ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ

Совсем недавно, в конце декабря, я познакомилась с интересным человеком: москвичкой Надеждой Максимовой, которая, прочитав опубликованные в «Ржевских новостях» краеведческие исследования Натальи Драновой об известных людях-ржевитянах, живших в нашем городе в XIX — начале XX века (статьи «Время и люди»), более подробно рассказала об истории семьи Павла Парички, старшая дочь которого — прабабушка Надежды Максимовой.

— Надежда Алексеевна, расскажите о себе. Кто Вы по профессии?

— Я — экспозиционер и музейный проектировщик. Окончила отделение истории искусств на историческом факультете МГУ. Сейчас мы с мужем работаем как независимые кураторы, проектируем музейные экспозиции выступаем в качестве экспертов в музейных конкурсах. К примеру, в 2022 году я разработала художественное оформление фестиваля «Антоновские яблоки» в Коломне, исследовала материалы и разработала концепцию выставки «Музейное дело» в Музее истории ГУЛАГа. Сейчас мы проектируем экспозицию Албазинского острога под Благовещенском.

— Как интересно! А какой проект особо памятен и почему?

Н. Максимова с детьми

— В музейной сфере, как и в любой другой, очень часто встречается ситуация «сапожник без сапог», когда у человека не доходят руки до того, что его очень волнует, до самого личного. По счастью, я в какой-то момент поняла, что раз для меня важна история моей семьи,
нужно попробовать рассказать отдельные эпизоды, а также истории других семей, в музейном проекте. Так родился проект об истории Ржева, именно он для меня самый важный, и о нем я больше всего люблю рассказывать на различных профессиональных встречах.

— Расскажите, пожалуйста, о Ваших ржевских корнях.

— История семьи всегда была мне интересна, я с детства любила рассматривать старинные открытки, дореволюционные фотографии. Моя прабабушка Надежда Павловна, родившаяся в Ржеве, переехала в Москву до революции, чтобы продолжить обучение. В Москве училась в гимназии Мансбах, после окончания вернулась в Ржев. В 1917 году вышла замуж за
Георгия Криушенко, у нее родилась дочь, моя бабушка, Марианна Георгиевна. С 1921-го они окончательно переехали в Москву. Для прабабушки Ржев ее детства и юности всегда оставался самым важным и любимым городом, она очень много рассказывала о нем моим бабушке и маме, сохранила довольно большой архив фотографий и открыток.

— А что Вы знаете о своем прадеде?

Нина, Володя, Мария Михайловна, Надя, Боря и Паша Паричка

— Павел Андреевич Паричка родился 26 апреля 1855 года в маленьком словацком городке Коштяны-над-Турком. Он был вторым сыном в семье и вместе с младшим братом отправился на заработки в Российскую империю. Женился и поселился в Ржеве. Умер в 1908 году, и к этому моменту владел Варшавским магазином на Торговой площади, имением Калинкино в пяти километрах севернее Ржева (в районе нынешнего Полунино) и винокуренным заводом там же.

У них с женой было пятеро детей, три мальчика и две девочки. Моя прабабушка — старшая. Двое ее братьев, Павел и Владимир, в 1928 году уехали в Словакию, младшие брат и сестра — в Ленинград. Они погибли в начале войны, он на фронте, она в блокадном городе. Правнук брата Бориса по-прежнему живет с семьей в Санкт-Петербурге. А правнучка младшей сестры Антонины — под Москвой, на днях исполнился год ее сыну.

— Вы общаетесь с родственниками?

— Мы никогда не теряли связи с родными, хотя моя прабабушка не видела брата Павла с 1928 года и по 1962-й, когда он, наконец, смог приехать в Москву. Она не переставала переписываться с родственниками. Мы ездили в гости к нашей «словацкой» части семьи, у них сохранилась информация о предках с середины XVIII века. В Братиславе есть улица Паричка.

Моя прабабушка единственная уехала в Москву, работала в институте Академии наук, там же всю жизнь проработала и моя бабушка-геолог. В экспедиции в Средней Азии она познакомилась с моим дедом, археологом греческого происхождения, Виктором Сарианиди. У них родилась моя мама, художник-эмальер.

— А в Ржеве Вы бывали?

— Первый раз мы с мамой приехали в Ржев в 2005 году, познакомились с Ольгой Дудкиной, передали в музей несколько семейных предметов и фото. Тогда же я впервые встретилась с Олегом Кондратьевым, и очень благодарна ему за то, что он так щедро делился с нами своими поистине энциклопедическими знаниями.

С тех пор я постоянно узнаю что-то новое, езжу в Тверской архив, внимательно изучаю документы, хранящиеся у нас. И раз за разом с удивлением нахожу в них какую-то новую информацию.

— Это стало Вашим увлечением или чем-то большим?

— Для меня поиск информации о членах своей семьи — естественное и постоянное занятие, я все время немного думаю об этом и понимаю, где и что еще можно поискать. А любая новая информация расширяет мое представление о прошлом, делает жизнь родственников и их окружения чуть ближе ко мне.

П. Коллар и А. Дегтярева. 10.09.1897 г.

Так, например, в 2018 году Российский фонд культуры проводил музейный конкурс, и я предложила коллегам из музея и Наталье и Олегу Драновым реализовать проект «Археология возможностей», посвященный истории Ржева ХХ века. Я очень благодарна, что они меня тогда поддержали и много сделали для того, чтобы выставка в музее состоялась. Во время работы над выставкой я поняла, что в архивах и в семьях на самом деле сохранилось очень много информации о городе, неизвестной широкой аудитории. И ее еще предстоит открыть.

— Во время работы над материалом про театр Немирова меня заинтересовало фото: молодой Павел Коллар с юной интересной девушкой. Вы не знаете, кто она?

— Эта фотография всегда была в нашем семейном альбоме, но мы не очень обращали на нее внимание. У моей прапрабабушки Марии Михайловны Дегтяревой, жены Павла Парички, было три сестры, есть фото, на котором трое из четверых — Антонина, Анна и Мария. Судя по всему, на фото, о котором Вы спрашиваете, — Антонина Дегтярева. На обороте надпись: «На добрую
память А.М. Дегтяревой от П.О. Коллара. Вспоминайте почаще, что у Вас есть знакомый молодой человек, который относится к Вам с уважением за Вашу веселость и внимание. Ржев, 10 сентября 1897 года».

— Думаю, стоит напомнить нашим читателям о том, кто такой Павел Коллар.

— Павел Коллар (1879-1938) — известный ржевский пиротехник. Учился пиротехническому делу в Петербурге. Построил в Ржеве мастерскую, в которой изготавливались фейерверки для Москвы и Петербурга. В 1905 году Павел Иосифович женился на Антонине Немировой — дочери Павла Немирова. Построил большой дом, сохранившийся в Ржеве до сих пор (ул. Комсомольская, д. 5/8). В доме Колларов жили девять детей, пятеро своих (Вера, Зоя, Володя, близнецы Павел и Нина) и четверо племянников — Валериан, Василий, Иосиф и Всеволод. Жена Павла Ивановича была на семь лет моложе, она занималась хозяйством и воспитанием детей.

В 1937 году Павла Коллара арестовали (предположительно по делу Кирова), а в 1938-м — расстреляли в Зубцовской тюрьме. Вот такая трагическая судьба у этого интересного человека, оставившего заметный след в истории Ржева.

Я обратила внимание на это фото, когда по подсказке Ольги Кузьминой связалась с Мариной Коллар. Благодаря Марине я смогла найти примерное место могилы Павла Андреевича Парички, о чем сложно было мечтать спустя столько лет. Да, дореволюционное кладбище чудом уцелело, но кладбищенских книг нет, и после войны оно изменилось до неузнаваемости. Благодаря Марине Коллар я узнала, что дочка Павла Коллара Нина Павловна еще в 1970-х годах показывала место не сохранившегося памятника своего деда, рядом с которым было захоронение Павла Парички. Учитывая, что обе семьи, Паричка и Коллар, были австро-венгерскими подданными, соседство их участков на кладбище достаточно логично. А я, в свою очередь, среди своих знакомых обнаружила правнучку Федора Павловича Немирова и познакомила ее с Мариной Александровной.

Огромное количество новой для себя информации я узнала за годы знакомства от Натальи и Олега Драновых. Благодаря им увидела фото Варшавского магазина до перестройки. Теперь я знаю, что здание менялось, у него в разные годы было 5 и 9 окон по фасаду!

— Какое впечатление на Вас произвел современный Ржев?

— Для меня всегда поездка в Ржев — важный и волнующий момент. Не перестаю поражаться красоте ландшафта и потрясающим видам Волги. Каждое сохранившееся довоенное здание, на мой взгляд, требует заботы и внимания, потому что формирует образ города с многовековой историей. И, конечно, самое главное для меня в Ржеве — прекрасные люди, увлеченные его историей, общение с которыми принесло столько радости.

— Спасибо за интересный рассказ. Всего Вам доброго!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото из архива Ирины Сарианиди

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *