Иллюстрации к фольклору

В середине марта в ржевском Выставочном зале открылась персональная выставка работ Заслуженного художника России Галины Камардиной.

Галина Федоровна Камардина родилась 7 сентября 1953 г. в поселке Касторное Курской области. Будучи еще совсем маленькой девчушкой, впервые взяла в руки карандаши и начала рисовать. Педагоги-родители, оба филологи, стремление дочери к творчеству всячески поддерживали, покупая на скромную учительскую зарплату краски, карандаши и альбомы. А она без устали рисовала все, что попадало в поле зрения: размашисто, основательно, в присущей только ей манере, которую со временем сумела развить и сохранить.

Сначала копировала картинки из детских книг, позже на бумаге появились рожденные воображением стройные березки и зеленые луга. Став чуточку взрослее, сделала первую попытку писать с натуры. Было страшно: не все получалось. К счастью, в поселковую школу пришел новый учитель рисования, недавний выпускник пединститута, который помог ей поверить в себя и в собственные силы.

30_3Позже на глаза 17-летней Галине попалась заметка о наборе в Абрамцевское художественно-промышленное училище, куда будущая художница и поступила в 1970 году, а в 1974-м с отличием окончила. Вышла замуж и переехала в Калинин (Тверь), где живет и работает поныне. С 1976 года преподает изобразительное искусство в Тверской детской художественной школе имени Серова. С 1980 года Галина Камардина является членом Союза художников России, в 2007-м ей присвоено звание «Заслуженный художник России». Она профессионально работает в разных видах изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (керамика, дерево), книжная иллюстрация, оформление интерьера.

Послужному списку Галины Камардиной может позавидовать любой художник. Она участвовала в десятках выставок — всесоюзных, всероссийских, межрегиональных, областных; выставляла свои работы за рубежом: в Германии, Испании, Италии, США, Швеции, Венгрии, Японии, Финляндии, Румынии…

Художница давно выработала свой стиль, который и есть признак мастерства, яркой индивидуальности. Ее живопись, графику можно узнать по почерку из тысяч работ. Творчество Камардиной можно с чем-то сравнивать, но нельзя ни с чем спутать.

По натуре она человек отзывчивый и чуткий. Братья-художники относятся к Галине Федоровне с нежным трепетом, признавая в ее творчестве силу образов и правоту мыслей, а ученики и коллеги по преподавательской деятельности называют «учителем от Бога».

30_2— В работах Галины запечатлены представления о русском народном искусстве, быте позапрошлого века, знания об обычаях и обрядах русского народа, — говорит народный художник России Николай Дочкин. — Ее работы — это точные иллюстрации к притчам, бытописаниям, былинам, сказкам. Глядя на них, появляется желание написать историю русского народа, описать его природный оптимизм, радушие, доброту и простоту.

Работы художницы не передают в точности реалии жизни. В них много вымысла, иносказаний — в литературе это называют эзоповым языком. Например, на картинах можно видеть много красного цвета. Для Камардиной он символизирует саму жизнь, жизненные силы природы и русского народа, а также беззаветную преданность родной земле. Образ России в творчестве Галины Федоровны — это образ женщины, будь то простая русская баба с серпом или красная девица, которую воин-богатырь спасает от Змея Горыныча (такой сюжет присутствует на одной из картин, причем витязь держит меч в левой руке, а левши, как известно, больше доверяют сердцу, нежели разуму, «левая рука — от сердца»).

Галина Федоровна относится к народным традициям и укладу жизни старой России с исключительным уважением; полотна, изображающие девушек и женщин в нарядах как минимум позапрошлого столетия, занятых ткачеством или полевыми работами, являют нам некое воплощенное сожаление о потере этой части русского культурного наследия. Оглянитесь вокруг. Сегодня и в Москве, и во Владивостоке все ходят в почти одинаковой одежде, а еще в XIX в. в каждой местности были свои костюмы, обычаи, обряды. Люди знали, как построить дом, сделать прялку, украсить кокошник. Все мог делать русский народ добротно и красиво. В наше время, к сожалению, многие народные промыслы постепенно исчезают: передать нужные умения и навыки некому, идет поглощение деревень и малых городов мегаполисами, происходит насаждение культурных ценностей и мировоззрения, глубоко чуждых традиционным…

Работы Галины Камардиной можно назвать философскими — несмотря на кажущуюся простоту художественного исполнения (некоторые из них похожи на детские рисунки), они наполнены глубоким смыслом. Стоя перед ними, есть о чем подумать, поразмышлять — о красоте народной жизни, ее многообразии и парадоксах.

Татьяна САФРОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *