве ПАВЕЛЪ НЕМИРОВ в 1900 году».

Начиная с 1903 года из Ржева в театральное бюро ежегодно отправлялись заполненные бланки сведений о театре Немирова. Сведения на 8 ноября 1905 года заполнял собственноручно Павел Семенович. И его подпись можно было видеть в экспозиции фотовыставки в клубе ЖД.

— И о чем же говорят эти документы?

— К 1903 году «Театр перестроен и вдвое увеличен», в партере количество рядов увеличилось с 12 до 20.

Павел Семенович сдавал театр только на зимний сезон, либо на длительный период, либо на несколько дней. Например, в 1904 году бюро информирует: «Театр свободен с 5 апреля на 8 дней. На все время 200 руб. с освещением, отоплением, декорациями, служащими на сцену 2 человека, билетерами. Расценки: разклейка афиш — 2 руб., реквизит от 2 руб. и дороже, афиши 6 или 15 руб., задаток — 25 руб.».

В сведениях от 20 октября 1907 года видим более подробную информацию: «1-2 спектакля по 30 р., 30 разъ и больше — дешевле. С освещением, отоплением и прислугой на сцену, с декорациями и мебелью (вполне достаточное количество). Буфет и вешалка не сдаются. За сезон (за весь зимний сезон) бронь раньше 1600-1500 руб., в нынешний сезон можно взять 1300 руб. Кроме вышепоименованных расходов дается еще холстъ и поделки для новых декораций. Задаток 500 руб. при подписании договора. Играть антерпренер должен не менее 12 спектаклей в месяц, а больше — сколько угодно. В свободные от спектаклей дни можно сдавать любителям, <……> труппам, устраивать танцы, вечера, и т.д. Основной сбор от 8 500 до 9000 руб. Можно с труппой съездить в Старицу, Торжокъ, Вязьму и др. г.г. и местам по линии ж.д. Сычевка, отстоящие от Ржева на 40-50 верст. Труппа должна быть порядочная, но не очень большая, человек 18».

Впервые я увидела информацию о концерте (11 декабря 1911 года), где выступали лилипуты.

— Наверное, читателям будет интересно узнать, а что же ставили в Ржевском театре 120 лет тому назад?

— Это были спектакли как драматического содержания, так и комедии, оперетты. Авторы пьес и композиторы водевилей — самые разные, хорошо нам известные и совсем забытые сегодня. С удовольствием смотрели ржевитяне пьесы Островского («Таланты и поклонники», «Горячее сердце», «Бедность — не порок», «Василиса Мелентьева», «Последняя жертва»), а также «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Пролог» Аверченко, «Женитьбу», «Сорочинскую ярмарку», «Вий» и другие произведения Гоголя; пьесы зарубежных авторов: Сидни Джонсон «Гейша», Юзефа Крашевского «Цыганка Аза» и другие.

— Мы знаем, что в театре был пожар.

— Да, но дата нам неизвестна. Однако в сведениях от 3 декабря 1911 года есть следующая информация: «Театр после бывшего пожара заново отделывается, и буфет освещается электричеством».

— Немало познавательного содержат и старые афиши театра.

— Это так. Обнаружила в РГАЛИ уникальное дело, где есть афиша ржевского театра — спектаклей «Таланты и поклонники» и «Маскотта красное солнышко», что ставили в воскресенье 16 января 1905 года.

И вот какие выводы я сделала: почти всегда за один вечер зрителям представляли две пьесы.

На всех афишах есть обязательная фраза «Съ дозволения начальства». Я нашла документ, объясняющий смысл ее. «Главное управление по делам печати предложило в 1872 году утвердить три списка драматических сочинений: дозволенных к представлению безусловно, дозволенных с исключениями и признанных неудобными к представлению. Каждая отпечатанная афиша о театральном представлении или таковом увеселении, в коем были петы куплеты или читаемы стихи, должны быть немедленно по отпечатанию представлена в полицию, в Главное управление по делам печати…»

Обратите внимание: в левом нижнем углу афиши «Печать разрешена 14 января 1905 года. Помощник исправника Шорин».

Еще мы узнаем, что в антрактах между спектаклями до 1907 года играл оркестр 2-го драгунского, а позже — 1-го уланского Санкт-Петербургского полка.

В театре выступали как любительские труппы Ржева, так и профессиональные.

При выступлении любителей драматического искусства часть сбора передавалась на благотворительные цели: «в пользу недостаточных студентов Санкт-Петербургского университета, уроженцев Ржева и его уезда (1908 год), на пополнение стипендий им. Гоголя и Жуковского при Ржевской гимназии (1902), в пользу пострадавших от неурожая (1901), в пользу ремесленного приюта Ржевского благотворительного Владимирского братства (1901), 50 процентов сбора — в пользу жертв войны (1915).

— И еще вопрос. Многие, кто были на фотовыставке, посвященной Павлу Немирову, наверняка обратили внимание в ряду документов на чертежи и схемы. Что это такое?

— Это план ржевского театра. Знаете ли вы, что еще в октябре 1944 года в Москве, на заседании технико-экспертного Совета комитета по делам искусств, был принят технический проект Ржевского драматического театра на 600 мест?

— Уверена, что об этом не знает никто из ржевитян.

— Начиная с 1943 года, Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР участвовал в программе по восстановлению и капитальному строительству театров, филармоний, кинотеатров в городах, освобожденных от оккупации или разрушенных во время бомбардировок. В РГАЛИ есть документы по проектированию их в Челябинске, Сталинграде, Саранске, Курске, Вязьме, Брянске, Калинине, Новосибирске, Торжке, Кемерове, Орле и так далее. Где-то эти проекты были реализованы: (Орел (1949 год), Калинин (1951), Брянск (1949), Новосибирск (1945), Челябинск (1956). Но Ржев в этот список до сих пор не попал. Так же, как Вязьма и Торжок.

— Жаль, конечно. Но понять можно. Время военное — не до театров было. Но вот почему потом, спустя десятилетия, об утвержденном проекте никто не вспомнил — большой вопрос.

— Надеюсь, что в Ржеве будет не только Театральный проезд, но и сам театр. Театр, о котором мечтают жители Ржева.

— Спасибо, Марина Александровна, за беседу. Всего Вам наилучшего! До новой встречи на ржевской земле!

Беседовала Елена СООЛЯТТЭ

Фото из архива М. Коллар

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *